Отрадно осознавать, что мы живем в такое время, когда интерес к истории Отечества растет день ото дня, а об актуальности исторического просвещения не говорит разве что ленивый. Все больше людей осознают, что, не зная историю, невозможно двигаться в будущее. В прошлом лежат истоки многих современных проблем.
В 1917 году произошел насильственный разрыв исторической памяти, когда люди оторвались от своих предков, а страна – от более чем 1000-летней истории. Война, объявленная российской истории, шла по всем направлениям, без стеснения в методах и средствах: разрушение памятников, тотальное переименование улиц, городов, сел, расправы над учеными-историками…В 1919 году в учебных заведениях СССР было прекращено преподавание истории. Как писал в 1927 году М.Н.Покровский, «детей и подростков занимали исключительно современностью…». Преподавание истории как предмета было возобновлено лишь в 1934 году.
Однако изучать стали уже совсем другую историю, некий суррогат, ограниченный жесткими идеологическими рамками. Несколько поколений выросли, не зная русской истории. Оказались забытыми Русско-турецкая война 1877-1878 годов, Первая мировая война и ее герои, тщательно замалчивалась правда о Гражданской войне, о династии Романовых и их служении на благо Российской Империи. Вопиющая историческая неграмотность поразила наше общество.
Сегодня пришло время восстановить историческую память народа, а потому вопросы исторического просвещения выходят на первый план в государственной политике нашей страны. Само понятие «историческое просвещение» предполагает многосторонний подход и несет в себе массу возможностей. Почерпнуть исторические знания можно, посещая музеи, слушая лекции, работая в архивах, читая историческую литературу. Однако, думается, что наиболее увлекательным опытом исторического познания для молодежи является исторический туризм.
Детский историко-просветительский лагерь «Русский Лемнос», один из проектов благотворительного фонда «Наследие», на протяжении вот уже четырех лет организует поездки детей и юношества на греческий остров Лемнос. Об эвакуации частей Белой армии и гражданских беженцев из Крыма в 1920 г. и «лемносском сидении» казачьих войск генерала П.Н. Врангеля (ноябрь 1920 – октябрь 1921 гг.) знает даже не каждый историк, хотя по масштабу, драматизму эта эпопея ничуть не уступает более известной, галлиполийской. После высадки на остров казачьих частей армии Врангеля, к концу декабря 1920 года, на Лемносе сложилась русская колония – около 25 тысяч военных (кубанские, донские, терско-астраханские казаки) и почти 3,5 тысячи гражданских беженцев с детьми. Только в июне 1921 года началась переброска казачьих частей и беженцев в Болгарию, Югославию, материковую Грецию. Покидая Лемнос, генерал Ф.Ф. Абрамов от имени казаков поблагодарил губернатора острова, церковные власти за доброе отношение, просил греческое духовенство взять на себя заботу о русских кладбищах. На большом русском кладбище, на мысе Пунда, к тому времени было похоронено около 400 человек и на русском участке Антантовского кладбища времен Первоймировой войны было похоронено 28 чинов Донского казачьего корпуса и жена полковника Мария Карякина. Когда ушли из жизни греки, современники тех событий, могилы русских людей оказались в запустении. К концу 1980-х годов русские кладбища на острове почти исчезли. Усилиями энтузиастов в 2004 году на Лемносе были обнаружены и восстановлены два русских кладбища времен 1920-1921 годах, составлен подробный мартиролог похороненных на острове русских людей. Оказалось, что среди умерших на Лемносе 82 ребенка, женщины, чиновники, сенаторы, врачи, военные, казаки, священники – весь социальный срез дореволюционной России. У каждого – своя судьба и своя история, которые вплелись в трагическую историю Гражданской войны. Архивные документы и фотографии рассказали нам о том, как была организована жизнь беженцев. Вдали от Родины, в тяжелейших условиях выживания, борясь с болезнями, голодом, холодом, казалось, в самой безнадежной ситуации, они не потеряли присутствия духа, веру в Бога и надежду на Его милость. Жизнь в казачьих лагерях была устроена так, что диву даешься.
По мере увлечения историей Лемноса, мы узнали, что его история теснейшим образом связана с Россией, но, к сожалению, сейчас мало кто об этом знает. В 1770 и 1807 годах эскадры графа А. Орлова и адмирала Д. Сенявина освобождали остров от турок. В память об этих событиях на набережной столицы острова г. Мирины установлен монумент, над которым развеваются российский и греческий флаги. Около юго-восточной оконечности Лемноса сел на мель и был затоплен флагман второй эскадры Первой архипелагской экспедиции (1768-1774 гг.), корабль «Святослав». В результате этих драматических событий граф А. Орлов был вынужден снять осаду турецкой крепости Пелари (современное название Кастро) и отступать с боями вглубь острова, до Мудросского залива. 70 русских моряков эскадры графа А. Орлова в 1770 году нашли упокоение на монастырском кладбище г. Мудрос (сейчас там установлен памятник). В 1915 году на Лемносе располагался штаб командования Дарданелльской операцией, которой руководил У. Черчилль. Около года здесь находился лагерь союзных сил. В военной операции принимал участие русский крейсер «Аскольд». Таким образом, попадая на остров и изучая его историю, ты получаешь уникальную возможность открыть для себя неизвестные страницы и русской истории. Так родилось тематическое название нашего лагеря «Русский Лемнос: Россия, которую я не знал». Как уже отмечалось, впервые, после почти 90-летнего перерыва, русские появились на Лемносе в 2004 году. Тогда на набережной столицы острова, города Мирина, был установлен памятник морякам эскадр графа А. Орлова и Д. Сенявина, а на большом русском кладбище воздвигнут трехметровый мраморный крест с надписью: «Казакам России и всем русским людям, нашедшим свой последний приют на греческой земле». С 2006 года над работал молодежный отряд. В 2007 году на русском участке Антантовского кладбища были установлены надгробные памятники, а в 2009 году на большом русском кладбище на мысе Пунда был открыт мемориал в виде стены полуразрушенного храма, на которой укреплены таблички с именами похороненных на кладбище русских людей, известными на то время. Проект «Детский православный историко-просветительский лагерь на острове Лемнос» мы начали в 2011 году. Главные принципы нашего лагеря – это восстановление исторической памяти, используя интерактивный подход. Мы ставили перед собой несколько важных целей. Нам хотелось не только повысить интерес детей к родной истории, расширить их кругозор, познакомить их с историей и культурой Греции, но и сформировать духовно-нравственные понятия и ценности Святой Руси, активную жизненную позицию, основанную на принципах патриотизма. Как уже было отмечено, тематическая направленность лагеря – историко-культурная. Целевая аудитория – кадеты казачьих кадетских корпусов Юга России. По традиции с нами сотрудничают Донские Новочеркасский казачий кадетский корпус им. Александра III и Шахтинский корпус им. Я.П. Бакланова. В прошлом году к нам присоединилась группа кадет с Кубани, из Кропоткинского казачьего кадетского корпуса им. генерала Г.Н. Трошева. Девочек приглашаем из православных гимназий Москвы, Московской и Костромской областей.
Особенность подачи исторического материала детям состоит в том, что мы изучаем историю наглядно и в игровой форме. Дети непосредственно попадают в те места, где происходили те или иные события в 1920, 1807, 1915 или 1770 году. На земле Лемноса до сих пор можно увидеть следы от казачьих палаток, развалины опреснителя воды, которые сохранились с 1915 года. Мы рассказываем об эвакуации из Крыма в 1920 и 1921 годах, о жизни казачьих лагерей на Лемносе, о духовном подвиге наших соотечественников, их стойкости и силе духа, которые позволили им вынести все испытания, выпавшие на их долю. В обязательную программу лагеря входит работа на двух русских кладбищах. На большом кладбище мы показываем схему захоронений и рассказываем о тех, кто нашел свое упокоение на греческой земле. Кадеты Новочеркасского казачьего кадетского корпуса им. Александра III могут отыскать могилу последнего дореволюционного директора своего учебного заведения – генерал П.Н. Лазарев-Станищев был директором Донского кадетского корпуса в 1903-1917 годах, эвакуировался на Лемнос в марте 1920 года, в сентябре умер. Три-четыре дня мы вместе с детьми работаем на кладбище, приводим в порядок могилы, моем крест и таблички, красим ограду. Как это ни удивительно, но особенно нашим детям нравится прибирать могилки и выкладывать их камнями. Многие из похороненных на большом русском кладбище – сверстники наших воспитанников. Попадая на Лемнос, наши дети получают уникальную возможность примерить на себя их судьбу и осознать, какая трагедия произошла в 1917 году в России.
История Лемноса, связанная с русско-турецкими войнами в конце 18 и начале 19 веков, также преподносится в доступной и интерактивной форме. Мы приезжаем на юго-восточную оконечность Лемноса и рассказываем о трагической судьбе корабля «Святослав», о многомесячной осаде эскадрами графа А. Орлова турецкого гарнизона в крепости Пелари (Кастро), блокаде Дарданелл и результатах Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Кроме того, проводим экскурсию по самой крепости Кастро и рассказываем о Второй архипелагской экспедиции (1805-1807 годы), Афонском сражении, которое произошло в 1807 году у берегов Лемноса, и в котором адмирал Д. Сенявин, применив новую тактику, разбил турецкий флот.
Историю Первой мировой войны мы рассказываем на мысе Пунда, когда бродим по территории лагеря союзных сил. До сих пор там можно найти любопытные артефакты – пуговицы турецких солдат и воинов АНЗАКа, гильзы, крючки от палаток. Обязательно посещаем музей в деревне Портиану, где вот уже сто лет хранится кресло Черчилля и прочие интересные экспонаты.
Закрепить и обобщить полученные исторические знания помогает интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?», которую мы проводим перед закрытием смены. Несмотря на обилие новой информации и некоторую путаницу в головах детей, каждый раз мы удивляемся их находчивости и любознательности. В этом году дети порадовали правильными ответами на вопросы о Русско-турецкой войне 1768-1774 годов, о Первой и Второй архипелагских экспедициях, о военно-политическом блоке «Антанта», союзниках и противниках России в Первой мировой войне. Но было от чего и огорчаться. Лучшие кадеты донских и кубанского казачьих корпусов практически ничего не знают о Первой мировой войне. Детей поставили в тупик вопросы о выдающихся военачальниках эпохи Первой мировой – были названы лишь 2 фамилии, о героях-казаках, георгиевских кавалерах Первой мировой (так, по версии детей, выдающимся донским казаком и георгиевским кавалером, участником Первой мировой войны является легендарный Чапаев…). Не получили мы ответов и на многие вопросы об истории русского флота. Однако в этом году наши воспитанники четко усвоили, что порт приписки кораблей Первой и Второй архипелагских экспедиций не Севастополь, а Кронштадт. На мой взгляд, самую лучшую оценку нашей просветительской работе дала одна девочка, которая после игры «Что? Где? Когда?» спросила: «Скажите, а почему нам обо все том, что мы узнали здесь, не рассказывают в школе?».
Православие является неотъемлемой частью нашего культурного наследия, поэтому важнейшей составляющей лагеря является знакомство детей с православными традициями. Священник, принимающий активное участие в работе лагеря, проводит с детьми душеполезные и просветительские беседы, в которых рассказывает о порядке Богослужения, таинствах церкви, правилах поминовения усопших, правилах поведения в церкви и т.д. К сожалению, сейчас очень многие дети не получают таких знаний в семье и лишены возможности получить их в школах. У нас в лагере традиционно читаются утреннее и вечернее молитвенные правила, дети принимают участие в одном или нескольких совместных воскресных церковных богослужениях, которые проходят в кафедральном соборе города Мирина. Очень важно, что вместе с детьми мы служим панихиды на русских кладбищах и у памятника русским морякам в городе Мудрос, поминая поименно всех русских людей, упокоившихся на Лемносе.
В этом году, впервые за 244 года, которые прошли со времени ухода эскадр графа А. Орлова с Лемноса, к берегам острова подошел парусник «Надежда» — парусное учебное судно владивостокского морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского. Участники нашего лагеря получили уникальную возможность побывать на одном из самых красивых парусников мира, а потом,
вместе с курсантами корабля, принять участие в торжественных мемориальных мероприятиях у памятника русским морякам в Мудросе и на большом русском кладбище на мысе Пунда.
И еще одно интересное мероприятие нам удалось осуществить в этом году. Мы решили провести военно-историческую игру, цель которой, воспроизвести один день из жизни казачьего лагеря, причем на месте реальных исторических событий 90-летней давности. Дети получили задание разбить лагерь на берегу моря, устроить быт, получить паек у «французского» интенданта, приготовить обед, нарисовать карту местности и оформить свои впечатления от прожитого дня в иллюстрированный журнал, наподобие тех, которых выпускали на Лемносе курсанты казачьих военных училищ в 1921 году. Кроме того, был проведен санитарный конкурс (в предварительно обустроенном лазарете) и строевой смотр лагеря. Надо отметить, что, несмотря на первый опыт проведения подобных реконструкций, он удался, и наша игра стала одним из самых ярких событий этой смены, подарила новые эмоции, оставила массу ярких впечатлений. Один день, прожитый в лагере, разбитом на берегу моря на мысе Пунда, сплотил детей так, как не смогли сплотить предыдущие 10 дней, полные конкурсов, соревнований, экскурсий. И если в начале дня настроение детей можно было оценить как паническое, а их действия носили по большей части хаотический характер, то к концу дня перед нами была сплоченная команда, действующая слаженно, организованно, плечом к плечу. Экстремальные условия позволили раскрыться и проявить себя каждому, без исключения. Мы думаем, что такой опыт «погружения» в историю поможет ответить каждому на вопрос, на что он способен и достоин ли он памяти своих предков.
В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему убеждению, опыт создания проектов, подобных нашему лагерю, – перспективное направление в деле исторического просвещения и патриотического воспитания молодежи, сохранения культурного наследия. Побывав на Лемносе, каждый открывает для себя ту Россию, которую он не знал. И мы очень надеемся, что тот интерес к изучению родной истории, которым появляется у детей на Лемносе, не исчезнет в будущем, а будет преумножаться.
Нам всегда очень интересно узнать мнение детей о нашем лагере. Поэтому каждый год мы просим детей написать отзывы о своих впечатлениях от этой поездки. Эта «обратная связь» очень важна для нас, потому что помимо положительных оценок, которых, к нашей радости немало, дети пишут и о том, что не очень понравилось, что им хотелось бы изменить или добавить в программу лагеря. Еще они пишут о своих ожиданиях от этой поездки (а многие из них, попадая в лагерь, впервые выезжают за границу) и о том, оправдались ли эти ожидания или нет. Все эти «послания» мы внимательно изучаем и принимаем во внимание в последующей работе. Здесь приведены некоторые из них (стилистика и орфография авторская):
Артем, 15 лет
Мне очень понравился наш лагерь, все его организаторы и педагоги, вожатые, спортинструкторы. Вообще лагерь – это замечательное место. Он учит быть сплоченными, смелыми, отважными. Но самое важное – это то, что лагерь восстанавливает историю казачества, представители которого эмигрировали на остров Лемнос. За все дни, проведенные в лагере, я узнал очень много. Про то, как люди, уезжающие из одной страны в другую, пытаются выжить, не рассеяться. Я считаю, что все, кто сюда приехали, очень храбрые люди. Если сравнивать меня и их, я бы и месяца не смог прожить на острове, где отсутствует жилье, очень мало пресной води и крайне суровый климат.
Антон, 13 лет
Мои дни на Лемносе были наполнены красками и событиями. Я много узнал об истории острова и связанной с ней судьбой русских людей. Также очень понравились мероприятия, которые проводились. Мне понравилось работать на кладбище. Глядя на могилы погибших, чувствуешь присутствие духа времени, тех времен. Мне очень приятно, что не были забыты наши казаки, нашедшие свой последний приют на греческой земле.
Сергей, 14 лет
Меня очень впечатлил лагерь, столько нового я узнал из этой поездки. Все пережитое казаками настроение в 1920-21 гг., быт, а также условия их выживания. Понравилось путешествие к месту гибели флагманского корабля «Святослав». Было очень интересно!
Алексей, 14 лет
В лагере Лемнос у нас каждый день был особенный. Я узнал очень много нового и интересного про русских казаков и моряков, как моряки и освобождали Лемнос от турок.
Максим С., 14 лет
Поездка на Лемнос была очень интересной и познавательной. Я узнал очень многое о русских людях, живших на этом острове и похороненных на русском кладбище. Было очень интересно побывать в греческих храмах и сравнить их с русскими храмами. На протяжении всего пребывания на острове у нас проходили интересные игры, соревнования и конкурсы. Мне очень понравилась эта поездка.
Василина,
15 лет
Мне очень понравился этот лагерь. Очень жалко, что наш лагерь был малочисленным, но с другой стороны мы очень сдружились, стали одной большой командой. Было очень интересно узнать, что во время Гражданской войны были такие отважные люди, которые осмелились, не побоялись и решились, хотя им было очень трудно сделать это, покинуть свою Родину и отправиться на абсолютно незнакомый остров, несмотря на все препятствия и сложности. Хочется сказать большое спасибо всем, кто организовал этот лагерь. Это замечательная идея!
Евгений, 13 лет
Когда мы только приехали на Лемнос и в первый день пришли на пляж, я подумал: «Что же мы будем делать здесь целые две недели?». Но события всех последующих дней показали, что у нас не было ни минуты свободного времени. Мы постоянно были чем-то заняты: ездили на экскурсии по острову, работали на кладбище, участвовали в конкурсах, играли в футбол… Каждый день был новым. Больше всего мне запомнилась реконструкция и катание на яхте. Мне очень понравился этот лагерь, я бы хотел приехать сюда еще раз.
София, 11 лет
Очень понравился парусник «Надежда»…Белые паруса…Понравилась дюна и соревнования, понравилось плавать на яхте под дождем и прыгать с бортика в воду. Такое красивое, соленое море…Очень понравилось на исторической реконструкции. Этот день запомнится надолго!
Елена Решетникова
Опубликовано в историко-просветительском бюллетене «Миг столетия
№9» за 2014 год. http://www.fiip.ru/products/bulletin/296326/