Козловский городской театр в конце XIX – начале ХХ веков как барометр гражданской инициативы российского провинциального общества

Н. Кондаурова, студентка социально-педагогического института,

Мичуринский государственный аграрный университет им. И.В. Мичурина

Козловский городской театр в конце XIX – начале ХХ веков как барометр гражданской инициативы российского провинциального общества

Ярким показателем поступательного социально-экономического и социокультурного развития России в конце XIX – начале ХХ вв. стал запрос не только столичного, но и провинциального общества на сопричастность к театральному искусству, как к одному из элементов квалиметрии качества жизни российского социума. Именно поэтому в фокусе предпринимаемого исследования находятся проблемы формирования, с одной стороны, запроса уездного провинциального общества на театр, как храм искусства, и, с другой стороны, – этапы возникновения театра в городе Козлове Тамбовской губернии. При этом будем учитывать, что театр уездного города Козлова был единственным театром на всей территории Тамбовкой губернии, включая и губернский центр – город Тамбов.

Итак, во-первых, отметим, что в городской среде Российской империи театральное лицедейство зарождалось еще в XVIII в. через выступления любительских театральных кружков. Однако, и, во-вторых, в уездные центры театральное искусство стало проникать в основном в начале XIX в. благодаря гастролирующим театральным труппам. Так, например, в городе Козлове, по сведениям А. Иванова, уже в 40-х годах XIX в. эпизодично проходили выступления подобных театров [8, с. 4]. Так, например, в 1844 г. в санкт-петербургской газете «Репертуар и пантеон» некий столичный житель рассказал о посещении «провинциального театра» в городе Козлове. Итак, состояние козловского театра, в оценке петербуржца, было удручающим: «Я никак не мог предположить ничего хуже этого… дом был далеко не отстроен, стены не выбелены, окна забиты тёсом, кресла старые и грязные…» [9, с. 3].

Действительно, в это время в городе не было своей профессиональной труппы, а гастроли театров проходили в городе достаточно редко, поэтому лицедейство служителей Мельпомены проходило в залах коммерческого клуба или в здании клуба общественного собрания. (Подчеркнем, что для жителей уездного города Козлова XIX в. посещение спектаклей было общественно-статусным явлением). Однако один из козловских обывателей, оценивая деятельность гастролирующих коллективов, справедливо констатировал: «Было время, когда в нашем городе мало слышно было о любительских спектаклях и приходилось… довольствоваться созерцанием комедий, разыгрываемых какою-нибудь странствующею труппою артистов с превращениями, исчезновениями и шествиями победных легионов» [Цит. по: 5, с. 4].

Именно поэтому, постепенно в г. Козлове начали появляться любительские театральные группы и кружки. И большинство жителей города оказались вовлеченными в театральную жизнь, что и предопределило в дальнейшем общее настроение горожан на обструкцию заезжих гастролеров, так как «хорошая труппа… не едет, а плохой «мы сами не хотим»!» [5, с. 4]. Таким образом, местные любительские театральные кружки становились требованием городской провинциальной действительности, проявлением гражданской инициативы.

Итак, к 1889 году в г. Козлове были уже сформированы: общество любителей музыкального и драматического искусства, кружок «Парадиз» и «неорганизованные» любители. Аграрный характер региона предопределял границы театрального сезона: летом представления проводились редко, но с наступлением зимы (за исключением «Рождественского» и «Великого» постов), практически еженедельно любительские объединения устраивали спектакли с танцевальными вечерами. Так, например, в корреспонденции «Тамбовских губернских ведомостей» отмечалось, что в 1889 г. «обычная сонливость козловского общества была рассеяна во время праздников любительскими спектаклями, танцевальными вечерами и концертами» [Цит. по: 8, с. 4].

В этот же период самодеятельные группы и артисты города Козлова начали объединяться в музыкально-театральное общество, целью которого являлось предоставлять «своим членам возможность соединяться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусства, содействовать, всеми зависящими от него средствами развитию музыкальных и драматических талантов» [12, с. 33].

Таким образом, именно возникновение городского единого музыкально-театрального общества стало краеугольным камнем в поступательном развитии профессионального театрального искусства в городе Козлове. Несомненно, качество отдельных спектаклей улучшилось, так как местные служители Мельпомены, как члены музыкально-театрального общества, теперь были заинтересованы не только в личной репутации, но и в репутации всей местной организации культуры.

Во многом поэтому, в обществе создаётся свой Устав, формируется денежный фонд. И, тем не менее, о развитии театральной деятельности 80-х – 90-х гг. XIX в. в г. Козлове сложилось двоякое мнение. Так, с одной стороны, современник того периода, автор книги о театральной жизни г. Козлова в период с 1896 до 1903 года, В. Савостьянов, сообщает, что козловский театр до 1896 г. – это лишь «забава для интеллигенции», а спектакли носили лишь «семейный характер». Он, как народник, писал с горькой иронией: «Что было им, любителям, до народа? Они, устраивая спектакли, преследовали другие цели…, – им нравились прелести репетиций…» [12, с. 7–8].

Однако ряд других источников утверждают, что это было время, когда любительское драматическое искусство оказывало большое положительное влияние на различные слои населения, так как любители сыграли «важную роль в воспитании эстетических вкусов публики…» [5, с. 4; 8, с. 4]. Тем более, выступления любительских групп были хорошо отрепетированы и удачно исполнены, так как их деятельность постоянно находилась «в поле зрения печати». Но такое позитивное состояние театрального искусства города Козлова было приблизительно до 1890 г. В козловском музыкально-театральном обществе возникает патовая ситуация: любительские кружки должны перерасти в профессиональную театральную труппу, но на это нет – ни средств, ни даже здания театра, или самораспуститься. «Талантливые люди» стали покидать общество, в городе начали возникать новые объединения, такие как театральные кружки учителей или железнодорожников. Однако многие горожане перестали посещать спектакли «господ разночинцев», и деятельность городского музыкально-театрального общества останавливается [12, с. 33].

Вновь городские подмостки Козлова становятся ареной для гастролирующих трупп. Так, например, по данным газеты «Мичуринская правда», в 1891 – 1892 гг. в городе выступали две труппы: вначале – под руководством С.И. Тамарина, затем – под руководством антрепренёра Дмитриева-Волынского. Успех этих трупп в городе был различен. С.И. Тамарин представил публике следующие спектакли: «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Майорша» И.В. Шпажинского, оперетту «Птички певчие», «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя, ряд водевилей и другие спектакли. Сезон оказался неудачным и очень затратным и некоторые выделили в связи с этим ряд причин:

  1. репертуар не соответствовал социокультурному коду уездного общества;
  2. репертуар не соответствовал материально-техническим возможностям города Козлова (сложные декорации).
  3. высокая ценовая стоимость билетов, которая не соответствовала финансовым возможностям горожан.

В свою очередь, учитывая охранительные настроения большинства жителей г. Козлова, Дмитриев-Волынский составил патриотический репертуар, поставив следующие спектакли: «Осада Москвы Литвой», «Жидовка», «Судьба гения», «Дочь каторжника», «Мамаево нашествие», «Первая муха», «Вторая молодость» и другие. В целом, уездная публика была удовлетворена, а постановки дали хорошие сборы [5, с. 4].

И, наконец, в 1896 году образуется новый кружок любителей драматического искусства в городе Козлове. Это театральное объединение было организацией новой генерации. Так, например, сцена была переносной, поэтому действовали, через «хождение в народ», постоянно расширяя круг зрителей, выступая в разных кварталах города. При этом спектакли кружка были бесплатными и на них «стекалась масса зрителей». Учитывались и театральные предпочтения горожан, поэтому репертуар подвергался корректировке, и новые спектакли всё больше популяризировали кружок любителей драматического искусства города Козлова. В целом, как справедливо отмечал В. Савостьянов, «…если означенные спектакли не поучали зрителей, зато отвлекали их от пьянства, картёжной игры и подобных им время провождений в праздничные дни» [12, с. 9–10].

В 1897 г. по инициативе актора культурной жизни Козловского уезда Н.А. Воронова (учитель 3-го городского училища в г. Козлове; основатель Общества народных чтений; организатор гастролей театральных трупп в городе) и при поддержке фабрикантов отца и сына Злобиных было построено здание театра на месте табачной фабрики [2, с. 3], и театр «получился большой, четырёх ярусный на 600 мест» [1, с. 3].

Право открыть первый театральный сезон было предоставлено тульскому антрепренёру С.И. Томскому спектаклем драматурга В. Сарду «Надо разводиться», в постановке которого были задействованы как гастролирующие артисты, так и местные «любители сцены». В течение сезона козловская публика увидела «Лес» и «Без вины виноватые» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Две трети постановок С.И. Томского дали полные сборы, так как он учёл вкусы «начинающей провинциальной публики», которая в целом «осталась им довольна» [3, с. 93–94].

Однако второй сезон театра Злобиных оказался провальным, так как репертуар нового антрепренёра Флоровского был отвергнут «необразованной» публикой, которая не оценила его работы и «сильно охладела к театру» [12, с. 12].

В дальнейшем на сцене театра была апробирована, в основном, гастролирующими труппами вся палитра театральных жанров, – от драматических спектаклей до оперетт. Так, например, в 1900 г. козловской публике были представлены оперы «Аскольдова могила», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», а в 1901 году показаны спектакли «мастеров сцены, таких как братья Альдгейм: «Уриэль Акоста», «Разбойники» и «Шейлок»» [1, с. 3].

И все же следует обратить внимание на новое направление в деятельности козловского театра. Как свидетельствует публикация в «Козловской газете» спектакли начинают носить целевой характер, то есть постановка осуществляется для определённой аудитории. Так, например, 15 апреля 1901 г. была поставлена пьеса Н. Гоголя «Ревизор» «почти исключительно для учеников коммерческого училища и учениц женской гимназии» [13, с. 3].

Примечательно и то, что на подмостках козловской сцены в 1902 – 1904 гг. ставились спектакли по пьесам М. Горького: 8 декабря 1902 г. «театр был переполнен – был показан первый спектакль по драме М. Горького «Мещане» [7, с. 3]. А в апреле 1903 г. была поставлена пьеса «На дне» под руководством Смирнова. Спектакль удался «…благодаря популярности автора…», – писал «некто под псевдонимом «Мастеровой»» [6, с. 4]. 6 ноября 1903 года была поставлена пьеса М. Горького «На дне», а 7 декабря – вновь «Мещанин». Публика была довольна. Городские театралы объясняли такой успех постановок в конце 1903 года всё также: «…публика и на этот раз пришла посмотреть произведение популярного автора» [10, с. 3].

А с осени 1902 года на сцене театра по субботам ставились оригинальные спектакли при очень низкой стоимости входных билетов: от 5 копеек до 1 рубля 25 копеек. Билеты распространялись только между железнодорожными служащими и их семьями. Разночинная публика была довольна лицедейством и, по словам Мастерового, с увлечением смотрела пьесы [11, с. 3].

Осенью 1901 г., под воздействием театральной жизни города, мещанин Клюев вместе с местными любителями драматического искусства возродил и театрально-музыкальное общество [12, с. 33]. На этапе институирования общество в основном занималось обсуждением «насущных вопросов», поднимая проблемы изготовления декораций, цены билетов и системы скидок на спектакли, взимания членских взносов и т. д. Однако самым острым вопросом на всех собраниях общества был поиск собственного помещения для выступлений. Отметим, что данная задача так и не была решена: спектакли общества так и продолжили показывать в зданиях общественных собраний, коммерческого училища и на сцене театра Злобина. А выдвинутое 28 марта 1902 года предложение обществу о постройке собственного театра из-за кабальных условий было отклонено [12, с. 35–36].

Подчеркнем, что в начале XX в. в городе Козлове стали популярны и благотворительные театральные выступления, например в фонд погорельцев уезда. Горожане охотно посещали такие выступления, так как «часть зрителей и в самом деле хотела помочь погорельцам, бедным, пострадавшим от засухи, нуждающимся студентам, семьям, оставшимся без кормильца, а другая часть следовала моде, лишь старалась выставить напоказ свои филантропические чувства» [5, с. 4].

А в ночь на 9 декабря 1910 г. в здании козловского театра Злобиных вспыхнул пожар, принеся невосполнимые убытки театру. Однако театральная жизнь в городе не оборвалась и в 1913 г. по инициативе «Товарищества разумных развлечений» в городе Козлове было построено первое в Тамбовской губернии новое специализированное здание для театра «Разумных развлечений», в котором была сформирована так же первая в регионе профессиональная труппа актеров [4, с. 3].

Таким образом, в условиях российской действительности конца XIX – начала ХХ вв. козловский городской театр выступал в качестве основного проводника социокультурных ценностей в широкие слои провинциального общества. Однако театр в регионе, выполняя функции органа социального общения, объективно способствовал росту самодеятельной инициативы и гражданской активности граждан, через организацию добровольных объединений в виде, как в городе Козлове, музыкально-театрального общества. В тоже время, козловский городской театр «Разумных развлечений» в какой-то мере преодолевал разрыв в качестве жизни столичного и провинциального общества, возложив на себя опцию своеобразного социокультурного лифта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В.Е. Под шум театрального занавеса // Доктор Чехов. – 1997. – № 3. – С. 3–4.
  2. Андреев В. Один из основателей мичуринского театра – купец А. Злобин // Мичуринская правда. – 2006. – 24 октября. – С. 3.
  3. Белых М.П. Привет из Козлова. – Мичуринск: ИД «Мичуринск», 2003. – 223 с.
  4. Белых М.П. Тернистая тропа искусства: к 90-летию создания профессиональной театральной труппы // Мичуринская правда. – 2005. – 19 июля. – С. 3.
  5. Иванов А. Любительский театр // Мичуринская правда. – 1966. – 2 декабря. – С. 4.
  6. Иванов А. Первая постановка «На дне» в Козлове // Мичуринская правда. – 1968. – 7 февраля. – С. 4.
  7. Иванов А. Первый горьковский спектакль // Мичуринская правда. – 1966. – 3 июля. – С. 3.
  8. Иванов А. Первые любительские спектакли // Мичуринская правда. – 1966. – 10 ноября. – С. 4.
  9. Иванов А. Первые спектакли в Козлове // Мичуринская правда. – 1966. – 16 сентября. – С. 3.
  10. Иванов А. Пьесы писателя – «Гвоздь» сезона // Мичуринская правда. – 1968. – 22 марта. – С. 3.
  11. Мастеровой. Театральные вести. Козловский театр: оригинальный спектакль // Козловская жизнь. – 1902. – 12 декабря. – С. 3.
  12. Савостьянов В. Любители и актёры (Козловская театральная хроника). – Козлов: Типография А.А. Дубнина, 1903. – 191 с.
  13. Театральные вести: «Ревизор» // Козловская газета. – 1901. – 22 апреля. – С. 3.