Начало царственной династии Романовых

Падюкина Анна Сергеевна
Начало царственной династии Романовых
Ученица 10 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Семена Артемьевича Уганина» Дрожжановского муниципального района РТ

Руководитель: Старшова Н. В.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

Содержание

1. Введение
2.Мифы дома Романовых
3.Михаил Федорович Романов – первый царь царственной династии . Писатели и историки о избрании царя на престол.
3.1.Сочинение Г.К. Котошихина- ценнейший источник о состоянии Московского государства в середине XVII века.
3.2. Богданов А.П. « Русские патриархи (1589-1700)»
3.3.Борис Флоря об избрании Михаила Федоровича Романова.
3.4. Морозова Людмила Евгеньевна об избрании Михаила Федоровича Романова.
3.5 . В. О. Ключевский об избрании Михаила Федоровича Романова
3.6. А.К.Толстой «История государства российского от Гостомысла до Тимашева»
3.7 .Фаина Гримберг (Гаврилина) об избрании Михаила Федоровича Романова
4. Интересные факты из жизни первого царя из династии Романовых.
5. Фильмы о первых царях Романовых.
6. Музыкальное искусство и образ Михаила Фёдоровича
7. Образ Михаила Фёдоровича в изобразительном искусстве
8.Итоги правления Михаила Федоровича Романова
9. Вывод
10. Литература

1. Введение

Династия Романовых – одна из самых известных и могущественных семей в истории России. До сих пор ученые и потомки этой династии пытаются понять, почему семью постигла такая трагедия? Почему так неожиданно прервалось ее правление?

Спустя триста четыре года династия Романовых рухнула. В стране началась новая грандиозная смута, приведшая Россию на край национально-государственной гибели. Снова встал «род на род» – гражданская война потрясла страну, снова глубокий экономический кризис смертельно поразил российский хозяйственный организм, а очередной политический распад, осложненный внешними силами, грозил существованию самой российской государственности. Жизнь складывалась так, словно и не было этих трех веков, словно, едва выйдя из Смуты, Россия тут же вновь пошла по кругам исторического ада. От Михаила до Михаила. Династия родилась, династия рухнула.

Романовы взошли на трон при всеобщем одобрении народа , Романовых свергнули с трона при полном равнодушии народа.А в рамках этих трехсот лет на русский трон один за другим – порой мирно и безмятежно, порой трагически и суматошно – восходили девятнадцать носителей царственной фамилии Романовых; мужчины и женщины, умудренные опытом государственные деятели и безусые мальчики, за которыми виделись могучие фигуры фаворитов, и чисто русские люди, и иноземцы, едва могущие связать несколько слов по-русски. И все это были Романовы. Среди них были и умные и глупые люди; активные, удачливые правители и пассивные созерцатели; страстные воители и реформаторы и тихие, смиренные, покорные Богу властители; примерные семьянины и чадолюбцы и ветреные.

2.Мифы дома Романовых

Миф первый. О пресечении династии Рюриковичей

Многие ошибочно полагают, что в конце XVI века, после смерти сына Ивана IV царя Федора Иоанновича, прекратила существование династия Рюриковичей, правившая русскими землями от начала государственности. Это неправда. «Перевелись» мужчины только одной из многочисленных ветвей генеалогического древа древней династии, а именно — московской, объединявшей потомков Ивана Калиты. Другие Рюриковичи, пусть и сильно прореженные репрессиями Ивана IV (Грозного), тем не менее наличествовали в изобилии. К ним, например, относился князь Дмитрий Михайлович Пожарский, прославленный полководец и руководитель земского ополчения, восстановившего суверенитет России осенью 1612 года. Рюриковичем был и Василий Шуйский, вот уж действительно последний государь из этой «фамилии», восседавший в Кремле с 1606-го по 1610 год, свергнутый боярами и умерший в польском полоне.

Таким образом, причиной замены династии совсем не являлось ее полное угасание и вымирание. Князей-Рюриковичей хватило бы на множество престолов. Однако московский престол достался не им. И даже вообще не князьям, что особенно удивительно для той эпохи, когда происхождение и родовитость значили чрезвычайно много.

Миф второй. Романовы — потомки Рюриковичей

Считается (правда, не всеми), что одна из бабушек первого царя новоиспеченной династии Михаила Федоровича происходила из рода Горбатых-Шуйских. То бишь ветви Рюриковичей, но не московской, а суздальской, в негласной очереди на трон занимавшей второе место. Это, прямо говоря, хилое основание позволяло романовским правителям вести свою родословную от варяжского вождя. Но на самом деле Романовы не были князьями. Род этот был невыдающимся на фоне многих других аристократических фамилий. По семейному преданию, он ведет начало от некоего Гланды-Камбилы Дивоновича, в крещении Ивана, якобы переехавшего из Пруссии на Русь в конце XIV века. Его сын, Андрей Кобыла, — персонаж уже вполне исторический. Он и стал родоначальником семьи Романовых и других боярских семей. Многочисленные потомки Кобылы (Кошкины, Захарьины и др.) запомнились поначалу разве что жестокими поборами и умением без церемоний наращивать состояние. Богатство, в свою очередь, способствовало тому, что Анастасия Романовна Захарьина стала первой женой Ивана IV: будущий царь Михаил Федорович приходился ей внучатым племянником. Соответственно первыми Романовыми в середине XVI века стали внуки и внучки Никиты Романовича Захарьина, родного брата царицы Анастасии. Он, между прочим, очень разбогател в правление приходившегося ему зятем Ивана IV за счет присоединения вотчин своих родственников, подвергшихся опале, гонениям, а то и уничтоженных царем-садистом. Вообще Грозный Захарьиных весьма возвысил. Первым носителем фамилии Романов был Федор Никитич, отец будущего царя Михаила.

Миф третий. Единение народа при избрании царем Михаила

За три века самодержавного всевластия Романовых умильная сказка о едином народном порыве при возведении на трон Михаила Федоровича в феврале 1613 года была отшлифована до блеска. А дабы придать ей видимость исторического факта, архивные документы Земского Собора (собрания представителей всех сословий и земель), принявшего судьбоносное решение, были основательно зачищены или искажены. Сейчас исследователи не могут даже разобраться, сколько «делегатов» в нем участвовало и каким числом голосов Михаил Романов был избран. По некоторым данным, под итоговым документом Собора стоит около 200 подписей, тогда как народных представителей насчитывалось то ли 700, то ли 1500 человек.
Организовал работу Собора и вел его заседания (кроме последнего, где, собственно, все и решилось) князь Дмитрий Пожарский, в чьих руках тогда находилась реальная власть. Казалось, он и был кандидатом № 1 на московский престол: Рюрикович, с самозванцами не знался, польскому королевичу не присягал, только что восстановил суверенитет Руси. Но человек благородный и неискушенный в политической борьбе, которая во все времена ведется без правил и моральных сдержек, Дмитрий Михайлович, думается, на самом деле шансов почти не имел. Но кто его заочно «победил» — беспомощный и жалкий 16-летний юнец, на Соборе, естественно, не присутствовавший, а укрывавшийся вместе с матерью в Костромских вотчинах! Как такое стало возможным?

Великий Ключевский это объяснил так: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». Кому же Михаил был удобен? Во-первых, многолюдному клану, во-вторых, боярам, присягавшим в смуту полякам и могущим при Михаиле не опасаться возмездия, в-третьих, тем, кто рассчитывал на продолжение смутного «банкета» с его мародерско — разбойничьей вольницей. Это — главным образом казаки.

Миф четвертый. Царь Михаил управлял Россией Доля истины в этом есть: Михаил в последние годы жизни, после смерти отца в 1633 году, действительно взял бразды правления в свои руки. Но первые двадцать лет царем он был номинально.

Ко множеству официозных небылиц, составивших основу канонического жития Романовых, добавилось немало столь же нелепых, но рожденных народной фантазией. Этот винегрет из пропаганды, сплетен и анекдотов был неизменным блюдом в меню российской монархии. Можно сказать, династия Романовых началась со всем известной, но наивной сказки про Сусанина. И погибла она во многом из-за мифов о последней царице, которая-де была немецкой шпионкой. Ложь несусветная, но она так овладела народными массами, что после Февральской революции Временное правительство для ее расследования создало чрезвычайную комиссию.

3.Михаил Федорович Романов – первый царь царственной династии. Писатели и историки о избрании царя на престол.

Каждый из Романовых, при всем кажущемся неограниченном характере их власти, был весьма зависимым, весьма несвободным властителем и человеком. Не многие из этой династии закончили жизнь в мире и покое. Некоторые из них были убиты в ходе государственных переворотов или покушений (Петр III, Павел I, Александр II), другие низвергнуты и заточены (Софья, Иван Антонович), Николай II (из низвергнутых) был, как известно, расстрелян; третьи ушли в мир иной при весьма загадочных обстоятельствах (Петр I, Александр I, Николай I). Лишь жизнь первых Романовых, а также Елизаветы, великой Екатерины и Александра III не отмечена печатью трагической кончины. И оказывается, лишь трое из всей династии прожили и процарствовали тихо и спокойно.

Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом, обрамленным усами и круглой бородой. На вид он был очень болезненным и слабым, однако в нужное время проявлял свой твердый характер. Уже в возрасте тридцати лет царь «скорбел ножками» и, по собственным словам его: «До возка и из возка носили меня в креслах».

Михаил Федорович Романов вступил на престол в возрасте 16 лет.

Надо сказать, что сам Михаил Алексеевич не желал править страной. Он плакал и отказывался от царства. Как писала его мать , у него и в мыслях не было быть Царём из-за несовершенства в летах. С 15 до 19 часов, уговаривали Михаила дать согласие на царство, и он согласился только после того, как его стали пугать гневом Божьим за отказ. Тогда Михаил сказал «Хорошо, я положусь на судьбу Божью!»

3.1.Сочинение Г.К.Котошихина является одним из ценнейших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подьячим Посольского приказа.

«По смерти же того царя учинился царем, племене царского по роду Романовых, царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всеа Русии самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильсвичю такое: понеже роду их Романовых за царем Иваном Васильевичем была Настасея Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романовичь, и от того ее брата родилися два сына, Федор да Иван, и от Федора родился Михайло Феодоровичь, которой был царем. С начала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития престати не минуша. И бысть при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству не опустети. Царю ж и великому князю Михаилу Феодоровичю от кроворазлития християнского успокоившуся, правивше государство свое тихо и благополучно».

3.2. Богданов А.П. ( Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. — М.: ТЕРРА; Республика, 1999.)
Михаилу Федоровичу Романову было всего 16 лет, когда 21 февраля 1613 года Земский собор, в состав которого входили представители почти всех слоев населения России, избрал его царем.13 марта 1613 года к стенам Ипатьевского монастыря в Костроме приблизилась толпа бояр и жителей города. Михаил Романов и его мать приняли послов из Москвы с уважением.

Но когда послы вручили монахине Марфе и ее сыну грамоту Земского собора с приглашением на царство, Михаил ужаснулся и отказался от столь высокой чести.

– Государство разорено поляками, – объяснял он свой отказ. – Царская казна расхищена. Служилые люди бедны, чем их жаловать-кормить? И как при таком бедственном положении можно мне, как государю, устоять супротив недругов?

– И я не могу благословить Мишеньку на царство, – со слезами на глазах вторила сыну монахиня Марфа. – Ведь отец его, митрополит Филарет, пленен поляками. А как узнает польский король, что сын его пленника на царстве, так велит над отцом зло учинить, а то и вовсе жизни лишит!

Послы стали объяснять, что Михаил выбран по желанию всей землей, а это значит, по воле Божией. И если Михаил откажется, тогда сам Бог взыщет с него за окончательное разорение государства. Шесть часов продолжались уговоры матери и сына. Проливая горькие слезы, монахиня Марфа наконец согласилась с такой судьбой. И раз уж это воля Божия, то она благословит сына. Михаил после благословения матери более не стал противиться и принял от послов привезенный из Москвы царский посох как знак власти на Московской Руси.

3.3.Борис Флоря, профессор МГУ, академик.

Общеизвестно, что царь Михаил Фёдорович, первый представитель династии Романовых, был избран на царство Земским собором, собравшимся в начале 1613 года. «Совет всей земли» — правительство объединившихся ополчений (правительство Трубецкого–Пожарского) — созвал Земский собор очень широкого состава. Наряду с высокопоставленными аристократами и церковными иерархами в работе собора принимали участие многочисленные выборные с мест, среди которых были провинциальные дворяне, приходские священники, горожане, «служилые люди по прибору» и даже государственные крестьяне.

В течение долгого времени о том, что происходило на соборе, было известно из грамот об избрании Михаила Фёдоровича и сообщений разных источников. Изучив сообщения этих источников, Н. А. Лавровский в середине ХIХ века построил следующую схему развития событий. Первоначально участники собора приняли решение не выбирать царём «Литовского и Шведского королей с их детьми и Маринку с сыном, равно как и всех иноземных государей», а выбирать, «кого Господь Бог даст из московских из русских родов». Затем участники собора стали обсуждать вопрос, кого же избрать «из русских родов», и решили «избрать царя от племени праведнаго… блаженные памяти Феодора Ивановича всея Руси» — его племянника, Михаила Фёдоровича

3.4. Морозова Людмила Евгеньевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории СССР АН СССР.

Одним из трудных в истории России был период конца XVI — начала XVII в., известный под названием Смутного времени. Начало его было во многом связано с тем, что прервалась династия московского князя Ивана Калиты и российский престол стал ареной борьбы за власть многочисленных законных и незаконных претендентов (за 15 лет их было больше 10). Политическая, социальная, а затем и гражданская война обескровили страну. Казалось, что единая Русь перестает существовать. Общество разделилось на несколько враждующих группировок, исконно русская территория оказалась захваченной соседями, центральной власти не было, возникла реальная угроза потери независимости.

В этой ситуации гибель страны могли предотвратить всеобщее согласие и единение вокруг центра, олицетворением которого в то время была царская власть. В тех условиях царский титул давал его обладателю не столько почести и блага, сколько тяготы и невзгоды. Не всякий мог отважиться бороться за него, тем более что у всех еще были свежи в памяти судьба Бориса Годунова и его семьи, смерть в польском плену царя Василия Шуйского, попытки самозванцев-авантюристов захватить и удержать престол. Участь неугодного царя была печальной: либо дурная слава на века (как Бориса Годунова), либо смерть от руки заговорщиков (как двух Лжедмитриев), либо насильственное пострижение в монахи (как Василия Шуйского).

Человеком, который занял царский трон, оказался Михаил Федорович Романов. Он вступил на престол в возрасте 16 лет. За сравнительно небольшой срок его правительство решило труднейшие задачи: примирило враждующие группировки, отразило атаки интервентов, вернуло некоторые исконно русские земли, заключило с соседями мирные договоры, наладило в стране хозяйственную жизнь.

Что обеспечило этот успех? Какие-либо особые личные качества молодого царя, которые традиционно приписываются опытным руководителям: трезвый и глубокий ум, отвага и решительность, обширные знания, богатый личный опыт? Ответ может быть только отрицательным: у тихого и скромного Михаила этих качеств не было. О нем даже о зрелом современники писали: “Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Руси и самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив”1.

Может быть, успех принадлежал не самому Михаилу, а его окружению: боярам, родственникам, родителям? По отзывам некоторых современников (И. Масса, Г. Котошихин, автор Псковской повести), Михаил сам не занимался государственными делами, а отдал власть сначала матери и боярам, а потом вернувшемуся из польского плена отцу. Избрали же его бояре потому, что он “молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден”. Если бы дело обстояло именно так, то боярам совсем не нужно было бы выбирать царя, поскольку в период “семибоярщины” власть и так была в их руках. Правда, стране это правление принесло только новые бедствия и страдания. Очевидно, что для спасения государства требовался не временщик “на час”, а защитник “сирых и обездоленных”, щедрый покровитель, справедливый судья для своих “чад”. Такого человека видели тогда в Михаиле Романове и не ошиблись. Вот еще один отзыв современника: “Не точию убо в телесных добротах сияше, но и душу мужествену являя и благодатми светящуюся отвсюду, бебо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием и благовеинством присно украшая себе, лети же и лукавства и всякого зла отнюдь всяк ненавистен бысть… и не храня вражды всякия, ниже злобе или гневу в сердце своем место даяше, ко всем бысть всегда тих и кроток”.

Думается, что при избрании Михаила на царство немалую роль сыграло и то, что он не был замешан ни в одной авантюре Смутного времени. Его репутация была чиста, а личные качества могли вызывать только уважение. Именно поэтому его избрание было таким единодушным. В кровавое время взаимной ненависти, вражды и измен только такой человек мог примирить “всех и вся”. Царю Михаилу все это сделать удалось.
3.5 В. О. Ключевский так объяснил это избрание: “Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, и, однако, на нем сошлись такие враждебные друг другу силы, как дворянство и казачество”. С этим мнением согласен другой видный историк, С. Ф. Платонов, который писал: “На Романовых могли сойтись и казаки, и земщина — и сошлись: предлагаемый казачеством кандидат удобно был принят земщиной. Кандидатура М. Ф. Романова имела тот смысл, что мирила в самом щекотливом пункте две еще не вполне примиренныя общественныя силы и давала им возможность дальнейшей солидарной работы. Радость обеих сторон по случаю достигнутого соглашения, вероятно, была искрення и велика, и Михаил был избран действительно “единомышленным и нерозвратным советом” его будущих подданных”11.

Авраамий Палицын, который был в составе посольства, рассказывает: “Заутра же архиепископ Феодорит со всем освященным собором облекошяся в ризы, а боярин Федор Иванович и вси пришедший с ним, учредивше чины по достоянию и вземше честный крест и… чюдотворный образ пресвятыя Богородица и прочаасвятыя иконы, поидошяко обители святыя живоначальныя Троица в Ыпацкий монастырь”. За его воротами послов встретили Михаил и его мать. Все вместе вошли в церковь. Там Феодорит вручил “государыне и государю писание от освященного собора” об избрании Михаила царем. Это известие было встречено Михаилом “с великим гневом и плачем”. Он сказал, что не хочет быть царем.

3.6. А.К.Толстой «История государства российского от Гостомысла до Тимашева»

Алексей Константинович Толстой, чьему перу принадлежат строки, вынесенные в эпиграф, был не первым и не последним человеком, которого занимали вопросы:

— Сопровождалось ли избрание и воцарение первого русского самодержца из рода Романовых какими-либо условиями, ограничивающими его власть?
— Был ли Михаил Федорович действительно «самодержцем» или выполнял — пусть на первых порах — роль «конституционного монарха»?

«История об этом» хотя и не молчит, но внятно отвечать не хочет: слишком уж много неясностей в сюжете о некоей «записи», которую якобы дал боярам юный кандидат на престол, да и самый этот сюжет существует фрагментарно и содержит противоречия. Впрочем, не пытаясь делать какие-либо выводы, попробуем дать читателю представление о проблеме.

Начинается она с сообщения, которое записал, имея в виду московских бояр, псковский летописец — современник избрания (февраль 1613 г.) и венчания (июль 1613 г.) Михаила на царство:

«Царя ни во что же вмениша и не боящеси его, понеже детесксый. Еще же и лестию уловивше: первиеегда его на царьство посадиша, и к роте приведоша, еже от их вельможска роду и боярска, аще и вина будет преступлению их, не казнити их, но рассылати в затоки; еще окаяннии умыслиша; а в затоце коему случится быти, и они друг о друге ходатайствуют ко царю и увещают и на милость паки обратитися».
[Царя же не ставили ни во что и не боялись его, поскольку был он еще дитя. Еще и обольстили: когда его на царство посадили, взяли с него клятву, чтобы вельмож и бояр не казнить, даже если повинны будут в преступлении, но посылать в заточение: вот что окаянные придумали. А если кого и заточат, то они [бояре и вельможи] ходатайствуют друг о друге перед царем и настоятельно склоняют его проявить [к наказанным] милость.]

3.7 Фаина Гримберг (Гаврилина) – поэт, прозаик, историк, филолог-славист. Известно, что решение об избрании на царство Михаила Федоровича Романова, юноши едва семнадцатилетнего, принято было в январе 1613 года Земским собором. По поводу этого избрания Алексей Константинович Толстой заметил в своей трагически шутейной поэме «История государства Российского»: «Но был ли уговор…» – и тотчас прибавил, что история об этом «молчит до этих пор».

Гримберг считает, что произошел просто захват власти и престола. И тень узурпации, беззаконности надолго простерлась над романовской династией. Еще долго держалась память о том, что власть и престол именно захвачены; и желание «перехватить» долго не угасало…

3.8.Вывод: каковы бы ни были загадки, вопросы по поводу избрания Михаила Фёдоровича на престол, правительство Михаила смогло не только вывести страну из кризиса, но и укрепить ее, создав условия для дальнейшего более быстрого развития. Какие личные качества Михаила Федоровича обеспечили этот успех? Вот что говорит по этому поводу автор Псковского сказания: “Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен, всех любил, всех миловал и щедрил, во: всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу”. К этому можно добавить и мнение С. М. Соловьева: “Наконец, должно заметить, что личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление».

4. Интересные факты из жизни первого царя из династии Романовых.

Но был ли юный Михаил таким уж «пустым местом»? Вот один любопытный факт: Филарет вернулся в Москву по одним свидетельствам в 1616-м, по другим – в 1619 году. До его возвращения были схвачены Мария Мнишек, ее малолетний сын Иван и поддерживавший их предводитель казаков Заруцкий. По распоряжению Михаила было осуществлено публичное, при большом стечении «скликанных» людей, повешение четырехлетнего Ивана, сына Марии Мнишек. С этой беспрецедентной, именно вследствие своей публичности, казни мальчика фактически началось правление Романовых.

Бытовой уклад первых Романовых интересно и подробно описан в трудах Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских царей» и «Домашний быт русских цариц». Историк проанализировал большое количество всевозможных описей, росписей и списков. Таким образом, если характеры первых Романовых остаются для нас в некоторой степени загадочными, то бытовой их уклад мы достаточно хорошо можем себе представить и на этом основании можем пытаться строить какие-то предположения. Вот, например, занятная деталь: обучение царских детей не включало изучения иностранных языков, но уже при Михаиле Федоровиче царевичи и царевны играли «заграничными» игрушками; в частности, куклами, изготовленными в Нюрнберге…

Воспитание маленьких царевичей уже совсем не напоминает воспитание княжичей Древней Руси. Дети Михаила Федоровича и Алексея Михайловича проводят свои дни в тесных душных покоях, окруженные на византийский манер шутами и «дураками», окруженные ритуализованными действиями многочисленной прислуги. Уже при Иване III меняется парадный, выходной костюм правителя. Если прежде только плащ да богатство кольчуги и прочего воинского снаряжения отличало князя от его дружинников, то теперь характерным становится длиннополое роскошное одеяние. Прежний князь – воин и военачальник, нынешний царь – священная особа, сам едва ли не священник…

Любопытно, что потомство царской четы не так уж часто видело своих родителей. Каждому ребенку от рождения отводились отдельные покои – комнатки с низкими потолками и затянутыми слюдой оконцами. Слово «мама» означало начальницу над няньками и прислугой ребенка. Кормила ребенка непременно кормилица. Кормилица и «мама» приносили особую присягу, в которой обязывались беречь своего питомца. Кормилица и «мама» были должности почетные, дававшие семье возможность выдвинуться и приобрести некоторое материальное благополучие. Развлечения царского семейства были достаточно просты, а порою и грубы. Впрочем, не стоит полагать, будто обычай держать калек при дворе и в знатных домах для развлечения был именно русским обычаем. Надо осветить еще одну важную сторону жизни первых Романовых: именно при них явилась «слежка». За кем же и зачем надобно было следить? Выслеживали словесные оскорбления, которые могли наноситься государям, и, что еще важнее, – возможные заговоры. Почему? Тоже вполне понятно: Романовы не чувствовали себя на троне прочно и, что называется, «законно».

5. Фильмы о первых царях Романовых.

Династия Романовых – одна из самых известных и могущественных семей в истории России. До сих пор ученые и потомки этой династии пытаются понять, почему семью постигла такая трагедия? Почему так неожиданно прервалось ее правление? На самом ли деле в гибели Романовых виновен Распутин? Династия Романовых правила Россией на протяжении трех столетий. Безусловная борьба за власть и жажда денег – кое-кого это беспокоило больше всего. За деньги и власть они могли сделать что угодно: лгать, плести интриги, даже убить своих самых близких людей.

Создатели фильма «Романовы. Мистика царской династии», в поисках ответа на вопрос, почему была уничтожена вся семья Николая II, рассматривают не только события начала XX века, но и всю историю династии. Утверждается, что Николай II знал о том, что будет убит в 1918 году и что он является последним правителем России. Он знал о пророчествах святого Серафима Саровского. Царь не только без оглядки верил в них, но и смирился со своей судьбой. Николай II называл себя мучеником, который должен искупить все грехи своей семьи. Интересное совпадение: период правления династии Романовых начался в Ипатьевском монастыре, тогда царем был объявлен Михаил Романов. Спустя 300 лет царь Николай II, вся его семья и слуги были убиты в Екатеринбурге в Ипатьевском доме

6. Музыкальное искусство и образ Михаила Фёдоровича

В программах концертов большое место занимают произведения композиторов-классиков, в том числе музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Эта музыка является дополнительным напоминанием о том, что триста лет назад был наречён на царство Михаил Фёдорович, ставший первым царём династии Романовых, о том, что его спас от польских и литовских интервентов, ценой собственной жизни, костромской крестьянин Иван Сусанин.
Действие происходит в Костроме, в конце зимы 1613 года. Приёмный сын Ивана Сусанина подросток Ваня у крепостной стены посада, где живёт после возвращения из Москвы избранный на царство боярин Михаил Фёдорович с матерью и слугами. Ваню прислал сюда Сусанин; сам он ушёл с поляками якобы к Михаилу, на самом же деле повёл врагов в непроходимую глушь. Его долг — предупредить Михаила об опасности. Ваня, изнемогший от усталости после долгого пути, стучит в ворота, кричит, но ни стук, ни крик не долетают до боярских палат. Почти потеряв душевные силы от отчаяния, Ваня начинает молиться.До нашего времени дошла граммофонная запись арии Вани, сделанная Е.И. Збруевой в 10-х годах ХХ века. В опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» прославлены три важных исторических момента: победа над интервентами, подвиг И. Сусанина, открывший Михаилу Романову путь на московский престол, и воцарение Михаила Фёдоровича, ставящее точку в многолетней смуте.
Сам же Михаил Романов не отличался каким-либо особым отношением к музыке. Круг его музыкальных впечатлений был типичен для XVII века: церковные песнопения, колокольные звоны.
Но более всего царь любил церковное пение. Он сам пел с дьячком на клиросе по древним крюковым нотам.
Алексей Михайлович даже сам сочинил четырёхголосную хоровую композицию.
У царя в Кремле была так называемая Набережная изба, где работали переписчики нот и исполняемых произведений. Это собрание музыкальной литературы, равно как и музыкальный слух, унаследовал у Алексея Михайловича его сын Фёдор Алексеевич, третий царь династии Романовых.
Фёдор Алексеевич настолько овладел нотной грамотой и композицией, что в совсем юном возрасте сочинял духовные песнопения. Написанная им музыка церковного гимна «Достойно есть» не забыта и по сей день: в последней четверти XX века она была записана фирмой «Мелодия» на пластинку, а в костромской церкви Воскресения на Дебре этот гимн исполняют при богослужениях именно на распев Фёдора Алексеевича, и сейчас мы услышим его в исполнении клиросного хора «Орфей» под управлением о. Георгия Рубановича.
7. Образ Михаила Фёдоровича в изобразительном искусстве
В наше время мы все с большей ностальгией обращаем свой взор во времена Царской России, находим там примеры святости и подвижничества, примеры христианской жизни, достойной подражания в наши дни. Много издано книг, поставлено фильмов, проведено исторических исследований о духовной жизни русской нации во времена царствования династии Романовых, отметившей свой 400-летний юбилей.
Для известного русского современного художника Филиппа Москвитина Царская тема — одна из главных, ее он разрабатывает на протяжении всей своей творческой жизни вне зависимости от юбилеев. Но именно дата 400-летия Царского Дома Романовых позволила увидеть с исторической высоты XXI века и совокупный вклад династии в развитие России, и значение в российской истории личности каждого русского царя.
Трудно переоценить значение художественного подвига Филиппа Москвитина в разработке Царской темы, вызывающей широкий интерес и активно влияющей на мировоззрение сегодняшнего человека. Нет сомнения, что художник ставит своей задачей не только напомнить, но и закрепить в памяти своих современников эпоху величия Православной России во времена правления династии Романовых.
К Царской теме художник обращается уже в первых своих профессиональных работах. Мастер за двадцать лет создал уникальную галерею реалистических портретов русских Царей и Цариц. Основываясь на истории царствования, он выражает свое видение личности изображаемого Венценосца
Мастер подошел к осмыслению значения царствования Дома Романовых с исследования и отображения эпохи, предшествовавшей ему, то есть со Смутного времени.

Картину Филиппа Москвитина «Помазание на царство Михаила Федоровича» (2012 г.) следует считать начальным произведением живописного цикла, посвященного русским Царям.
Полотно Филиппа Москвитина достаточно подробно и реалистично изображает чин Помазания на царство, с учетом исторического порядка торжества: на помазании Государь стоит, скрестив руки, что увидено художником на старинных миниатюрах. Действительно, непосредственное участие принимали боярин Никита Романов — он держит шапку Мономаха, новый боярин князь Дмитрий Пожарский — он вручал Державу молодому Государю, символизирующую освобожденную Россию. Помазывал Государя митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, прославленный впоследствии в лике святых. Во время этого царствования было построено много церквей, монастырей, строго соблюдалось благочестие.
Сын первого Царя из рода Романовых, так же как и отец, рано, в шестнадцать лет, взошел на трон и свершил много полезных для России государственных преобразований, достиг значительных военных побед, расширил пределы Московского государства не только на юго-запад, но и далеко на восток и юг, утихомирил тревожные бунты, пережил вместе с народом эпидемии и пожары, мечтал о создании Вселенского Православного Царства. Алексею Михайловичу Филипп Москвитин посвятил два полотна. Повторяющий средневековый образец 1670 года портрет-парсуну художник создает, чтобы подчеркнуть божественный смысл царской власти. Художник писал эту картину для любимого Алексеем Михайловичем Савво-Сторожевского монастыря. Понятно, что во святом месте должен находиться максимально достоверный образ. Кроме того художник предполагал создать диптих, присоединив портрет Патриарха Никона.

8. Итоги правления Михаила Федоровича Романова
Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г.г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей Польский король отказался от претензий на русский престол. Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах. Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли. Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану. Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского. Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.). Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Но самое главное , пожалуй, заключалось в том, что во все царствование православного Государя Михаила Федоровича большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа российского.
9. Вывод
Историческая заслуга Романовых в том, что они смогли подняться над своими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решать их.
Благодаря усилиям Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых к концу 17 века Россия достигла политической стабильности , определенного экономического благосостояния.

10 . Литература

1.А.К.Толстой «История государства российского от Гостомысла до Тимашева»

2. А.М.Голицын. Я познаю мир. История России: энциклопедия-М.:АСТ:Астрель, 2008

3. А.П. Богданов Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. — М.: ТЕРРА; Республика, 1999.

4. Борис Василенко «Мифы дома Романовых».

5. Григорий Котошихин «О России в царствование Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича»

6. Л.Е. Морозова Михаил Фёдорович// Вопросы истории.1992

7. Н.М.Карамзин «История государства Российского»

8. С.М.Соловьев «История России с древнейших времён»