Цель конкурса: развитие творческого потенциала молодежи; стимулирование интереса молодежи к отечественной истории.

 

Общие положения.

Министерством образования России составлен перечень трудных вопросов истории России, относящихся к разным историческим периодам (приложение 1). Участникам конкурса предлагается подготовить работу в рамках тематических направлений из указанного списка.

На конкурс принимаются научные работы (статьи, доклады, эссе), выполненные как самостоятельно, так и в рамках учебного процесса (курсовые и дипломные работы), написанные не ранее 01 ноября 2016 года. Допускается участие работ, опубликованных в научных изданиях. Для оценки работ создается жюри конкурса, в составе которого 7 человек. В каждой категории участников определяется три призовых места.

 

Требования к участникам.

В конкурсе могут принять участие граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет – студенты, молодые ученые, магистранты, аспиранты, школьники старших классов, а также преподаватели истории.

Конкурс работ проводится по трем категориям участников:

  1. Студенты и школьники старших классов;
  2. Аспиранты и молодые ученые;
  3. Преподаватели истории.

Сроки проведения конкурса.

  1. Срок подачи конкурсных работ с 1 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года.
  2. Сроки рассмотрения работ конкурсной комиссией с 11 марта по 30 марта 2018 года.
  3. Подведение итогов конкурса 31 марта 2018 года с публикацией информации на информресурсах НБФ «Наследие» http://ruslemnos.ru/ и «Двуглавый орел» https://rusorel.info/
  4. Торжественная церемония награждения победителей конкурса в Москве в апреле 2018 года.

Требования к конкурсной работе.

Объем работы – от 10 до 30 тысяч знаков с пробелами.

Работы принимаются в электронном виде в формате MS Word по адресу — nasledie@rusorel.info с заголовком «Конкурс работ молодых историков».

В сопроводительном письме необходимо сообщить краткие сведения об авторе согласно приложенному образцу (приложение 2). Работы без такой справки к участию в конкурсе не допускаются.

Конкурс работ среди молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей истории «Наследие моего Отечества» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в 2017 году.

 

Приложение 1.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «трудных вопросов истории», подготовленный Министерством образования России.

1) образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2) существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3) исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

4) причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

5) роль Ивана IV Грозного в российской истории;

6) попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

7) присоединение Украины к России (причины и последствия);

8) фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

9) причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

10) сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

11) оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

12) характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;

13) оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.;

14) характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

15) оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;

16) причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

17) русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;

18) причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

19) характер национальной политики большевиков и ее оценка;

20) причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

21) оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

22) цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

23) оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

24) советская национальная политика;

25) причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

26) оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

27) причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

28) оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);

29) причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

30) оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

31) причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 

Приложение 2.

Справка об авторе, прилагаемая в сопроводительном письме:

Фамилия Имя Отчество

Год Рождения

Место работы/учебы

Должность

Адрес электронной почты

Телефон для связи