Фольклор и народная педагогика в воспитании подрастающего поколения

Е.В. Суховий, педагог дополнительного образования, член ассоциации «Искусство народов мира», руководитель фольклорно – этнографической студии «Сибирская душа», ансамбля «Тогучиночка» и детского фольклорного ансамбля «Славянский венок» и педагогического фольклорного ансамбля «Тогучинская вечерка»

Фольклор и народная педагогика в воспитании подрастающего поколения.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

На протяжении тысячелетий народное творчество дает возможность человеку познать и мир и выразить свое отношение к нему. Произведения народного творчества отражают особенности эпохи людей, которые их создавали. Народным творчеством пронизана вся жизнь чловека.

В условиях современной системы образования ключевой задачей является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.[2,62]

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это огромный кладезь мудрости, великий запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

— уважительно относиться к своим древним корням;

— чтить и уважать память предков;

— систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Объектом нашей работы является воспитание подрастающего поколения в народном творчестве.

Целью исследования выступает воспитание детей и подростков средствами фольклора.

«Фольклор — это не только художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом, это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. [7,5-35] [3,5], [1,20-269]

Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн» [7,287-367].

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом наша народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до самой смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. [6,6].

Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу образования народа…» [3,3-54]

Не менее важными воспитательными средствами являются сказки, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания, убедительно нам доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка особенно остро в наше время.

Многие народные сказки дают уверенность в торжестве правды, в полной победе добра над злом.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм и образность который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». [8.18-240].

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии. [10,157-183]

Пословицы и поговорки – малые жанры русского фольклора – занимают особое место среди разнообразных произведений устного народного творчества. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. [8.6-17], «Родительское слово мимо не молвится»,[8.18-240].

Основным фактором народного воспитания является любовь к родной природе. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка. Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень — озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона» [7,344].

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье» [8.18-240]. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В.А. Сухомлинского.

Землю мы до сих пор называем матерью – и с этим не возможно поспорить. А ведь мы не всегда обращаемся с ней почтительно. Как же называли Богиню Земли? Некоторые фольклористы считают считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, «кышь» – «кощь» – «жребий» – «судьба», кошара, счастье, судьба). Макошь – олицетворение Матери — богини изобилия, покровительница полей и скота, а также женских работ [5.339-240].

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игры любимое занятие детей. Они воспитывают в ребенке сообразительность, смекалку, ловкость, выносливость, стремление к победе. Играя, ребенок формирует свои эмоциональный мир, который является неотъемлемой частью его жизни. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку», «Жмурки», Мышка», «Горошек» [3,7], [14,246 — 254] [9,3 – 97].

Традиции организуют связь поколений и на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших поколений основывается именно на традициях. В образовании народных традиций одно из важных мест занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Обычай крепче закона» [8.18-240]. Традиционные праздники в народе, с языческих времен они дожили до наших дней.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до самой смерти, организуя его трудовую, социальную, а также личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ [4,18, 189-254].

Календарные обряды складывались за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». [8.18-240].

В русских семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», «Делай со мной» [8.18-240]. т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи для сына и мать хозяйка для дочери.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к тому, что создано, трудом человека и природой. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь». Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.[8.18-240].

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». [8.18-240].

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Много нас живет на родной земле. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить все народы Земли вместе со своими обычаями преданиями и поверьями.

Педагогический опыт закреплен во множествах обрядах, в устном народном творчестве, поверьях связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи и народа. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, наше достояние связывающие прошлое и настоящее с будущим.

Заключение

Итак, в своей работе я исследовал процесс воспитания подрастающего поколения в аспекте использования народной педагогики и фольклорных средств.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем и наша задача донести все накопленные знания до подрастающего поколения.

Мы – потомки, духовные наследники, заложившие основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать, преумножить и передать нашим детям.

 

Литература

  • Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.
  • Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
  • Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград, 1997. – 54 с.
  • Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды, обычаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Поверья, суеверья и предрассудки. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Колыбельные песни (из фондов Свердловского областного Дома фольклора). – Екатеренбург: «Сфера», 1997. – 56 с.
  • Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
  • Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. Предисл. И коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. – (Классическая б-ка «Современник»).
  • Терещенко А. В. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Народные игры и забавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Ушинский К. Д. педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3/Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – 512 с.: ил.