Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

Кадацкая Виктория Владимировна, студентка ЮРИУ РАНХиГС

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Фигура Петра I и его эпоха, может быть, самые мифологизированные в отечественной истории. Споры о результатах его преобразований начались еще при его жизни и продолжаются до сих пор.

Открыв любой, стандартный учебник по истории мы сразу же увидим такие причины Петровских реформ:

  1. Заметное отставание России по уровню своего социально — экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.
  2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
  3. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентация на преобразования и изменения ценностных ориентаций людей. [ 7, c. 180]

После этого начинается освещаться многогранная деятельность Петра 1 на благо Отечеству: создана регулярная армия и флот, победа в Северной войне, Европу заставили считаться с Россией, промышленность выросла в несколько раз, увеличился объем производства, построена новая столица и новые города, основана Академия наук, открыты школы, типографии, издание газеты «Ведомость», переход на новое летоисчисление и др.

Отмечаю заслуги императора, так же вскользь упоминается о его жестоких методах, но «время было такое», «Петр-сын своего времени», «иначе поступить было невозможно».

После этого сразу возникает вопрос: « Почему тогда споры о деятельности Петра идут такое протяженное количество времени?» Моя задача состоит в том, чтобы проанализировать деятельность Петра I, а самое главное, подвести последствия этой деятельности.

Для этого необходимо:

  1. Причины петровских преобразований.
  2. Особенности петровских преобразований.
  3. Последствия реализации петровских реформ с некоторой статистикой.
  4. «Цена» петровских преобразований

 

Причины петровских преобразований

Для этого чтобы правильно осветить деятельность Петра мы рассмотрим причины, которые были приведены выше. Для этого мы считаем, что очень важно рассмотреть, каким было состояние страны перед вступлением на трон Петра I.

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».[ 4 ]

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. изменение некоторых статей в законодательстве в сторону смягчения: смертная казнь за произнесение «непристойных и затейных» слов была заменена битьем кнутом и ссылкою, женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу, а карались без мучений – отсечением головы. [ 9 ]

Новым указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга, запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно- греко- латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «Вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невиль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». [11] С этим были согласны почти все современники.

По свидетельству современников, у князя В. Голицын было много реформаторских планов. Так, князь считал необходимым посылать дворян в Европу для изучения военного дела, мечтал о создании регулярной армии, состоящей из дворянства. Он собирался освободить крестьян от крепостной зависимости ( произошло это только 1861 году), а земельные наделы, переходящие в их собственность, обложить государственным оброком. К сожалению, все эти грандиозные замыслы В. Голицын не успел не только воплотить в жизнь, но даже предпринять какие-либо первоначальные шаги. Все эти благие пожелания остались лишь на бумаге.

Как мы видим из последнего абзаца большинство преобразований, которые проводил Петр 1 были предложены князем В. Голицыным. Другие преобразования, в которых Петра 1 приписывают к первопроходцам вообще ложны:

  1. Создание первых институтов. На самом деле первый институт был построен при Софьей — Славяно — греко- латинская академия.
  2. Создание регулярной армии. На этот счет мнения историков расходятся, некоторые считают, что создание регулярной армии произошло еще при Михаиле Романове. Создание полков «иноземного (нового) строя» — солдатские (пешие), рейтарские (конные) и драгунские (как в пешем, так и в конном строю). Для службы в полках набирали добровольцев из числа свободных людей и казаков. Они получали казённое денежное жалованье, огнестрельное и холодное оружие, лошадей, форменную одежду. Командирами этих полков обычно назначали опытных в военном деле иностранцев.

3.Создание органов самоуправления. Но до Петра было много органов самоуправления- Земские соборы, вечевые вольности, вассально- дружинные отношения. Не забудем, что Петр 1 ликвидировал Боярскую думу-институт, представлявший интересы части верхушки общества, как ликвидировал в 1702 году другой орган самоуправления- губных и земских старост.

Отдельное внимание нужно уделить преобразованиям Петра, которые приближали нас к развитым странам Европы. Когда возникает разговор насчет Европы, многие учебники пестрят подобными тезисами: нередко бывая за границей, он старался перенять все лучшее для внедрения в России.

Однако давайте вспомним, чему учился глава государства: строительству кораблей, токарному делу, был хорошим плотником, кузнецом, часовых дел мастером, умелым патологоанатомом- все Петр знал 14 ремесел. А у вас не возникает на этом этапе вопроса: «Зачем главе государства быть хорошим плотником или кузнецом? Не полезнее ли было бы императору, особенно во время прибывания в Европе учиться управлять государством, развивать промышленность и т.п, а не лазать по мачтам кораблей?» С XVI-XVIII вв. в развитых странах наблюдается и набирает силу процесс возвращения обществу части его функций, некогда отобранным у него государством. К примеру, в 80-е гг, XVII века в Швеции Карл IV отменил крепостное право. [1,c.16] В России таких преобразований не произошло. Наоборот, все реформы шли на укрепление самодержавной власти:убрал все вольности дворянства- указ «О единонаследии» 1714 года, заставлял брить бороды, одеваться в европейские платья; полной контроль деятельности ремесленников- организация цехов; купцы были организованы в кумпанства.

Из всего вышеизложенного хочется сделать вывод, что причины, приведенные выше не достаточно грамотны, т. к Петр 1 не занимался преобразованием России по типу европейских развитых государств, некоторые преобразования, где Петру 1 приписывают первенство, были заложены еще до него.

Особенности петровских преобразований.

Говоря об особенности петровских преобразований историки отмечают их внутреннюю противоречивость и жестокость. Он не понимал, что насилие, с которым проводились реформы, давало сиюминутный результат. Пример: в основе экономики 18 века в России был ручной труд, и мы смогли. на короткий промежуток времени, догнать Европу в своем развитии. Но в Европе, в это время, уже развивался машинный труд, догнать который нам ручным трудом было уже не реально. Особенность его реформ состояла в том, что они давали результат только когда был жив Петр, после его смерти люди не боялись его наследников так. Как боялись его самого,поэтому реформы переставали приносить свои плоды.[6]

Последствия реализации петровских реформ

  1. Численность населения страны, по данным исследователя П. Н. Милюкова, сократилась на 14, 6%, т.е. на одну седьмую часть. Основная часть потерь-умершие на строительстве Санкт-Петербурга и других городов, умершие от голода и разорения вследствие непосильных налогов. По мнению исследователей Я. Е. Водарского, Е. В. Анисимова и других, данные П.Н. Милюкова немного завышены. Но в любом случае это огромное количество жертв, перечеркивающих все положительные достижения Петра. [12, c 62-63]
  2. Прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза, по данным Е.В. Анисимова. [3]
  3. Разорение наиболее состоятельной части русского купечества- «гостиной сотни», разрушение ссудного и ростовщического капитала. [2, c. 190]
  4. Процесс вытеснения вольнонаемного свободного труда рабским непроизводительным трудом крепостных (Указы от 18 января 1721 г. (о разрешении покупать к заводам крестьян и крепостных),от 28 мая 1723 г. (регулирующий порядок приема людей на работу) и другие). Это определило будущее экономическое отставание России.
  5. Пагубным образом на духовном развитии общества отразилась церковная реформа. Заменив патриаршество Синодом, Петр 1 ликвидировал автономию, частичную самостоятельность церкви. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным га исповеди. Тайна исповеди перестала быть тайной. Это значительно подорвало авторитет церкви.
  6. В результате преобразований Петра произошло значительное усиление раскола между « господами и слугами», что ослабило нашу страну и замедлило ее развитие.
  7. Созданная Петром система государственного управления контролировала и регламентировала все сферы общества,, пресекая всю общественную активность.
  8. Воровство и коррупция приняли невиданные раннее масштабы. Во многих учебниках приводят хрестоматийный пример о том, что Петр, слушая в Сенате доклады о хищениях, вышел из себя и велел обнародовать указ, гласивший, что, если кто украдет из казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Известен и ответ генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Все мы воруем, только один больше и приметнее, чем другой». [8, c. 180]

Немного о цене петровских преобразований

Большинство бездумно констатирует: Петр 1 создал армию. Но мало кто задумывается о том, какой ценой он это сделал. Вот как описывает проведение рекрутских наборов один из документов Военной коллегии (сентябрь 1719 год): «…1) когда в губерниях рекрут сберут, то сначала из домов их ведут, скованных, и приведши в города, держат в великой тесноте по тюрьмам и острогам немалое время,и, таким образом еще на месте изнурив, отправят, не рассуждая по числу людей и далекости пути, с одним, и то негодным, офицером или дворянином, при недостаточном пропитании; к тому же поведут, упустив удобное время, жестокою распутицею, от чего в дороге приключаются многие болезни и помирают безвременно, а всего хуже, что многие и без покаяния, другие же, не стерпя такой великой нужды, бегут и пристают к воровским компаниям, из чего злейшее государству приключается разорение, потому что от такого худого распорядка ни крестьяне, ни солдаты, но разорители государства становятся …2) Хотя бы и с охотою и хотели в службу идти, но, видя сначала такой над своей братьею непорядок, в великий страх приходят». [ 10, c 446]

Не все так просто было и в сфере образования. Многие умиляются успехам в распространении знаний, открытии школ, училищ. Во-первых, на тот момент умеющих писать и читать среди купцов было- 96%, среди дворян- 65%. Немало грамотных людей было среди приказных людей и горожан. Во-вторых, в названной сфере Петр использовал традиционные для себя методы насилия и администрирования.

Широко известен факт посылки царем сыновей русских аристократов учиться за границу. Однако, мало кто знает детали этого сюжета. В 1697 году были направлены на обучение 61 человек, из них 23 носили княжеский титул: 39 человек- в Италию, 22- в Англию и Голландию. [5, c 336] Так описывает этот отъезд австрийский агент в своем донесении цесарю от 8 июля 1697 г.: «Ежедневно уезжают отсюда (из Москвы- прим. автора) молодые люди, которым под страхом потери земель и имущества велено ехать на собственный счет, и никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах». Не желание расширить свой кругозор, а страх выгонял большинство молодых людей из дома. В. О. Ключевский писал о том, что петровская школа, «превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя».

Едва император закрыл глаза, как его ближайшие соратники заговорили о возможной гибели государства. Генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский подал Екатерине 1 Записку. В этом документе говорилось о многолетних неурожаях, о том, что народ, разоренный подушной податью, обнищал и умирает от голода, о массовом бегстве в Польшу, на Дон и даже к башкирам. Заканчивается Записка предостережением, что в случае продолжения прежней политики государство может прийти «в конечную гибель и бегство».

Опыт петровских реформ подтвердил общемировую практику- без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламента, самоуправления, политические партии и т. д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем ценой таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты.

Список использованных источников

  1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I// Вопросы истории. 2006г. №2
  2. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи».
  3. Ансимов Е.В Податная реформа Петра I. М., 1987г
  4. Богданов А.П. «Царевна Софья и Петр. Драма Софии» / А.П. Богданов- М.: Вече- 2008г.-380 с.
  5. Богословский М.М. «Петр I. Материалы для биографии»/ Под ред. В.И. Лебедева. Т. 1. М.,
  6. Данилов А.Г. «Россия на перекрестках истории XIV-XIX вв.» / А.Г. Данилов- Спб.: Алетейя, 2017.-440с.
  7. Кириллов В.В. «История России, пособие для бакалавров». Учебное пособие / В.В. Кириллов — 4-е изд., переработ. и доп.- М.: Просвещение Юрайт, 2012.- 661 с.- Серия: Бакалавр.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч IV.
  9. Скляренко В., Сядко В., Рудычева И., «Загадки Истории. Династия Романовых» / В. Скляренко, В. Сядко, И. Рудычева.- Изд.: Фолио, 2013 г.- 520 с.
  10. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» Кн. VIII, Т. 16.
  11. Шильник Л. «Черные дыры российской империи»/ Л. Шильник- М.:НЦ ЭНАС, 2007г.-192с.
  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.