Нужна ли единая, синхронизированная подача истории?

Вопрос:

Здравствуйте! Совсем недавно Владимир Мединский анонсировал новый единый учебник по истории для старшеклассников. Многие разделы поданы в нëм несколько иначе. Также добавлен раздел, посвящённый спецоперации на Украине и предшествовавшим ей событиям 2014–2021 годов. Как вы считаете, нужна ли нам единая, синхронизированная подача истории? Или каждый автор имеет право по-своему трактовать события? К чему это приведёт?

 

Ответ доктора исторических наук, профессора факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова С.В. Перевезенцева:

Мне нечего сказать по поводу конкретного текста, анонсированного В. Мединским, я его не видел. Предыдущий текст был более чем несовершенным как с научной точки зрения, так и с точки зрения обоснования государственных интересов.

По поводу же «единой и неделимой» истории России могу сказать следующее:

  1. Один учебник, пусть и для старших классов, ничего не решает, должна быть полная линейка учебников с 6 по 11 класс, выдержанных в едином методологическом и идеологическом ключе (+ весь методический материал, т.е. полный учебно-методический комплекс, или УМК).
  2. Создать подобный УМК по истории России для 6-11 классов, который стал бы общепринятым, возможно только при утверждении единой идеологической концепции современной российской государственности.
  3. Для утверждения единой идеологической концепции российской государственности необходимо достижение идейного единства элитных групп, что в нашей реальности крайне затруднительно.
  4. Для создания единого УМК по истории России необходимо также идейное единство исторического сообщества, но большинство участников исторического сообщества по своим идейным убеждениям или либералы, или близки к либерализму, или откровенные идейные пофигисты (как скажут, так и напишем).
  5. Наконец, большинство представителей элитных групп и членов исторического сообщества или боятся и обходят, или откровенно не признают и отрицают два основополагающих для отечественной истории фактора: а) роль и значение православного христианства и Русской Православной Церкви; б) роль и значение русского народа как в истории, так и в современности.

Как мне представляется, учитывая все вышесказанное, вряд ли можно ожидать в ближайшее время решение проблемы единого УМК по истории России. Точнее так: написать «нечто» и объявить это «нечто» тем самым «единым и неделимым» можно, и скорее всего, так и будет. Но насколько это «нечто» будет отвечать научным требованиям, а также национальным и государственным интересам — большой вопрос. И, скорее всего, даже не вопрос, а утверждение…Впрочем, я могу и ошибаться, и хорошо бы, чтобы я ошибался.

P.S. Должен отметить, что УМК по истории России, написанный в православном, традиционалистско-консервативном, государственническом ключе существует: это наш УМК по истории России для 6-11 классов, изданный в 2019-2023 гг. «Русской классической школой». Так что, по большому счету, может, и не стоит изобретать велосипед.

Поделиться ссылкой: