Образование в Российской Империи на примере г. Екатеринбурга в кон. XIX – нач. ХХ в.

Одним из самых устойчивых мифов об Императорской России является миф о необразованном населении в Империи и об элитарном образовании, которое якобы было доступным только узкой привилегированной прослойке из аристократии.

Ситуацию с пониманием подлинной картины образования в России осложняет и то, что ситуация в области образования и просвещения в Империи сильно отличалась от привычной нам. Многие нюансы того времени нам неочевидны, непонятны и зачастую даже не учитываются. Так, образование не было единым и централизованным, как мы привыкли. Не было привычной нам триады: начальная школа – средняя школа – старшая школа. Образование в Российской Империи было разнообразным, включая в себя большое количество типов учебных заведений: церковно-приходские школы, епархиальные и начальные училища, гимназии (мужские и женские), реальные и коммерческие училища, кадетские корпуса, семинарии, университеты, военные училища, духовные академии и многие другие. Добавим, что не все из них подчинялись министерству народного просвещения (МНП). Кто-то подчинялся Синоду, кто-то военному министерству, кто-то – министерству торговли и промышленности, а кто-то – органам местного самоуправления. Поэтому, если мы будем учитывать статистику только МНП, то получим неполную картину. Есть и другие нюансы. Например, весьма распространено было домашнее обучение. Или ещё статистический нюанс. Часто сравнивают количество грамотных новобранцев в России и, например, в Германии. В последней проценты больше. На основе этого делают вывод об «отсталости» России. Но суть в том, что наиболее грамотные люди Российской Империи – выпускники гимназий и университетов – шли в армию «вольноопределяющимися» и проходили как добровольно поступающие на службу и, соответственно, в статистике именно призывников не учитывались. В Германии такого не было – там призыв был почти тотальный. Кстати, о сравнении России и стран мира. Это проблема не только сравнения уровня грамотности/образованности, но и других сфер. Когда нашу страну сравнивают с Европой, то как правило Россию берут всю, считают всё население – от петербургского профессора до кочевника на окраине Империи и от стариков, которые родились ещё до отмены крепостного права, до младенцев, которые неграмотны в силу возраста. Механически высчитанный, такой процент грамотных, конечно, будет невелик. А что в Европе? А там считают исключительно страны метрополии! Только Германию, без Танганьики, Намибии, островов Тихого океана. Или только Британские острова и Ирландию, без Индии, Африки, Австралии, Канады. Если усреднить уровень образования жителей Лондона или Берлина и представителей зулусов или готтентотов, цифра, надо полагать, получится тоже не сильно высокая. Есть ещё один момент: иногда считают все территории России, кроме… Польши и Финляндии – одних из самых грамотных губерний. Это всё равно, если бы в Германии уровень образования считали вместе со всеми её африканскими владениями, но без Баварии.

Словом, как мы видим, в разговоре о степени образованности подданных Российской империи нас подстерегает множество подводных камей. В этой связи целесообразно исследовать отдельные местности. Они дадут нам представление о том, насколько равномерно развивались разные части страны. И в нашей статье мы рассмотрим ситуацию с образованием в Екатеринбурге. Вроде бы это был всего лишь уездный город Пермской губернии, не уступавший, однако, губернскому центру и всегда бывший в губернии более или менее независимым от пермской власти.

Итак, первая всеобщая перепись населения (1897 г.) выявила в Екатеринбурге 58,8% грамотных горожан, в т. ч. среди мужчин было 70,5%, среди женщин – 48,8%. Это были весьма большие цифры. Причём среди самого активного населения, от 20 до примерно 40 лет, процент, полагаем, был ещё больше.

Начнём говорить об учебных заведениях Екатеринбурга с самого известного типа – с гимназий и реальных училищ.

22 октября 1861 г. в здании Уральского горного училища на Главном проспекте начала работу классическая мужская гимназия. Указ о создании в Екатеринбурге мужской гимназии был подписан императором Александром II (в последствии, гимназия получила имя Царя-Освободителя). Учебное заведение решили расположить в здании Уральского горного училища, построенном по проекту архитектора Карла Турского в 1849–1852 гг. В октябре 1861 г. гимназия заняла один из этажей здания и стала первым в Екатеринбурге учебным заведением, выпускники которого имели право поступления в университет.

В 1877 г. горное училище переезжает в здание напротив, и гимназия становится полноправной хозяйкой прекрасного здания, к которому в 1912 г. по проекту архитектора Константина Бабыкина был пристроен гимнастический зал. Помимо учебных и хозяйственно-административных помещений в здании располагались квартиры директора и инспектора, домовая церковь, квартиры учителей, а в помещениях третьего этажа некоторое время размещался пансион – место постоянного проживания учащихся.

Первая Екатеринбургская женская гимназия образовалась на основе женского училища, которое открылось в 1861 г. На собранные деньги в 1866 г. начали перестройку здания училища. В 1874 г. училище преобразовали в гимназию. В 1903 г. в г. Екатеринбурге открыли женскую прогимназию, позже преобразованную во вторую женскую гимназию.

В 1902 г. открылось частное женское училище А.Е. Румянцевой. Позже оно было преобразовано в 7-классную частную гимназию (в 1913 г. – 272 ученицы). В 1907 г. открылась частная мужская прогимназия Н.Г. Зубкова. В 1916 г. появляются частная женская гимназия Е.Н. Смиренской и гимназия, основанная городским попечительством о бедных.

В гимназиях преподавались (с различными вариантами):

  • Закон Божий.
  • Немецкий язык.
  • Французский язык.
  • Латинский язык.
  • Греческий язык.
  • История.
  • География.
  • Физика.
  • Педагогика.
  • Словесность.
  • Русский язык.
  • Церковно-славянский язык.
  • Природоведение.
  • Рисование.
  • Чистописание.
  • Законоведение.
  • Логика.
  • Математика.
  • Математическая география.
  • Военная гимнастика и фронт.

Конечно, учиться было очень и очень непросто. Многие ученики оставались на второй год. В то время это не было свидетельством какой-то фатальной неспособности учиться. Статус «Второгодник» не был презрительным ярлыком. Это была просто констатация факта, что юноша или барышня не поняли, не усвоили конкретные знания, и нужно попробовать ещё раз. Бывало, что учащиеся не могли пройти весь курс гимназии и уходили из неё после 2-3 лет. Это тоже не осуждалось. Обладатель документов, что «податель сего прослушал курс» в такой-то гимназии в объёме стольких-то лет мог без проблем поступить на службу. А те, кто решили серьёзно подойти к учёбе должны были сдавать выпускные экзамены и получить аттестат зрелости. Самые главные экзамены – это математика и русский язык. Для сдачи последнего нужно было написать сочинение. Какие же темы предлагались юношам, ровесникам наших современников, которые сдают ЕГЭ? Например, в 1894 г. выпускники Екатеринбургской мужской гимназии писали сочинение на тему «Характер элегий Жуковского, Пушкина и Лермонтова». А в 1897 г. – «Значение стихов Ломоносова «Науки юношей питают, награду старшим подают и т. д.».

«А могли бы обучаться в гимназии крестьяне?», — предвижу вопрос от критически настроенного читателя. Да, могли. Например, в документах мужской гимназии имени Александра II нам встретился Василий Александрович Плотников, сын крестьянина, родившийся в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда. Первоначальное образование получил в народной школе. В 1883 г. поступил в 1-й класс Екатеринбургской гимназии и обучался в ней 11 лет. Оставался на 2-й год в 3 и 6 классах по малоуспешности, а в 5 классе по болезни. Но всё же В. А. Плотников получил заветный аттестат зрелости. Причём, отец его умер, воспитывался он вдовой-матерью, но тем не менее, матушка его могла вносить плату за обучение в гимназии, что говорит о том, что неподъёмной эта плата не была.

Или другой случай. В 1897 г. аттестат зрелости был выдан Константину Алексеевичу Вяткину, сыну крестьянина, родившемуся в Полевском заводе Екатеринбургского уезда. В целом, из порядка сотни учащихся мужской гимназии более половины составляли дети дворян и чиновников; около трети приходилось на выходцев из числа разночинцев, духовенства и крестьян.

Препятствий не было ни по сословиям, ни по вероисповеданиям. В мужской гимназии обучался, например, Борис Григорьевич Хотимский иудейского вероисповедания, из купцов.

Реальные училища, в отличие от гуманитарно-филологических гимназий, делали особый упор на точные и естественные науки.

Екатеринбургское Алексеевское (названное в честь Великого Князя Алексея Александровича) реальное училище было открыто в 1873 г. Училище давало «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Состояло из шести классов и седьмого дополнительного с механико-техническим отделением. В программу обучения входили закон Божий, русский, французский, немецкий языки, чистописание, география, история, математика, физика, химия, естественная история, рисование и черчение, механика, письмоводство и книговодство, проектирование машин, моделирование, землемерие и нивелирование, счетоводство. Необязательные предметы (гимнастика, пение, музыка) преподавались за дополнительную плату. Число учащихся с 1896 до 1901 гг. составляло от 278 до 407, к 1917 г. достигло 506. В начале ХХ в. число детей дворян и чиновников снижалось (к 1917 г. до 14%), крестьян – возрастало (до 33%).

Кроме гимназий и реальных училищ в 1896 г. в Екатеринбурге более чем на 30 тыс. населения приходилось девять начальных народных училищ, три церковно-приходские школы и одна школа грамоты духовного ведомства. В 1901 г. училищ стало уже десять, в них обучалось 1091 чел., в т. ч. 503 девочки. Духовное ведомство расширило сеть церковно-приходских школ до девяти, в 1900/01 учебном году в них и в двух школах грамоты духовного ведомства обучалось 587 человек, в т. ч. 263 девочки. Городская Дума постоянно увеличивала ассигнования на народные школы (в 1905 г. они составляли 6,5% городского бюджета). В сентябре в 1914 г. в 13 начальных училищ обучалось уже 1874 учащихся. Церковно-приходских школ к 1917 г. было десять. С февраля 1915 г. в Екатеринбурге стало действовать мусульманское женское училище.

В 1887 г. в Екатеринбурге при приходе Екатерининского собора открылась мужская церковно-приходская школа. Впоследствии появились: женская церковно-приходская школа (1894 г.), смешанная Ильинская (1898 г.), женская Симеоновская (1898 г.). В школе псаломщиков в Екатеринбурге в 1896 г. обучалось 12 чел., в 1899/1900 – 57, в 1913 г. – 204.

Для учителей церковно-приходских школ епархией с конца 1890-х гг. проводились летние курсы с целью повышения уровня преподавания. При некоторых школах устраивались воскресные чтения, собиравшие от 70 до 250 чел.

В 1880 г. было открыто Екатеринбургское епархиальное училище. В него принимались девочки 10-12 лет. Дети духовенства обучались бесплатно, выходцы из других сословий платили за обучение и содержание. Шестилетний учебный план включал русский и церковнославянский языки, чистописание, словесность, арифметику, геометрию, алгебру, географию, историю, физику, катехизис, священную и церковную историю, дидактику, церковное пение, рукоделие. За дополнительную плату преподавались французский и немецкий языки, музыка, рисование. При училище с 1897 г. действовала образцовая Церковно-приходская школа, где проходили педагогическую практику «епархиалки». С 1902 г. в училище обучалось более 300 девушек.

В 1912 г. в Екатеринбурге открылся учительский институт для подготовки учителей высших начальных училищ на 25 мест. В институт принимались юноши всех сословий с 16 до 22 лет. В течение трёх лет учащиеся проходили предметы, которым в будущем им предстояло преподавать: закон Божий, русский язык, словесность, арифметику, геометрию, начала алгебры, историю, физику, естествознание, пение, рисование, черчение, педагогику. Педагогическая практика проводилась в училище при институте. Большинство учащихся составляли дети крестьян и мещан – выпускники учительских семинарий, городских училищ, педагогических классов. Более половины учащихся находились на казённом содержании, другие обучались за плату. Некоторые имели стипендии от земств. В пользу бедных учащихся перечислялись средства от благотворительных сеансов екатеринбургского кинематографа. За 1912-1918 гг. институт выпустил 70 учителей.

Не забывал город и об учебных заведениях для других профессий.

С 1897 г. в Екатеринбурге проводились летние курсы певческой грамоты, организованные пермским губернским комитетом попечительства о народной трезвости. Курсы готовили церковных регентов и учителей пения. С 1899 г. действовал созданный этим же попечительством бесплатный народнопевческий класс. Здесь готовились кадры для церковных и любительских хоров.

В 1902 г. была основана Екатеринбургская художественно-промышленная школа для подготовки мастеров камнерезного и ювелирного дела (ныне – художественное училище им. И. Д. Шадра).

В 1902 г. в г. Екатеринбург была основана торговая школа для подготовки служащих для работы в торгово-промышленных заведениях. Наряду с общеобразовательными предметами преподавались коммерческая география, коммерция, товароведение и др. С 1905 по 1911 г. школу закончили 229 учащихся, из которых 200 устроились служащими в магазинах, конторах, правлений горных округов.

В 1910 г. в Екатеринбурге действовала частная фельдшерская школа 1-го разряда Р. Н. Кленовой.

6 сентября 1912 г. при Екатеринбургском отделении Императорского русского музыкального общества открылись музыкальные классы, где обучали игре на фортепьяно, духовых и струнных музыкальных инструментах, сольному пению. В 1916 г. классы преобразованы в музыкальное училище (ныне – областное училище им. П. И. Чайковского).

В конце стоит отметить, что, выбирая, где бы открыть первый университет на Урале – в Перми или Екатеринбурге – правительство остановилось именно на последнем. В 1914 г. Императором Николаем II был подписан указ об открытии в Екатеринбурге горного института. Однако, принял студентов в свои стены университет только в 1917 году.

Таким образом, рассмотрев состояние системы образования в Екатеринбурге на рубеже XIX-ХХ вв., мы можем прийти к трём выводам:

  • Уровень грамотности, количество учебных заведений и вовлечённость в них горожан неуклонно росли.
  • Непреодолимых сословных, вероисповедных и даже финансовых для повышения уровня образования не было.
  • Тенденций к тому, чтобы этот процесс прекратился или же повернул вспять не было.

Процесс чуть было не повернула вспять новая власть. В 1922-1923 гг. лишь 35% детей школьного возраста в Екатеринбургской губернии ходили в школы. А среди студенчества после отмены вступительных экзаменов попадались очень странные кадры. По воспоминаниям преподавательницы Уральского университета А. И. Даниловой, один из ее студентов по поводу ошибок в его работе с уверенностью сказал: «И чего Вы, Агния Ивановна, напрасно беспокоитесь: ведь орфографию-то в апреле (1921 г. – Ю. П.) отменят». Другой учащийся — из группы фронтовиков — написал глагол «учиться» без мягкого знака и не соглашался исправить ошибку. Обратившись к аудитории, он совершенно серьезно предложил: «Голоснем, ребята?». Впрочем, это уже совсем другая история. История, не вписывающаяся в красные сказки о том, как большевики взяли и сразу сделали «неграмотную царскую Россию» «самой читающей страной в мире». Сравнение 1910-х и 1920-х гг. в сфере образования идёт зачастую не в пользу власти большевицких узурпаторов.

 

Юрий Пыльцын