Эволюция образа Александра Невского в российской истории

Васильев Михаил Константинович, студент, Курганский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Эссе на конкурс «Наследие моего Отечества» по теме: «Эволюция образа Александра Невского в российской истории».

В эссе предпринята попытка рассмотреть этапы трансформаций образа Александра Невского в разные периоды отечественной истории.

«Повесть о Житии Александра Невского» — единственный документ аутентичный самому Александру Ярославичу, авторство которого приписывают митрополиту Кириллу. Особенностью этого произведения является его религиозный характер. Невский изображен как благочестивый, набожный правитель, и полководец, преисполненный исключительных личностных достоинств. Автор писал в некрологе: «закатилось солнце земли суздальской». Эта оценка как бы предвосхищает последующее «освящение» фигуры Александра сначала во Владимиро-Суздальском княжестве, а затем и в других частях русского государства.

В последующее время фигура Александра Невского начинает использоваться в политических интересах Новгородской республики, стремящейся обосновать собственное исключительное положение среди русских княжеств. В новгородских летописях Александр представлен как смелый могучий воин, по аналогии с героями мифов Древней Греции и Рима. Новгородцы постарались сделать из него исключительно местного героя.

Что примечательно, в Московском и Владимирском княжестве также были написаны собственные портреты ставшего легендарным князя. Это связано со стремлением отдельных княжеств сохранить свою независимость в условиях укрепления Москвы как «собирателя» русских земель.

В XVI веке произошло окончательное включение Александра в число православных святых. На церковном соборе князь наряду с другими новгородскими чудотворцами и мучениками он был официально признан не только как защитник земли и веры, но и как миссионер и страстотерпец.

В начале XVIII века Петр I перевез останки Александра в Санкт- Петербург. В 1710 году на месте, где предположительно произошла Невская битва, была заложена Александро-Невская лавра. Таким образом, Александр Невский стал небесным покровителем новой столицы.

К середине XVIII века набирает обороты научный исторический дискурс о фигуре Александра Ярославича. Даются первые экспертные оценки деятельности. В частности, Фридрих Миллер положительно отзывается о действиях Александра.

Первая серьезная критика личности Александра проведена Василием Татищевым. Он обратил внимание на интриги Александра против брата Андрея, принуждение к выплате дани и переписи в 1259 году. Однако, поскольку Александр Невский как святой правитель сохранял свою актуальность в качестве образца для подражания его изображение в официальной государственной историографии остается без существенных изменений.

В XIX веке образ А. Невского не претерпел существенных изменений. Н.М. Карамзин рисует героически безупречный образ Великого князя. Заметной тенденции стала национализация князя, в частности, например, художники отказались от западных одежд при его изображении, вернувшись к традиционным русским доспехам. Можно утверждать, что к этому времени Александр стал универсальным представлением русской культуры.

Следующей вехой в постоянной чреде преобразований фигуры легендарного князя сал советский период. После октябрьской революции деятельность и личность Александра Ярославича подверглась жесткой критике. С позиций марксистского формационного подхода Невский был объявлен эксплуататором и грабителем русских земель в своих личных интересах. Александра также лишили и его сакрального статуса, это вполне закономерное явление произошло в контексте гонений на церковь. Таким образом, Александр Невский был отвергнут большевиками как чуждая их политическому строю и восприятию истории фигура.

Существенно ситуация изменилась к концу 30-х годов, когда у власти появилась потребность в культурных инструментах влияния на народные массы. Соответственно было принято решение о реабилитации памяти об Александре Невском. Александр Невский был выбран как идеал защитника отечества, непримиримо противостоящий немецкому невступлению. Фильм С. Эйзенштейна (1938 г.) «Александр Невский» несет мощный идеологический, агитационный и патриотический посыл. Во время Великой Отечественной войны был утвержден орден Александра Невского, им награждали кадры командного состава за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями. Так, Александр Ярославич Невский стал символом борьбы с нацизмом.

В дальнейшем образ Невского использовался советскими историографами как носитель патриотических качеств. В 60-е гг. Невскую битву и Ледове побоище представили как масштабные сражения.

Во время перестройки советская прежние ориентиры утратили свою значимость, общество на несколько лет было отвлечено от вопросов духовного единства и патриотизма. Только к началу 90-х годов, образ Александра Невского вновь стал нужен.

Совершенно новым явлением стало использование образа князя в рекламе, торговле, бизнесе. Восстановленная в своих правах и возможностях церковь получила в свое распоряжении мощи Александра Невского. Как святой он необычайно популярен в современной России, часто становясь покровителем провинциальных городов, никак не связанных с Александром Ярославичем.

Таким образом, восприятие образа Александра Невского неоднократно подвергалось изменениям для того, чтобы достичь нужного воздействия на массовое сознание, сформировать нужный в данных условиях стереотип героя. На сегодняшний день — это один из самых известных и почитаемых исторических деятелей.