Одесса – главный порт Черного моря

Территория, где расположилась Одесса, была населена с древнейших времен. В Артиллерийском парке был найден курганный могильник эпохи бронзы II тысячелетия до нашей эры. С V века до нашей эры на берегу Одесского залива находились античные поселения ИстриОн и ИсиАк, остатки одного из них были обнаружены прямо под нынешним Приморским бульваром.

Города античного греко-римского Причерноморья были уничтожены волнами кочевников времен Великого переселения народов, и долгие века в этих степях лишь печенеги, половцы и татары гоняли свои стада.

В XV веке эти земли были завоеваны Османской империей, и здесь возникло татарское поселение Хаджибей. А в 1765 году рядом с ним турки возвели каменную крепость Ени-Дунья (это турецкий Хаджибейский замок). Она располагалась между современной Потемкинской лестницей и Воронцовским дворцом на Приморском бульваре.

Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов крепость привлекла внимание войск Суворова, следовавших на Бендеры. Крепость была взята на рассвете 13 сентября 1789 года передовым отрядом графа Хосе де Рибаса. После Ясского мирного договора здесь, по предложению Суворова, в 1793 году началось строительство крепости. Новый город Одесса на самом западе новоприобретённой территории Российской империи – Новороссии — был основан рескриптом Екатерины II от 27 мая 1794 года. Проект постройки города поручили голландскому военному инженеру Францу де Воллану, который опирался в своих архитектурных решениях на принципы древнеримского градостроительства. Город строился под руководством вице-адмирала Де Рибаса, в честь которого благодарные потомки назвали главною улицу. Причем, если изначально планировали строить лишь крепость, прикрывающую новые земли России с запада, то потом решили построить здесь и торговый порт на Чёрном море. Заслуга де Рибаса и де Воллана в том, что они поняли сами и убедили Императрицу, что лучшего места, чем бывший Хаджибей не найти. Город в 1795 году получил название Одесса – в память античного Одессоса, когда-то находившегося на этих землях.

По замыслу Екатерины II, было решено создать из Одессы приют «для единоверных нам народов, страдающих под турецким игом, преимущественно же греков». В 1796 году судьба торговой Одессы вновь оказалась под вопросом. Проведенная при вступлении на престол императора Павла I ревизия показала множественные случаи злоупотреблений и казнокрадства при строительстве порта. Строительство было приостановлено. Чтобы его возобновить и закончить, члены городского магистрата в 1800 году решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тысяч рублей. А чтобы император наглядно лицезрел преимущества и перспективы незамерзающего порта, ему вместе с прошением был направлен в феврале (!) обоз с тремя тысячами свежих апельсинов из Средиземноморья. Демонстрация произвела впечатление на государя, Павел одобрил выделение новых средств, и порт был достроен. В честь этого события в Одессе стоит интересный памятник Апельсину.

При Павле I в 1798 году был учрежден первый герб Одессы. «В верхней золотой части щита возникающий государственный орёл, в нижней червлёной части серебряный якорь». Российский орёл в верхней половине щита был с мальтийским крестом на груди.

В июле 1795 года по первой переписи населения в городе проживало немногим более 2000 жителей, а спустя 4 года их было уже вдвое больше. Одесса росла стремительно. В XIX веке треть населения Одессы составляли евреи, греки, французы, молдаване, немцы. От каждой из национальных общин остались исторические районы, улицы, бульвары, площади: Греческая площадь, Французский бульвар, Молдаванка.

Настоящий расцвет Одессы начался после 1803 года, когда градоначальником был назначен Арман Ришелье – французский аристократ, после Великой Французской революции поступивший на русскую службу. Его административные способности позволили заложить множество широких улиц, разбить сады. Были открыты две больницы, театр, построены казармы, рынок, создан водоём для пресной воды. Были открыты учебные заведения: благородный воспитательный институт (впоследствии преобразованный в лицей, получивший название «Ришельевский»), коммерческая гимназия, шесть низших учебных заведений. В 1815 году Ришелье получил приглашение возглавить правительство Франции и навсегда покинул Российскую империю. К этому времени Одесса была уже вполне обустроенным европейским городом. В память о мудром градоначальнике одна из главных и красивейших улиц города сегодня носит название Ришельевская. Если пройти по ней от моря к железнодорожному вокзалу, можно как бы прочесть историю города, увидеть разные архитектурные стили.

При следующем градоначальнике – графе А.Ф. Ланжероне, в 1817 году Одесса получила уникальный статус свободного порта, porto Franco, который просуществовал до 1849 года. Экспорт и импорт товаров в город осуществлялись без всяких пошлин. Иностранные товары распространялись отсюда не только по России, но, путём транзита, и в Австрии, и в Персии. На месте, где проходила граница порто-франко, сейчас находится улица Старопортофранковская. В память о Ланжероне одна из улиц города и один из центральных, красивейших пляжей носят его имя.

Во время Крымской войны город, как главный коммерческий центр России на Черноморском побережье, подвергся морской блокаде. 10 апреля 1854 года Одессу атаковала объединённая англо-французская эскадра. Но неприятель успеха не имел и был отбит.

В 1866 году Одесса была соединена железной дорогой с Киевом и Харьковом. Интересно, что побывавший здесь в 1867 году Марк Твен охарактеризовал Одессу как «точь-в-точь американский город».

В течение XIX века Одесса превратилась из небольшого поселения в торговый, промышленный и научный центр. К столетию своего основания она занимала 4-е место в Российской империи по количеству населения и уровню экономического развития (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы), достигнув по переписи 1897 года более 400 тысяч человек. Интересен был национальный состав. Одесса выделялась, прежде всего, своей большой еврейской общиной. В городе было русских — 49 %, евреев — 31 %, малороссов — 9 %, поляков — 4 %, немцев — 2,5 %, греков — 1 %.

Находясь на острие технического прогресса, Одесса первой в России перенимала те или иные новинки. Так, в 1891 году здесь появился первый в Российской империи автомобиль: привезённый из Франции «Бенц» принадлежал издателю газеты «Одесский листок». А в марте 1908 года в Одессе был основан первый в России аэроклуб.

Во время Первой мировой войны Одесса подверглась атакам с моря. В октябре 1914 года турецкий флот под командованием германского адмирала Сушона несколько раз обстрелял город и порт. Революция 1917 года и последовавшая затем Гражданская война стали рубежными для Одессы. Такой чересполосицы «властей» даже в то смутное время видел мало какой город. Красные и белые, германские войска и интервенты Антанты, украинцы и зеленые всех сортов – все побывали в Одессе. По сюжетам предательской интервенции стран Антанты был даже снят в советское время фильм с Владимиром Высоцким в главной роли. (фильм «Интервенция», снят в 1968 г., в прокате в 1987 г.). Советская власть окончательно утвердилась в Одессе с февраля 1920 года, когда в город вступили войска кавалерийской бригады РККА под командованием Григория Котовского.

Советская власть активно использовала имперское наследие и создавала в городе предприятия тяжелой промышленности. Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения, один из крупнейших в СССР, это бывший завод «Акционерного общества И. И. Гена», основанный аж в 1854 году. Одесский завод тяжёлого весостроения был создан еще в 1882 году как частный весовой завод, который выпускал товарные, вагонные, тележные, багажные и другие весы. Одесский завод радиально-сверлильных станков был основан в 1884 году как Новороссийский механический и чугунолитейный завод. Одесский завод тяжёлого краностроения начался с железнодорожных мастерских, основанных в 1863 году для ремонта подвижного состава Одесской железной дороги в Одессе рядом с паровозным депо.

Получается, что индустриальная мощь Одессы была выкована задолго до большевиков. Та же история с культурным обликом города. Например, Одесский театр оперы и балета был создан еще в 1810 году, а то здание, где он сейчас находится, построили в конце XIX века.

В советское время пострадали храмы Одессы. В 1936 году был разрушен красивейший Спасо-Преображенский собор, заложенный еще в 1794 году. В те же годы лишился верхнего яруса колокольни и купола его ровесник – Троицкий собор. После краха СССР их отстроили заново.

Годы Великой Отечественной войны стали славными страницами истории города. В 1941 году состоялась героическая оборона Одессы от германских и румынских войск, длившаяся 73 дня, с 5 августа по 16 октября. Страна высоко оценила подвиги защитников Одессы: 14 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, 57 награждены орденом Ленина, более 30 тысяч участников героической обороны отмечены медалью «За оборону Одессы». В годы оккупации в городе и рядом с ним действовали подпольщики и партизаны – они скрывались, в том числе в знаменитых одесских катакомбах.

Освобожденная Одесса была отстроена, заслуженно получила звание «город-герой» и в 1974 году достигла миллионной численности.

Одесса всегда, и при Империи, и при Союзе, была творческим городом. Именно в Одессе родился и жил один из величайших пианистов ХХ века — ЭмИль ГИлельс, писатели Илья Ильф, Валентин Катаев, Исаак Бабель, Анна Ахматова, актеры Александр Довженко и Юрий Стоянов, известный эстрадный артист Леонид Утесов.

К сожалению, в независимой Украине русский город Одесса не особенно преуспел. Сократилась численность населения, город стал терять памятники. В 2022 году были демонтированы памятники основателям Одессы (памятник Екатерине II) и Суворову.

Д. А. Мальцев