Новое учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории»

Мы рады сообщить, что вышло в свет учебно-методическое пособие по трудным вопросам отечественной истории, подготовленное НБФ «Наследие» в рамках реализации проекта «Наследие моего Отечества», поддержанного Фондом президентских грантов в 2017-2018 гг.

Авторы: Д.М. Володихин, А.А. Музафаров, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева

Вот краткая аннотация книги:

Министерство образования Российской Федерации разработало перечень из 31 «трудного вопроса» по отечественной истории. Это вопросы, по которым в науке ведутся дискуссии. Предлагаемое учебно-методическое пособие в популярной форме предлагает ответы на вопросы из списка. Работая над ним, авторы руководствовались научной точностью, то есть использовали работы с «переднего края науки» и свидетельства из источников, прошедших многослойную критику специалистов, придерживались принципа почтительного отношения к деяниям наших предков, уважения к истории нашего Отечества. Книга дает «прозрачные» отсылки к историческим фактам, что обеспечивает преподавателю методические рекомендации к использованию материала в учебном процессе. В методических целях указана литература, рекомендуемая к ознакомлению по каждой теме. Пособие адресовано учащимся средних и высших учебных заведений, а также преподавателям истории.

Книга рекомендована Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

Рецензенты пособия д.и.н. Лавров В.М. и д.и.н. Минаков А.Ю.

Организации, заинтересованные в получении издания, просим оставить заявку на почте info@nbfnasledie.ru

Предусмотрена бесплатная рассылка первых пятидесяти заказов (адресов). Количество книг по одному адресу не более двух. Заказ количества книг, превышающего 2 шт. оформляется по запросу с предоставлением официального письма от организации с учетом оплаты почтовых расходов. Обратите внимание: рассмотрение заявок состоится 29 июня. Подробная информация будет опубликована на сайте.


Учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» рекомендовано Ученым советом исторического факультета Воронежского государственного университета для использования в образовательном процессе студентами ВУЗов, учащимися средних общеобразовательных учебных заведений, преподавателями истории.

ЧИТАТЬ  РЕКОМЕНДАЦИЮ


В.М. Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН

Рецензия на учебно-методическое пособие «Трудные вопросы отечественной истории» под редакцией Д.М. Володихина

Многочисленные учебники истории, нередко являющие собой либо тематический заказ, либо идеологический проект, обрушили на читателей взаимоисключающие трактовки и выводы даже по основополагающим проблемам российской истории. Министерство образования России разработало перечень из более чем тридцати трудных вопросов по Отечественной истории, являющихся не просто дискуссионными в исторической науке, но и вызывающих политическое напряжение в сегодняшнем обществе. Выход в свет пособия, предлагающего ответы на эти вопросы, следует признать весьма актуальным и своевременным.

В авторском коллективе – известные историки, снискавшие авторитет в обществе, давно и плодотворно разрабатывающие основополагающие проблемы отечественной истории: Д.М. Володихин, Г.А. Елисеев, О.И. Елисеева и А.А. Музафаров. Авторы не объявляют свой труд образцом «объективной истории». Гносеологическим ключом для авторского коллектива является чувство сыновней любви к прошлому Отечества или, используя строки А.С. Пушкина, – «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Именно на этой основе авторы приглашают читателя к спокойному и взвешенному обсуждению вопросов истории, демонстрируя стремление способствовать объединению всех, для кого история – это учитель жизни, кому интересно и дорого объективное знание прошлого нашей страны.

В хронологическом порядке авторы рассматривают вопросы из перечня, разработанного Министерством образования, начиная с образования Древнерусского государства и кончая распадом СССР. При этом главное внимание уделяется тем проблемам, которые получили серьезную научную разработку на основе изучения широкого круга исторических источников. Авторы сознательно ограничивают круг рассматриваемых вопросов, относящихся преимущественно к началу и второй половине ХХ века, которые остаются дискуссионными в российской историографии, поскольку их полноценное освещение требует дальнейшей серьезной работы исследователей и появления подлинно научных трудов.

При этом особо следует выделить вдумчивые и объективные разделы Д.М. Володихина (Роль Ивана IV Грозного в российской истории; Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы), О.И. Елисеевой (Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований) и Г.А. Елисеева (Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина). Принципиально важен вывод Д.М. Володихина: «Царь Петр I отнял у Церкви ее исключительное положение и низвел ее до состояния, в котором она функционировала как часть государственного аппарата, управляемая светским чиновником. Это ослабило Церковь, но и само государство лишилось мощной духовной опоры, что в конечном итоге стало одной из причин социального катаклизма 1917 года». Заслуживает внимания и другое историческое наблюдение Володихина:

«Монарх в большинстве случаев готовился к деятельности у кормила власти с детства. Он получал не только особым образом заостренное образование, но и наставления от членов семьи, давно погруженных в дела большой политики, а также опыт от военной и административной работы. Со второй половины XVIII века на российском престоле не бывало людей необразованных или не подготовленных к трудам правителя. В отличие от наследственной монархии республиканская парламентарная система могла привести на высоту верховной власти человека случайного, не имеющего систематических знаний, злонамеренного демагога, слабовольную марионетку. В силу этого, Империей на протяжении полутора десятилетий никогда не управляли столь слабые по части способностей к государственной работе, сомнительные и даже прямо скандальные люди, как, например, североамериканские президенты Хейс и Гардинг».

Заслуживает высокой оценки способ подачи материала, выбранный авторами. Каждая глава содержит краткое обоснование темы и сжатый, но емкий обзор историографии, с указанием источников, на которые опираются сторонники различных взглядов по данному вопросу. Авторы предлагают читателю спокойное, взвешенное обсуждение проблемы, знакомят с имеющимися точками зрения в исторической науке, приводят свои аргументированные выводы, при этом используют работы «с переднего края науки», малоизвестные и новые исторические источники.

Необходимо отметить разумно выбранный стиль изложения, позволяющий интересно и в доступной широкому читателю форме говорить о сложных проблемах, не упрощая их и не скатываясь к их примитивизации и вульгаризации. Несомненной заслугой авторского коллектива является сжатое по форме, но весьма рельефное панорамное освещение русской истории, насыщенное портретами реальных живых героев, духовных пастырей, государственных и общественных деятелей.

Представленное пособие является качественной, сбалансированной работой, удачным примером очищения наших исторических знаний от фальсификаций. Книга будит мысль, укрепляет национально-государственное самосознание. Она окажет большую помощь преподавателям и учащимся, будет интересна и полезна всем, кто интересуется Отечественной историей.