В этом году на конкурс было прислано около 100 работ. Мы очень рады, что наш конкурс набирает популярность среди учащихся российских кадетских корпусов, средних учебных заведений, кадетских классов. Конкурсная комиссия подвела итоги конкурса. В составе комиссии в этом году работали: Д.М. Володихин, профессор, доктор исторических наук; Г.А. Елисеев, кандидат исторических наук, писатель; О.Н. Решетникова, кандидат исторических наук, журналист; Д.А. Мальцев, кандидат исторических наук; А.А. Музафаров, историк, писатель.
Мы рады отметить, что география конкурса существенно расширилась. Впервые в конкурсе участвовали учащиеся из Орловского казачьего кадетского корпуса (Ростовская область), Мариинской гимназии Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса, Белокалитвинского казачьего кадетского профессионального техникума им. Быкова Б.И., Глубокинской казачьей школы №1 Каменского района Ростовской области, лицея №6 г. Шахты Ростовской области, школ и лицеев Липецкой области. К сожалению, в этом году на конкурсе были представлены всего две работы из Самары. В прошлые годы учащиеся и педагоги Самарского казачьего кадетского корпуса, Свято-Андреевского казачьего кадетского корпуса, школы №86 г. Самары с казачьими классами проявляли больше интереса к конкурсу и, как отмечали все судьи, присылали много хороших работ.
Мы хотели бы отметить Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус, победивший в неофициальном соревновании учебных заведений на самый высокий средний балл за сочинение (участвовали учебные заведения, откуда поступило более 7 работ). Воспитанники этого корпуса из года в год показывают высокий уровень подготовки по русскому языку, литературе, истории. На втором месте по среднему баллу за сочинение в этом году Донской имени Александра III казачий кадетский корпус, представивший на конкурс больше всего работ (16). В этом году воспитанники корпуса, многие из которых участвуют в конкурсе уже не первый год, добились очень больших успехов, получив высокие оценки жюри и призовые места и дипломы. Хотелось бы отдельно отметить работы Пухно Кирилла и Дахнова Алексея (он подготовил на конкурс 4 сочинения!). Поздравляем педагогов корпуса и благодарим за активное участие в конкурсе!
В этом году больше всего работ поступило в номинации «Первая мировая война: Великая? Отечественная? Империалистическая?» и «Трагедия русского казачества». Столетие окончания Первой мировой войны – прекрасный повод обратиться к ее истории, проанализировать ее причины и итоги. Однако, к сожалению, большинство работ в этой номинации получило невысокие оценки. Жюри отметило, что участники этой номинации продемонстрировали непонимание темы. Большинство авторов сочинений решило, что жюри незнакомо с историей Перовой мировой войны, и попыталось просветить судей, добросовестно переписав учебник.
Совсем другая ситуация сложилась в номинации «Трагедия русского казачества». В год столетия принятия Директивы о «расказачивании» советским правительством особенно остро стоит проблема осмысления молодым поколением казаков страшных событий тех лет. Большинство сочинений очень личные, в них описаны семейные истории. Замечательно, что наши дети интересуются историей своей семьи, и, обращаясь к событиям столетней давности, пропускают их через себя, ставят вопросы, делают выводы. Формальных работ в этой номинации просто не было. Видно, что жива память и слишком велика боль. Почти все работы в этой номинации получили высокие оценки жюри.
Третья номинация конкурса в этом году была приурочена к приближающемуся столетию Русского Исхода, уникального трагического явления в истории России, когда сотни тысяч русских людей были вынуждены покинуть пределы своего Отечества. В эту номинацию поступила 21 работа. Поскольку данная тема в учебниках истории раскрыта слабо, авторы сочинений использовали иные источники – книги, материалы из интернета. К сожалению, во многих работах этой номинации отсутствовало личное отношение к событиям Русского Исхода, анализ и выводы, а текст работы представлял собой набор копипастов. Судьи высоко оценили работу Морозова Кирилла «Я пройду здесь никем не замечен…» о поэте казачьего зарубежья Ю. Ф. Гончарове.
Во внеконкурсную номинацию, в которой участвуют победители конкурса прошлых лет, побывавшие в детском лагере на о. Лемнос, поступило 7 работ. Очень приятно, что интерес к конкурсу сохраняется! Победителем в этой номинации стал Германский Никита, представивший работу «Казачья Голгофа». Ему присужден Диплом жюри.
Призеры трех конкурсных номинаций с сопровождающими приглашаются в Москву для участия в торжественной церемонии награждения и двухдневной культурно-экскурсионной программе 29-30 марта 2019 г.
Призеры номинации «Первая мировая война: Великая? Отечественная? Империалистическая?»: Брещанова Мария (школа Рождество, Московская область), Сергеева Варвара (кадетская школа «Второй имени Николая II кадетский корпус» при ДГТУ, Ростов-на-Дону), Карнаухов Егор (Орловский казачий кадетский корпус, Ростовская область).
Дипломы: Свищев Илья (кадетская школа «Второй имени Николая II кадетский корпус» при ДГТУ, Ростов-на-Дону), Генералов Александр (Орловский казачий кадетский корпус, Ростовская область), Макитрина Анастасия (Самарский казачий кадетский корпус, Самара), Грязнов Даниил и Оленченко Сергей (Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ, Москва), Перекрестов Владимир (Кропоткинский им. Генерала Трошева казачий кадетский корпус, Кропоткин), Волгина Анастасия (школа Рождество, Московская область), Горохова Евгения (кадетская школа (Мариинская гимназия) при Белокалитвинском Матвея Платова казачьем кадетском корпусе в р. п. Шолоховском).
Призеры номинации «Трагедия русского расказачивания»: Цыркунов Кирилл (кадетская школа «Второй имени Николая II кадетский корпус» при ДГТУ, Ростов-на-Дону), Мищенко Константин (Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус, г. Шахты), Пухно Кирилл (Донской им. Александра III казачий кадетский корпус, Новочеркасск), Северин Алексей (Кропоткинский им. Генерала Трошева казачий кадетский корпус, Кропоткин), Степенко Антон (Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ, Москва).
Дипломы: Меркулов Максим и Меркулов Иван (Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус, г. Шахты), Осипов Иван и Каркавина Лилия (Лицей №6 г. Шахты), Сытников Павел (Орловский казачий кадетский корпус, Ростовская область), Царюк Чеслав (Гимназия №92, г. Краснодар), Бельков Иван (Лицей г. Данков Липецкой области, г. Данков), Апостолов Дмитрий, Дахнов Алексей, Коновалов Павел (Донской им. Александра III казачий кадетский корпус, Новочеркасск), Шибанова Ангелина (кадетская школа (Мариинская гимназия) при Белокалитвинском Матвея Платова казачьем кадетском корпусе» в р. п. Шолоховском), Базилевская Ева (кадетская школа «Второй имени Николая II кадетский корпус» при ДГТУ, Ростов-на-Дону).
Призеры номинации «Русский Исход»: Ганжа Матвей, Хрипунов Семен (Донской им. Александра III казачий кадетский корпус, Новочеркасск), Морозов Кирилл (Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус, г. Шахты).
Дипломы: Хромов Кирилл (Донской им. Александра III казачий кадетский корпус, Новочеркасск), Гусева Анна (школа Рождество, Московская область), Проккоева Александра (средняя школа с. Воскресенское Данковского района Липецкой области), Ширяева Дарья (средняя школа с. Сырское Липецкого района Липецкой области), Ровда Илья, Сацкий Александр, Исаев Александр (Орловский казачий кадетский корпус, Ростовская область), Палей Даниил (кадетская школа «Второй имени Николая II кадетский корпус» при ДГТУ, Ростов-на-Дону), Беспалый Иван, Боровик Глеб (Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус, г. Шахты), Мингалева Виктория (Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус, Белая Калитва).
Средний балл за сочинение по учебным заведениям (приславшим от 7 и более сочинений на конкурс):
Шахтинский им. Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус 37
Донской им. Александра III казачий кадетский корпус 34.6
Орловский казачий кадетский корпус 33.6
Второй имени Николая II кадетский корпус 32.5
Кропоткинский им. Генерала Трошева казачий 29
кадетский корпус
Фонд «Наследие» поздравляет всех призеров и дипломантов и благодарит всех участников конкурса и их педагогов за проделанную работу и интерес к истории родной страны. Награждение победителей состоится 30 марта 2019 года в Москве в помещении Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», по адресу: ул. Яузская, 5, офис 318.