Харьков – город храмов и танков

Статья об истории города Харькова. Этот материал был использован при создании видеоролика «Харьков – город храмов и танков».

Город Харьков расположился в степях междуречья рек Харьков и Лопань на площади в 350 кв. км. Согласно данным археологии, самое древнее поселение на территории города существовало почти 5 тысяч лет назад и относится к периоду Бронзового века. Были и более близкие к нам поселения скифской и древнерусской эпох.

С монголо-татарским завоеванием земли будущей Харьковской области пришли в упадок, в 15-16 веках окончательно став частью степного Дикого поля, где велась вечная война всех против всех.

Цивилизацию сюда принесло Московское государство. Во второй половине XVI века был составлен документ «Книга Большому чертежу» с описанием местности, принадлежащей Московскому государству, в районе слияния рек Харьков и Лопань. Местечковые легенды о неком казаке Харько, якобы первым поселившемся здесь в XVII веке, не выдерживают критики, потому что река с таким названием была здесь раньше. Однако в период независимой Украины в городе поставили конную статую казака Харько работы Зураба Церетели.

В «Атласе Харьковскаго наместничества» 1787 года подтверждается, что город получил своё название именно по реке: «Губернской город Харьков… называется по речке Харькову, при которой он расположен. Построен в царствование царя Алексея Михайловича 1653 году».

Действительно, в 1653-1654 годах здесь на возвышенности (ныне это Университетская горка) обосновалась большая группа беглых переселенцев из Заднепровья, построивших под руководством чугуевского воеводы Григория Спешнева небольшой острог. Вскоре, по указанию из столицы, острог перестроили в полноценную крепость по «московскому образцу». Теперь поселение окружала четырёхугольная двойная дубовая стена длиной более 1000 метров, с 10-ю башнями, глубоким рвом, валом и пушками. Здесь разместились 1,5–2 тысячи человек – серьезная сила по меркам Дикого поля. До нашего времени сохранились две крепостные пушки, установленные во дворе бывшего Исторического музея. По легенде их захватили у мятежных запорожских казаков, пытавшихся во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко взять Харьков штурмом, но разбитых верными русскому царю харьковчанами. Таким образом, Алексей Михайлович является основателем Харькова.

В 1657 году была построена первая городская соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор неоднократно перестраивали, в советское время закрывали, но он сохранился до наших дней.

Строительство крепости и других оборонительных сооружений привлекло население. Люди стали селиться вокруг укреплений, между дорогами, ведущими из крепости в разные города России. Названия этих дорог и легли в основу названий первых городских улиц. Так возникла Московская улица, по которой пролегала дорога на Москву; затем – Сумская улица – дорога на Сумы; Белгородская – дорога вдоль речки Харьков; Змиевская улица – дорога на Змиёв; Полтавская улица – дорога на Полтаву.

Вокруг крепости возводятся слободы: Журавлёвка, Гончаровка, Залопанская и другие. В 1689 году был построен Покровский собор, включённый в систему городских оборонительных сооружений. Это была прекрасная трехкупольная церковь, выполненная в стиле русского барокко. Ныне это старейшее здание города.

С 1669 года город считался «полковым городом Харьковского козачьего полка», что в очередной раз подчеркивает его военно-порубежное значение.

А последняя значительная перестройка крепости была связана с императором Петром I. Когда в 1709 году накануне решающей битвы со шведами под Полтавой русский царь объезжал ряд укреплённых городов, он заехал в Харьков. Осмотрев крепость, он приказал её расширить на север и вокруг построить защитный вал. Но шведы были разбиты, укрепления не пригодились, и в конце XVIII века город утратил военное значение. Стены крепости разобрали.

Тогда же город перерастает своим значением исключительно военный форпост. Сюда в 1726 году из Белгорода была переведена славяно-греко-латинская школа. Ее преобразовали в Харьковский коллегиум, который вплоть до появления Харьковского университета являлся центром просвещения на Слободской Украине. Здесь много преподавал и трудился Григорий Сковорода. Воспитанниками коллегиума были Киевский митрополит Арсений Могилянский, физик Василий Петров, врачи Григорий Базилевич и Ефрем Мухин. Благодаря коллегиуму и сам Харьков стал приобретать центральное значение среди остальных полковых городов Белгородской черты и Слободской Украины.

В 1765 году Харьков стал городом-центром Слободско-Украинской губернии. С тех пор статус губернского или областного центра сохранился за Харьковом до наших дней.

Город неоднократно менял гербы, но наибольшей популярностью у горожан пользовался «екатерининский» герб, принятый в 1775 году. На зелёном фоне щита изображены перекрещённые рог изобилия и золотой жезл с серебряными крыльями, обвитый змеями серебряного цвета. Два главных элемента герба, перекрещиваясь, визуально образуют букву «Х» – заглавную букву названия города.

В 1791 году в городе был открыт первый театр, расположенный во дворе генерал-губернаторского дома (ныне это здание Украинского заочного политехнического института). В XIX веке Харьков стал одним из крупнейших центров торговли в Российской Империи. Товарооборот только одной Крещенской ярмарки в 1800 году составил 10 млн. рублей!

Продолжалось развитие города и как образовательного центра. В 1803 году был создан Харьковский учебный округ в числе первых шести учебных округов Российской империи. 17 января 1805 года состоялось торжественное открытие Харьковского университета, одного из старейших в России. Его знаменитым выпускником был всемирно известный ученый, Нобелевский лауреат в области физиологии и медицины Мечников Илья Ильич.

В 1816 году в Харькове начал издаваться первый на юге России журнал сатиры и юмора «Харьковский демокрит».

К 1855 году город стал главным промышленным центром Слобожанщины. Здесь работали три меднолитейных завода, два чугунолитейных завода, дробительный завод, десять каретных мастерских, три кирпичных завода, пять табачных фабрик, завод по изготовлению свинцовых белил и другие. В 1869 году через город была протянута Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.

Харьков развивался и как крупный центр здравоохранения. Так, на его окраине располагалась Сабурова дача – крупнейшая психиатрическая больница Российской империи, открытая еще в 1812 году. В
1869 годуоткрылась Александровская больница, названная в честь императора Александра II, — первая городская больница со стационаром, доступная для малообеспеченного населения. Она под названием Первая клиническая больница существует и поныне.

В 1861 году численность населения в городе была около 50 тыс. человек, а перепись 1897 года показала уже 174 тысячи. Харьков в XIX веке был одним из самых быстроразвивающихся городов Российской империи, выйдя в ней на восьмое место по численности населения.

В конце XIX века при Николае II в городе был построен знаменитый Харьковский паровозостроительный завод. На нем было произведено около 20% железнодорожных локомотивов Российской империи. В самом Харькове уже с 1906 года работали трамваи.

В 1901 году был освящен кафедральный Благовещенский собор. Пятикупольный неовизантийский храм с 80-метровой колокольней был сооружен по проекту местного архитектора Михаила Ловцова и был одной из самых больших и высоких церквей Российской империи. Иконостас был выполнен из каррарского мрамора, а внутреннее убранство церкви было расписано фресками в стиле, заимствованном из собора Святого Владимира в Киеве. Как и остальные храмы города, он был закрыт в 1930 году, но уже в 1940-е годы в нем возобновились богослужения.

Город продолжал расти и как образовательный центр: в 1885 году был открыт технологический институт. Сейчас это Харьковский политехнический институт). Здания института построены в «краснокирпичном стиле» по проектам архитектора Ловцова. В 1912 году были открыты Высшие коммерческие курсы, ставшие Харьковским коммерческий институтом. К 1915 году Харьковский учебный округ насчитывал более 11 000 образовательных учреждений, в которых обучалось 940 тысяч учащихся!

Первая Мировая война подтолкнула индустриальное развитие города. В 1916 году здесь открылись суконные мастерские для пошива обмундирования армии. Крупнейшая из них была эвакуирована из Лодзи в 1915 году, и получила позднее уже в советском Харькове название «Красная нить». В 1920-е годы на ней было сосредоточено все суконное производство города. Во времена Первой мировой войны сюда был перенесён из Риги Русско-Балтийский электротехнический завод (современный Электротяжмаш). Таким образом, к 1917 году Харьков соперничал с Киевом за право называться индустриальным центром Малороссии.

В годы Гражданской войны город успел побывать столицей Донецко-Криворожской республики в 1918 году, а затем стал столицей Украинской советской республики. Столицей Харьков оставался по 1934 год. В эти годы в городе размещались все органы управления УССР. Было проведено строительство административного центра на площади Дзержинского (ныне площадь Свободы). Главным зданием стал Дом Государственной промышленности (Госпром). Здание было возведено по монолитно-бетонной технологии в стиле конструктивизм и стало первым советским небоскрёбом высотой в 63 метра. С 1928 по 1934 год в нем размещался Совет народных комиссаров УССР. Госпромстал мощным атрибутом столичного периода в жизни Харькова, а также самым узнаваемым постсоветским символом города.

Перенос столицы из русского индустриального Харькова в Киев был вызван проводимой И.В. Сталиным в 1930-е годы политикой «коренизации», то есть конструирования этнической общности украинцев.

В качестве столицы Советской Украины Харьков быстро застраивался, стремительно росло его население. Индустриальный Харьков рос в юго-восточном направлении, где накануне Первой мировой войны возник крупный промышленный район. По своему экономическому развитию город стал третьим после Москвы и Ленинграда индустриальным центром СССР. Символом индустриального производства в это время стал Харьковский паровозостроительный завод, преобразованный в завод имени Малышева. Мирный производитель локомотивов для бескрайних дорог Российской империи в советское время стал крупнейшим в Европе танковым заводом.

В 1928 году на заводе было создано танковое конструкторское бюро. Именно здесь были спроектированы и произведены танки Т-24, почти восемь тысяч быстроходных танков БТ, многобашенные танки Т-35. В 1930-е годы завод был лидером советского танкостроения. Именно здесь конструктор Михаил Кошкин отладил производство легендарного Т-34 — «танка Победы», запущенного в серию в июне 1940 года.

В 1941 году завод был эвакуирован в Уральские горы и объединен с Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле в одно предприятие под названием Уральский танковый завод № 183.

Огромный урон нанесла городу Великая Отечественная война. Харьков был наиболее населённым городом Советского Союза, побывавшим в немецкой оккупации. Население города 1 мая 1941 года составляло около 900 тысяч человек, перед оккупацией в сентябре 1941 года вместе с эвакуированными –полтора миллиона, а после освобождения в августе 1943 года осталось всего 180 тысяч человек, то есть в 8 раз меньше! 641 день или почти 2 года длилась оккупация Харькова. Только с четвёртой попытки, 23 августа 1943 года, город был окончательно освобождён в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции «Полководец Румянцев».

После войны Харьков оказался одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины и гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера, Ван Дейка из художественного музея. Посетивший город в 1943 году писатель Алексей Толстой писал: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…».

После войны город был восстановлен и возродился как крупный промышленный центр. Но он уже никогда не занимал в СССР такое место по численности населения, как в Российской империи, или по уровню развития промышленности, как в 1930-е годы.

В независимой Украине в Харькове впервые за всю его историю в мирное время началась депопуляция населения. За 16 лет население уменьшилось почти на 170 тысяч человек. После распада СССР прекратило существование значительное число промышленных предприятий и вузов. Сегодня город как один из основных центров русскоязычного населения Украины стал ареной противоборства России и Украины.

 

Д.А. Мальцев