Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде

Широкова Полина Дмитриевна, студентка ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5»

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского. Взгляды историков на его личность разные, порой противоположные.

Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 13 веке Русь подверглась ударам с трёх сторон- католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом- Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Существует и более умеренная трактовка этой точки зрения. Так, по мнению современного историка Антона Горского, в действиях Невского «не следует искать какой-то осознанный судьбоносный выбор… Александр Ярославич был прагматиком… выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично… когда это был решительный бой, он давал бой, когда наиболее полезным казалось соглашение, он шёл на соглашение»

Третья группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России этой позиции, придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел. Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было, а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна.

Таким образом, фигура Александра Невского является довольно неоднозначной в русской истории.

Сквозь века проносится о нём слава как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства. Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Кончина Александра Ярославича Невского 14 ноября 1263 года в Городце стала большим ударом для всего русского народа. Сразу после его смерти появилась «Повесть о жизни Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. А в 1547 г. он был канонизирован русской православной церковью.

В чём же заключаются заслуги Александра Невского?

13 век был крайне непростым для Руси. В это время централизованной власти как таковой уже не существовало, поэтому князья-феодалы правили своими вотчинами и вели междоусобные войны.

Всё это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярославич Вселодович, Александр же принимал участие в военных походах с отцом. Но уже в 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда всего 16 лет. А в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. 6 декабря 1240 г. был взят монголами Киев. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголами не составило.

После разгрома Киева Батый, внук Чингиз-хана, взял и разорил Владимир Волынский и Галич. Тогда воевода Дмитрий, чтоб отвести беду от русской земли, сказал Батыю: «Не мешай боли в этой земле; время тебе идти в Венгрию; если же будешь здесь медлить, то Венгрия земля сильная: соберутся там на тебя и не пустят в свою землю». Батый послушался и пошел в Венгрию. И эта страна была опущена.

Вернувшись из Венгрии, татары стали кочевать со своими стадами в степях южной России. На берегу Нижней Волги Батый построил себе столицу, город Сарай, а царство его получило название Золотой, или Кипчакской, Орды.

Князьям русским, уцелевшим от смерти во время погрома, Батый приказал явиться к нему в Орду на поклон. За ослушание он грозил смертью. Первым поехал князь Ярослав Всеволодович, брат убитого на реке Сити великого князя Юрия. Батыю понравилась его покорность, и он сказал: «Будь ты старшим между всеми князьями русскими». За Ярославом поехали и другие князья. В знак зависимости у него «ярлыки», или грамоты, на свои владения. При этом им приходилось тратить много денег на подарки хану, его жёнам и вельможам.

Татары были в то время ещё язычниками и заставляли князей исполнять разные суеверные обряды: например, проходить между священных огней; на Руси рассказывали даже, будто в Орде заставляли кланяться солнцу, идолу и кусту.

Но не все русские князья решались исполнять эти обряды. Черниговский князь Михаил, например, был казнён вместе со своим боярином Феодором, когда отказался исполнять установленные обряды, ха что православная церковь причислила их к лику святых и ежегодно совершает их поминовение 14 февраля и 20 сентября.

Языческие обряды. Уже вскоре после их смерти их стали почитать как святых. Православная церковь ежегодно совершает их поминовения 14 февраля и 20 сентября.

Татары наложили на русский народ тяжкую дань. Были присланы татарские «численники», которые переписали всё население и устанавливали, чтобы каждый человек, бедный и богатый, малый и большой, даже однодневный младенец, давал ежегодно дань по шкуре медведя, бобра, соболя, черно-бурой лисицы и хорька; называлась эта дань «выходом». Кто не мог заплатить «выход», того уводили в плен Сбор дани татары поручили хивинским и бухарским купцам из богатых азиатских городов, которых на Руси прозвали «бессерминами».

Однако, татары считали, что каждый народ имеет право служить Богу по-своему, и к чужой вере относились с уважением. Не тронули они и на Руси православной веры, а духовенство даже совсем освободили от дани.

Много забот пришлось неси великому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского, в Суздальской земле. Города и села и здесь лежали в развалинах; даже Владимир стоял ещё обгорелый и полуразрушенный; трупы наполняли не только его улицы, но и храмы. Народ был очень напуган. Ярослав восстановил селения, очистил церкви; вызвал людей из лесов, ободрил их и принял меры, чтобы не было голода.

Но не долго пришлось Ярославу Всеволодовичу потрудиться для русской земли. Как мы помнили, Батый приказал Ярославу ехать на поклон к его преемнику. Пришлось ехать тысячи верст знойными и безводными пустынями.

Новый хан принял великого князя с некоторым почетом. Но на обратном пути Ярослав сильно занемог и вскоре скончался. Бояре повезли его гроб с собой во Владимир и похоронил в Успенском соборе, рядом с братом Юрием. Русские люди с глубоким благоговением вспоминали труды и страдания, которые выпали на долю Ярослава. «Много топления принял он за русскую землю, — говорили они. — Себя не пощадил и пошел в великую и пагубную землю татарскую; положил душу свою за всех людей земли русской». Подвиг Ярослава продолжал его второй сын Александр.

Высокий ростом, статный, сильный, Александр Ярославич всех поражал своею красивою, мужественною наружностью. Когда он говорил перед народом, голос его гремел, как труба. Один иноземец, увидев Александра, после с удивлением говорили:» Прошел я много стран и народов, видел много царей и князей — и нигде не нашел ни в царях такого царя, ни в князьях князя, как этот князь Александр».

Александр Ярославич прославился еще при жизни своего отца.

В 1240 году шведы вздумали воспользоваться бедствиями русской земли, разоренной татарами, и собрались ратью на Новгород. Сам римский папа, всегда помышлявший о подчинении себе русской церкви, благословил их поход.

Шведский полководец Биргер с большим войском вошел в реку Неву и стал станом на том месте, где в нее впадает река Ижора.

В Новгороде княжил тогда Александр Ярославич, и Биргер послал сказать ему:» Противься мне, если можешь: я пришел пленить твою землю, и будешь ты рабом мне, и дети твои».

Александру было тогда только двадцать один год, и разговелось от этих гордых слов его юное сердце. Он велел своей дружине и новгородцам немедля собирается в поход.

Войско у Александра было небольшое, но молодой князь не унывал.

«Братья, — сказал он своим ратникам, — не в силе Бог, но в правде»

Слова эти воодушевили войско, и оно бодро двинулось за своим вождем в поход. На рассвете 15 июля Александр приказал начинать битву. Шведы не ожидали столь быстро нападения и были застигнуты врасплох. Многие новгородцы отличались в этой битве моей удалью и храбростью. Сам Александр ранил Биргера копьем в лицо. Эксгумировав и исследовав останки ярла Биргера, шведские ученые установили, что кости его глазницы имеют явные следы прижизненного повреждения, вероятно, копьем. Такую рану он мог получить только в 1240 году.

Шведы были разбиты наголову и в ту же ночь ушли за море.

Победой над шведами Александр Ярославич избавил новгородцев от той опасности, которая грозила им, а себе заслужил прозвище Невский. Но этим его подвиги еще не кончились.

В августе 1240 года ливонские рыцари напали на Псковское княжество, новгородский пригород. Новгородцы стояли против Александра выручить их из беды. Александр быстро явился ко Пскову, выгнал из него немцев, а паместников их заковал в железо и отослал в Новгород. Узнав об этом, немцы двинулись против Александра. «Руками возьмем князя Александра!»- кричали они.

А русские говорили Александру: «Князь наш честный и добрый! Настало время положить нам за тебя свои головы». Противники встретились на льду Чудского озера. И вспомнил тут Александр первую битву между Ярославом Мудрым и Святополком, происходившую тоже при озере, и, подняв руки к небу, воскликнул: «Господи, рассуди спор мой с этим высокомерным народом и помоги мне, как помог ты прадеду моему Ярославу против окаянного Святополка!»

Началась битва. Лёд побагровел от крови и местами трескался. Многие потонули. Русские уже пришли было в смятение, а немцы радовались, как вдруг Александр с запасным полком с тылу ударил на них и расстроил их ряды. Немцы обратились в бегство. Торжественно вступал Александр после этой битвы, названной «Ледовым побоищем», во Пскове. Весь город вышел навстречу своему избавителю.

Из Пскова Александр поехал в Новгород. Сюда пришли немецкие послы просить мира и получили его, вернув всё, что недавно отняли у русских.

Важную службу сослужил Русской земле Александр Невский своими победами. Невская битва и Ледовое побоище на долгое время отвадили и шведов, и немцев от попыток завладеть северными русскими областями. Западные враги Русской земли убедились, что русские, даже порабощенные татарами, могут ещё постоять за себя.

Молва о славных победах Александра распространилась далеко на запад, дошла и до Рима, и римский папа понял, что подчинить себе русскую церковь силою ему не удастся. Тогда он отправил к Александру самых разумных советников своих, чтобы они уговорили его добровольно подчиниться папской власти, присылал даже, говорят, ему любезное послание(1238год). За это папа обещал русским помощь против татар. Но Александр дал папским послам такой ответ: «Мы знаем сами учение Христа, а вашего учения принимать не хотим».

А так же скалывались отношения Александра Невского с татарами?

Пока был жив Ярослав, отец Невского, Батый не требовал Александра к себе, довольствуясь покорностью его отца и Александр ни разу не бывал в Орде; но громкая слава об его подвигах давно уже дошла до устий Волги. Русские очень гордились тем, что у них есть хоть один князь, который не склонял своей головы перед ханом. Но когда Ярослав умер, Батый прислал сказать Александру: «Бог покорил мне многие народы; неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если желаешь сберечь свою землю, то приходи поклониться мне – и увидишь честь и славу царства моего».

Александр Невский быль столь же благоразумен и осторожен, как и храбр: не надеясь справиться с татарами, он рассудил ехать в Орду; перенести унижение от татар ему было менее тяжело, чем навести их на родную землю. Но горько было у него на душе; особенно мучила его мысль, что в Орде его будет заставлять исполнять языческие обряды. Впрочем, опасения Александра оказались напрасны. Батый много наслышался об его победах и приняла его с честью. Он приказал избавить Александра от всех унизительных обрядов, долго беседовал с ним, а потом сказал своим вельможам: «Всё, что говорили мне об этом князе, всё правда: нет ему подобного!».

Александр показался так грозен татарам, что они не решились назначить его великим князем и передали Владимир брату его Андрею; Александр же остался по-прежнему княжить в Новгороде.

Александр Ярославович не походил характером на старшего брата. Александр не любил войны и брался за оружие лишь для защиты своих владений; Андрей во всю свою жизнь не одержал ни одной победы, однако, несмотря на это, был человек задорный армии и беспокойный. Александр больше думал о безопасности русской земли, чем о своей княжеской чести; Андрей же, наоборот, считал для себя унизительным преклоняется перед ханом и мечтал о борьбе с татарами, а о том, какую опасностию грозила эта борьба Руси, не хотел и думать.

Сделавшись великим князем, он стал возмущать народ против татар, внушать своей дружине, что лучше начать борьбу с ними, чем смиренно служить им, и затягивать уплату дани. Слухи об этом дошли до Батыя, и непокорного князя постигла жестокое наказание, и он выступил было против татар со своими полками, но потерпел поражение и убежал в Швецию, оставив свои владения татарам на разграбление.

Александр в это время только что оправился от тяжелой болезни. Но, узнав о бедствии в суздальской земли, он немедленно отправился в Орду умолять хана, чтобы он вернул Неврюя. Такое смирение очень понравилась хану: он послал Неврюю приказ возвратиться домой, а великое княжение передал Александру Ярославичу.

Пример брата показал Александру, что русской земле пока не под силу бороться с татарами, и поэтому, став великим князем, он решил по возможности угождать им, — только бы они не мешали его земле оправиться и окрепнуть. Не раз ездил он в Орду на поклон хану с большими подарками, и не дешёво обходились ему эти поездки: трудно было унижаться перед ханом, но еще труднее — ладить с его надменными жадными советниками.

Много обид и оскорблений пришлось перенести от них доблестному князю, но он твердо решился до конца испить горькую чашу. Когда ему становилось уж очень тяжело на душе, он искал себе облегчение в молитве. Смирением и покорностью Александр успел заслужить полное доверие хана, но не всегда мог он добиться того же народа… Особенно много хлопот причиняли ему войны буйные, своевольные новгородцы: они не испытали на себе всех ужасов татарского нашествия и поэтому менее других боялись татар не платили им дани и очень гордились своею независимостью. Ну вот Батый умер, место его занял брат его Берке. Он потребовал, чтобы и новгородцы платили ему дань, и приказал переписать их. Жители Новгорода вынесли татарским послам подарки, но от переписи отказались; даже сын Александра, Василий, княживший тогда в Новгороде, был против дани. Баскаки вернулись во Владимир и стали грозить Александру, что пожалуются хану. Оберегая русскую землю от нового нашествия татар, Александр решил заставить новгородцев смириться. С большим трудом уговорил он татар повременить, а сам поехал в Новгород. Там же он подверг главных противников дани суровому наказанию, а сына под стражею отослал с суздальскую землю.

Новгородцы согласились платить дань.

Тогда баскаки и численники вернулись в Новгород и стали переписывать народ. Но притеснения их вызвали новое сопротивление.

Татарам надоело ждать «Дайте нам число, — говорили они, — а то мы уйдем».

Этого Александр боялся больше всего и объявил новгородцам, что оставляет их на жертву татарам, и съехал с княжеского двора.

Тогда новгородцы согласились на перепись.

Но едва удалось Александру управиться с Новгородом, как начался мятеж против бессерменов в земле Суздальской.

Хивинские купцы, собирая там дань, всячески теснили народ. Наконец чаша его терпения переполнилась — и вот во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле и других городах народ бросился на откупщиков и перебил их…

Эта самовольная расправа на первых порах вызвала в населении общую радость.

Но радость скоро сменилось ужасом: разгневанный хан приказал своим войскам двинуться в суздальскую землю. Спасителем родной земли и на этот раз явился Александр. Он поспешил в Орду, чтобы «отмолить людей своих от беды».

Ни разу еще не отправлялся Александр к татарам с таким тяжелым чувством — он шел почти на верную гибель.

Но Берке давно уже привык уважать Александра и верил ему; поэтому он милостиво внял молению князя и приказал войскам вернуться. Александру пришлось на этот раз пробыть в Орде очень долго, и только в конце 1263 года хан отпустил его домой.

Но уже не суждено было Александру увидеть свой стольный город и успокоить встревоженный народ радостную вестию… Крепкое здоровье его сильно пошатнулось: » неодолимый в битвах, ещё в цвете лет, он изнемог под бременем великокняжеского венца, который был, для него венцом терновым».

Доехав до Нижнего Новгорода, он так ослабел, что не мог продолжать пути. Отдохнув и оправившись немного, он поспешил далее, но прибыв в Городец Волжский слег совсем. Тут Александр понял, что близиться его конец, и, по обычаю того времени, принял иночество с именем Алексия.

Все присутствовавшие при пострижение горько плакали. Рыдание и слезы утомили Александра. Он попросил всех уйти: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию».

Потом он передал Богу дух свой. Митрополит Кирилл служил литургию, когда пришла к нему весть о кончине Александра. Заливаясь слезами, он вышел к народу и сказал:» Чада мои милые! Знаете-закатилось солнце земли русской!»

Следует сказать, что среди отечественных и зарубежных историков спор о роли Александра Невского в русской истории, о различных его деяниях и решениях идет давно. Многие зарубежные историки прямо называют его представителем, князем — коллаборационистом, который подчинил русские земли Золотой Орде вместо того, чтобы вместе с западными союзниками отстоять независимость.

Немецкий историк Ф.Б.Шенк объяснил причины, по которым образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти, следующим образом «, во-первых, биография князя, его реальные исторические достижения и воинские победы оказались светлым моментом в трудное время монгольского завоевания во второй половине 13 века. Во-вторых, в биографии Александра зримо отражается ряд принципиальных проблем и вопросов, важным для русского исторического пути и русской коллективной идентичности:» централизм-регионализм», » княжеская власть- всчевая демократия»,» Россия и Азия»,» Россия и Европа». В-третьих, мы и сегодня располагаем крайне скудными точными данными о реальном Александра Ярославиче, поэтому его образ в истории был и будет предметом различных исторических интерпретаций».

Тем не менее, Александр Невский остался актуальной и востребованной персоной. Собственно, к его образу русские люди апеллируют уже не в первый раз. И это не пресловутая соломинка, за которую хватается утопающий. Это- настоящий герой, который дает нам вдохновение и, восхищение нашим великим Отечеством!