Вопрос:
Здравствуйте! Совсем недавно Владимир Мединский анонсировал новый единый учебник по истории для старшеклассников. Многие разделы поданы в нëм несколько иначе. Также добавлен раздел, посвящённый спецоперации на Украине и предшествовавшим ей событиям 2014–2021 годов. Как вы считаете, нужна ли нам единая, синхронизированная подача истории? Или каждый автор имеет право по-своему трактовать события? К чему это приведёт?
Ответ доктора исторических наук, профессора факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова С.В. Перевезенцева:
Мне нечего сказать по поводу конкретного текста, анонсированного В. Мединским, я его не видел. Предыдущий текст был более чем несовершенным как с научной точки зрения, так и с точки зрения обоснования государственных интересов.
По поводу же «единой и неделимой» истории России могу сказать следующее:
- Один учебник, пусть и для старших классов, ничего не решает, должна быть полная линейка учебников с 6 по 11 класс, выдержанных в едином методологическом и идеологическом ключе (+ весь методический материал, т.е. полный учебно-методический комплекс, или УМК).
- Создать подобный УМК по истории России для 6-11 классов, который стал бы общепринятым, возможно только при утверждении единой идеологической концепции современной российской государственности.
- Для утверждения единой идеологической концепции российской государственности необходимо достижение идейного единства элитных групп, что в нашей реальности крайне затруднительно.
- Для создания единого УМК по истории России необходимо также идейное единство исторического сообщества, но большинство участников исторического сообщества по своим идейным убеждениям или либералы, или близки к либерализму, или откровенные идейные пофигисты (как скажут, так и напишем).
- Наконец, большинство представителей элитных групп и членов исторического сообщества или боятся и обходят, или откровенно не признают и отрицают два основополагающих для отечественной истории фактора: а) роль и значение православного христианства и Русской Православной Церкви; б) роль и значение русского народа как в истории, так и в современности.
Как мне представляется, учитывая все вышесказанное, вряд ли можно ожидать в ближайшее время решение проблемы единого УМК по истории России. Точнее так: написать «нечто» и объявить это «нечто» тем самым «единым и неделимым» можно, и скорее всего, так и будет. Но насколько это «нечто» будет отвечать научным требованиям, а также национальным и государственным интересам — большой вопрос. И, скорее всего, даже не вопрос, а утверждение…Впрочем, я могу и ошибаться, и хорошо бы, чтобы я ошибался.
P.S. Должен отметить, что УМК по истории России, написанный в православном, традиционалистско-консервативном, государственническом ключе существует: это наш УМК по истории России для 6-11 классов, изданный в 2019-2023 гг. «Русской классической школой». Так что, по большому счету, может, и не стоит изобретать велосипед.