Деникинская «фабрика грез»

Ежегодно красоты Крымского полуострова привлекают не только многочисленных отдыхающих и туристов. С момента зарождения отечественного кинематографа и до настоящего времени регион остается неизменно притягательным для режиссеров и съемочных групп. Особенно любимы кинематографистами локации Южного берега Крыма. Живописные пейзажи, парки, дворцы – все это неоднократно становилось естественными декорациями, на фоне которых происходило действие самых разнообразных картин.

Киноосвоение региона началось в начале ХХ в. французской кинофирмой Pathe (Патэ), приславшей своих операторов для съемки видовых фильмов. В дальнейшем российскими и зарубежными кинооператорами были сняты документальные ленты, запечатлевшие пребывание царской семьи в Ливадии и Ялте, а также связанные события. В 1911 г., к юбилею первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. пионер отечественной кинематографии Александр Ханжонков снял в 1911 году первый российский полнометражный исторический игровой фильм «Оборона Севастополя», который уже осенью того же года был показан императору Николаю II в Ливадии.

Начиная с 1910-х гг. Крым становится постоянной площадкой для съемок игрового кино. В 1917 г. Акционерное общество «Ханжонков и Ко» открыло свою летнюю киносъемочную базу в Ялте. Вслед за Ханжонковым в том же году другой видный российский кинопредприниматель Иосиф Ермольев открыл свое ялтинское киноателье.

Производство кинофильмов на ялтинских киностудиях не прекратилось и в послереволюционный период. Может показаться невероятным, но лихолетье Гражданской войны стало эпохой подлинного расцвета местной кинопромышленности.

Разумеется, речь идет о том времени, когда регион контролировался антибольшевистскими силами. Стоило советской власти на время исчезнуть, и ялтинская кино-жизнь оживала. Особенно благоприятным для производителей фильмов был период с лета 1919 по ноябрь 1920 г., когда Южный берег Крыма на долгие месяцы оказался в глубоком тылу Белой армии.

Органы пропаганды при главнокомандующем вооруженными силами Юга России генерал-лейтенанте Антоне Деникине по достоинству оценили наличие здесь многочисленных киностудий и киноателье.

Значение «важнейшего из искусств» в деле продвижения и популяризации задач и целей борьбы с большевизмом не вызывало сомнений. Как следствие, уже летом 1919 г. местные кинопроизводители получили заказы на изготовление агитационных документальных и художественных фильмов.

Надо сказать, что в этот период в регионе был сосредоточен весь цвет дореволюционной российской кинематографии: продюсеры, режиссеры, сценаристы, операторы, актеры.

Еще в январе 1919 г. деникинский пропагандист Владимир Амфитеатров-Кадашев выработал тематические приоритеты планы в производстве кинопродукции:

«1) хроника событий <…>;

2) большие картины “американского” типа с определенной антибольшевистской тенденцией <…>;

3) комедии, для коих наша современность дает богатейший материал».

Отмечалось, что последние два вида фильмов могут быть осуществлены либо при помощи собственных сил, что сложнее, так как надо организовывать труппу и, самое главное, построить ателье, которого в Ростове, конечно, не имелось; либо заключения договоров на производство фильмов по готовым сценариям крымским производителям.

Вскоре задачи «белого» кинопроизводства были конкретизированы: «Киноотдел в своих картинах дает снимки трех родов: хроника Гражданской войны, художественно-воспитательные картины, фильмы научного содержания. В деле агитации красной нитью проходил лозунг «Единая свободная Россия». Никоим образом не допускалась «пропаганда, могущая вызвать классовый или национальный антагонизм». Руководящими принципами работы провозглашались политическая трезвость и умеренность, неутомимая деятельность, бодрая вера в конечный успех».

Немаловажно и то, что сам А. Ханжонков воспринял идею антибольшевистской кинопропаганды как общественное служение, тем более что к этому были и личные мотивы — осенью 1919 г. его московская кинофабрика со всем движимым и недвижимым имуществом, кинотеатр на Триумфальной площади и даже негативы прежних постановок были национализированы советской властью. В октябре того же года он возглавил работу специального съезда кинопромышленников юга России, на котором участники договорились «выпустить коллективным изданием художественно-агитационные ленты для принесения в дар командующему Вооруженными силами юга России, а все доходы от проката картины обратить на нужды борьбы с большевиками».

Как следствие, начиная со второго полугодия 1919 г. Ялта и другие освобожденные от большевиков региона Юга России (например, Одесса) стали площадкой для производства документальных и художественных фильмов, призванных донести до широких масс цели и задачи Белой борьбы, а также популярно донести мысль о деструктивной сущности большевизма.

Не представляется возможным перечислить все киноленты, созданные по заказу деникинских органов пропаганды. Но их число определенно было немалым. Больше того – среди снятых фильмов были подлинные блокбастеры (картины, чьи съемки проходили в нескольких регионах, имели массовые сцены, в которых даже фигурировала военная техника). К сожалению, этот пласт произведений отечественного кинематографа в большинстве своем безвозвратно утрачен. Так, не пережил военно-революционного времени фильм «Мученики мола», съемки которого проводились в 1919-начале 1920 г. в Крыму, Одессе и на прифронтовой территории. К сожалению, сюжет картины до настоящего времени неизвестен. Можно лишь строить догадки. Название фильма намекает на связь с трагическими событиями начала 1918 г., когда большевики и другие левые радикалы расстреляли и утопили на ялтинском молу сотни людей. Инициатором создания фильма выступил Дмитрий Харитонов — видный российский кинопроизводитель и предприниматель. Несмотря на то, что при съемках были задействованы немалые ресурсы и средства, картина не сохранилась. И даже публикации в прессе не позволяют установить, о чем было это кино.

Другому блокбастеру деникинской эры – фильму «Жизнь – Родине, честь – никому», повезло значительно больше. Пусть и не полностью, он сохранился. Картина имела нетривиальный сюжет. Она в полной мере показывала антигосударственную и преступную деятельность большевиков накануне и после Октябрьского переворота. При этом подчеркивалась их связь с германскими спецслужбами. Этому злу противостояли офицеры Добровольческой армии. Заканчивалась лента – ни много ни мало…взятием деникинцами Москвы. К сожалению, формат публикации не позволяет в полной мере рассказать об этой картине. Ее сюжет, художественные особенности, а также сопутствующая рекламная кампания и отзывы в прессе – тема отдельного очерка. Ограничимся тем, что вышедший фильм имел невероятный успех.

Всплеск кинематографической деятельности на Белом Юге, однако, не был долгим. Провал наступления на Москву, последовавшие за ним политический развал и экономический хаос, затруднили либо сделали невозможным создание новых фильмов. Тем не менее, вплоть до оставления белыми Крыма в ноябре 1920 г. в ялтинских киноателье все еще теплилась жизнь. После окончания Гражданской войны судьбы владельцев киностудий, актеров, сценаристов и режиссеров сложились по-разному. Кто-то из них (как, например, Анатолий Смиранин, известный по роли старого Бальтазара в экранизации фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия») успешно продолжил творческую карьеру в СССР. И все же многие предпочли эмигрировать.  Судьбы некоторых кинематографистов были трагическими: накануне эвакуации Белого Крыма покончили с собой популярные актеры Нина Вяземская и Владимир Неронов, сотрудники деникинской контрразведки арестовали по политическому обвинению и расстреляли актера Константина Джемарова.

После окончательного установления в регионе советской власти красоты Южного берега Крыма продолжили привлекать съемочные группы и режиссеров. Но это была уже другая эпоха отечественного киноискусства.

 

Дмитрий Соколов