Моя семья в стихии гражданской войны

Маругин Вадим Вадимович, учащийся 10 класса ГБОУ «Самарский казачий кадетский корпус»

Номинация: «Гражданская война»

Моя семья в стихии гражданской войны.

В 2018 году исполнится 100 лет с начала Гражданской войны в России. Это событие, последствия которого мы ощущаем и в 21 веке, является одной из самых трагических страниц нашей истории. Она явилась итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале 20 века, начавшегося с революции 1905-1907 годов, усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому расколу российского общества. Итогом этого раскола и стала жестокая война между советской властью и силами Белого движения, а попросту между «красными» и «белыми».

Размышляя о событиях тех лет, читая публикации разных авторов в интернете, я пришел к мысли о том, что не преодолен еще раскол, образовавшийся в обществе 100 лет назад. Не утихли в обществе споры о том, кто прав? Кто виноват?

Более того, и сегодня, так же как и в 1918 году, не утихают споры: куда и каким путем идти России. Сможет ли страна выстоять, выдержать напор ненависти, попытки уничтожить нас со стороны враждебно настроенных политических группировок запада…

Не растворится ли наш народ в потоке легкодоступной информации, не потеряет ли свои нравственные ориентиры? Не потеряет ли человек свое человеческое лицо?!

Моя семья свято хранит свои воспоминания. Гражданская война для нашего рода, семьи явилась тяжким испытанием. Я хотел бы рассказать о периоде Гражданской войны в Сибири. Эта война прошла катком по жизни моих предков.

Прадед мой по материнской линии, Петр Панов, жил в Сибири. Имел он своё хозяйство, пару коров, лошадей, сенокосилку. Был середняком. Но советскую власть принял всем сердцем. Был избран в комбед своей округи, куда входило несколько сёл. Люди его уважали за честность, трудолюбие, за справедливость. У прадеда была большая дружная семья, любящая жена, большая труженица, шестеро детей. Пётр Панов принял идеологию большевиков, стараясь служить ей верой и правдой, налаживая новую жизнь в сибирских сёлах. Всё, казалось, шло хорошо.

Но новый Верховный правитель России, Колчак Александр Васильевич, установил режим военной диктатуры и пошёл карательной экспедицией по Югу Сибири. Его поддержали крестьяне, недовольные советской властью. Численность восставших достигла 150 тысяч человек.

Среди восставших были зажиточные сельчане, земляки моего прадеда. Что интересно, многие являлись ему родственниками и хорошо знакомыми людьми. Деда как активиста арестовали, увезли в волость и казнили, изрубив шашками, вместе с другими «советчиками». Не пожалели учительницу и её малых детей. Арестовали и прабабушку, бабу Варю, с детьми. Тоже хотели везти в волость и казнить. Посадив на телегу, уже повезли со двора. Но в это время ко двору приближался вооружённый отряд казаков, среди которых был двоюродный брат деда, один из главарей восставших. Узнав родственницу, он взял с неё клятву никому не рассказывать о тех зверствах, что учиняли они без суда и следствия. Прабабушка поклялась на иконе, тем самым спаслась сама и спасла своих малолетних детей. Та клятва ей дорого далась. Баба Варя до самой смерти трясла головой от того «животного» испуга, что испытала во время восстания белогвардейцев.

Она никому не рассказывала об том, только старшие дети знали об этой клятве. А потом и мы узнали от своих бабушек и дедушек.

Это восстание было жестоко подавлено. В сентябре — октябре 1919 года между реками Тобол и Ишим произошло сражение между белыми и красными. Белые, уступая войскам туркестанского фронта в силах и средствах, потерпели поражение. Остатки армии Колчака отошли в глубь Сибири.

Советская власть вернулась в родное село прадеда. Его останки и останки погибших товарищей торжественно захоронили посредине села. На могиле поставлен большой памятник с мемориальной доской, на которой высечены имена павших героев. Когда я приезжаю на каникулы в деревню к деду, я обязательно иду к памятнику. Стою, отдавая память своему далёкому предку. Эта память прошлого как бы наводит на размышление о XX веке, веке величайших открытий и не менее великих трагедий, веке небывалого самопожертвования и чрезвычайной жестокости, милосердия и разрушения.

Первая Гражданская война в России и сегодня вызывает немало споров. Прежде всего у историков и политологов нет единого мнения. В художественной литературе она тоже отражена с разных точек зрения. Роман — эпопея «Тихий Дон» М. Шолохова, «Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия» М. Булгакова – все эти книги так или иначе показывают трагедию народа, ввязавшегося в Гражданскую войну.

Кто прав, кто победил, кто проиграл? Белые или Красные? Итоги войны были неутешительными. Приведу известные факты: от голода, болезней и террора в боях погибло от 8 до 13 миллионов человек, эмигрировало около 2 миллионов человек. Резко увеличилось число беспризорных детей. Ущерб народному хозяйству составил около 50 миллиардов золотых рублей, промышленное производство упало на 4-20% от уровня 1913 года.

Нам, людям XXI века, трудно судить, кто прав — кто виноват, но ясно одно, что война-это трагедия России, трагедия русского народа. Война дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся «под свинцовой крышей монархии», и в то же время она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную силу страны. И думается, что Гражданская война – это кошмар, это чисто русская нелепость. В борьбе за правоту своего дела «перегибали палку» и белые, и красные. Мне кажется, что в борьбе за «классовое» не следует отметать общечеловеческое стремление к лучшему: добру, уважению, любви, состраданию, милосердию, взаимоуважению, толерантности.

Список литературы.

  1. Гражданская война и военная интервенция в СССР:Энциклопедия.-М.: Сов.энциклопедия, 1987
  2. Николай Какурин Николай. Стратегический очерк Гражданской войны.
  3. Шолохов М. А. Тихй Дон: Роман в 2-хтт.-М.: Изд-во Эксмо, 2006
  4. Фадеев А. «Разгром».