В 1812 году всплыла на поверхность одна из самых одиозных исторических фальшивок и по сей день, несмотря на её солидарную и уничтожающую критику со стороны экспертного сообщества, продолжающая оставаться одним главных жупелов антироссийской пропаганды. Речь идет о так называемом «Завещании Петра Великого», в своё время оказавшем определенное влияние на европейскую политику. Автор и источник этой довольно грубой и шитой белыми нитками через край фальсификации до сих пор не установлен. И, вероятно, вряд ли когда-нибудь будет. Этот подметный документ был издан в России на французском языке в 1812 году, что сразу указало, что адресован он был образованной части общества, как целевой группе.
Документ, якобы написанный от имени российского самодержца, был адресован будущим преемникам первого русского Императора. Текст этого политического «Завещания»-наставления представлял собой 14 тезисов, в которых Император Петр I настоятельно рекомендовал своим потомкам держать русский народ в состоянии постоянной войны. Только таким образом российский государь, по мнению авторов текста, мог постоянно поддерживать в армии высокий боевой дух и сохранение профессиональных навыков. Также рекомендовалось использовать любые возможности и методы для расширения границ Империи. Кроме того, согласно тексту, следовало постоянно обучаться ратному делу у лучших иностранных военачальников и офицеров, «выписывая» и нанимая тех за границей.
Завещание Петра Великого будто бы призывало его преемников на российском престоле при любой возможности вмешиваться в любые межгосударственные политические распри ради получения для Империи территориальной выгоды. Ради этой благородной цели Петр I считал оправданным и необходимым стравливание наиболее сильных европейских держав между собою, поскольку это влечет за собой ослабление геополитических конкурентов и идет на пользу России.
«Завещание» давало конкретные указания, с кем из «партнеров» надлежало поддерживать видимость мира, а кого, не смущаясь, подавлять своей дипломатической и военной мощью. Для реализации этой стратегической программы следовало завладеть восточным регионом ради найденных там богатых месторождений золота. Это заметно подняло бы уровень экономического развития России.
Таким образом изготовители пропагандистской фальшивки пытались показать «Завещание» как некий геополитический план установления мирового господства методом перманентного ведения войн, перемежающихся манипулятивными дипломатическими ходами и провокациями. Детальная проработка плана руководства с указанием, как это следует делать и какие тактики применять к тем или иным странам, должны были вызвать особое доверие к сенсационному документу.
В 1877 году историк Сергей Шубинский обнародовал результаты первого научного исследования текста, убедительно опровергнув подлинность «Завещания». Впоследствии множество ученых интересовалось вопросом его подлинности. И все они пришли к однозначному выводу, что «Завещание Петра Великого» — довольно грубо сработанная фальшивка. Однако, как это нередко случается, этот пусть и не слишком надежный документ уже начал жить своей собственной автономной жизнью, неоднократно используясь в целях антироссийской пропаганды и демонизации традиций русской государственности.
Большинство ученых, занимавшихся эти вопросом, сходятся в том, что «Завещание Петра Великого» — результат коллективных усилий скорее всего французских политиков наполеоновской эпохи.
С самого начала было совершенно очевидны откровенно враждебные по отношению к России намерения авторов приписываемого Петру «Завещания». Публикация текста фальсификации прямо связана с именем довольно известного французского дипломата и историка Шарля-Луи Лезюра. Французский дипломат представлял поход Наполеона I в Россию как законный и превентивный ответ континентальной Европы на экспансионистские притязания России достичь мирового господства. С этой целью Легюр опубликовал книгу «О возрастании русского могущества от основания его до начала XIX столетия», в которой были следующие слова:
«Уверяют, что в домашнем архиве русских Императоров хранятся секретные мемуары, писанные собственноручно Петром I, где откровенно изложены планы этого государя, которые он поручает вниманию своих преемников и которым многие из них, действительно, следовали с твёрдостью, можно сказать, религиозной».
Однако полный текст этого трескучего исторического апокрифа был опубликован лишь в 1836 году в книге «Записки шевалье Д’Еона (де Бомона), опубликованные Фредериком Гайярде». В этой книжонке Гайярде клялся и божился, что изданное им «завещание» является аутентичной копией документа, добытого и вывезенного Д’Еоном из России.
Однако, как и большинство прочих исторических подделок, «Завещание» не смогло избежать очевидных ляпов, изобличающих «достоверность» этого документа. Так, например, Император Пётр I, будучи во вменяемом состоянии, ни при каких обстоятельствах, не мог бы определить свою русскую армию «азиатскими ордами», а православных подданных Османской Империи и Венгрии высокомерно назвать «схизматиками».
Как там ни было, надо признать, фальсификация приобрела такую значительную популярность, что вопрос о её подлинности отошел на второй план. И после падения Наполеона «Завещание» неоднократно использовалось в пропагандистских целях, в том числе и во время Крымской войны середины XIX столетия, а также Великой (Первой мировой) войны.
Илья Рябцев