Революция и Гражданская война

Никита Григорьевич Германский, учащийся 10 класса Московского президентского кадетского училища им. М.А. Шолохова войск национальной гвардии РФ

Номинация: Революция и Гражданская война

Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него;

оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Я хочу рассказать, как исторические события отразились на судьбе моей семьи. Переломные события перевернули жизнь не только всей страны, но и разрушили, растоптали самое святое: её нравственную культуру.

Мой прадед, Новиков Семен Макарович, родился в Санкт-Петербурге в конце XIX века при императоре Александре III. Я не застал его в живых, но его дочь — моя бабушка Клавдия Семеновна — много мне о нем рассказывала. Прадеду пришлось пережить страшную революционную эпоху и быть свидетелем гонений на Церковь, на Православную Веру. Он был свидетелем уничтожения Русского православного Царства — Святой Руси.

Семен   Макарович работал мастером на Путиловском заводе, получал хорошую зарплату, имел семью. О заводе отзывался очень тепло, рассказывал, что у них была своя церковь, больница, столовая, библиотека, парк и даже театр. Среди рабочих проводили эффективное профессиональное обучение, готовили своих специалистов. Хозяин завода лично знал многих работников и вместе с ними часто участвовал в испытании нового оборудования. Предприятие было прибыльным и процветало. На заводе заботились о рабочих. Семья моего прадеда имела возможность отдыхать даже в Крыму.

Все стало меняться в худшую сторону после того, как на заводе с 1916 года стала проводиться активная агитация большевиков. Устойчивая работа предприятия, которое выпускало оборонную продукцию, стала приостанавливаться. Среди рабочих начались стачки и забастовки. Это было явное предательство со стороны большевиков, так как Россия в это время воевала с Германией. В то же время Церковь теряла своё влияние в армии и на флоте. Солдаты и матросы, сыгравшие большую роль в революционных событиях, были особенно расцерковлены. В 1916 году в российской армии отменили обязательную исповедь, после этого добровольно исповедовались только 10% военнослужащих.

В феврале 1917 года Временное правительство, захватившее власть в стране, вынудило царя Николая II отречься от престола. Это событие мой прадед воспринял как личную трагедию. Еще оптинский старец Анатолий (Потапов) говорил: «Судьба Царя — Судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия…». И Россия заплакала! Из Москвы пришли вести, что в Успенском соборе Московского Кремля пьяные солдаты надругались над святыми мощами Святителя Гермогена. Практически сразу после этого святотатства произошел Октябрьский переворот. Началась великая смута! На пьедестал был поставлен «человек с ружьем», который самолично чинил суд и расправу над людьми. В Петрограде появилось много бандитов, так как еще Временное правительство, объявив амнистию, выпустило на свободу 82360 уголовников. Прадед рассказывал, что среди народа в то время была популярна песенка:

Кто народу дал свободу,

Цепи рабские сорвал?

Солда-тики-тики,

Наши бра-тики-тики,

Их винтовки и штыки.

Семен Макарович не понимал, какие цепи с него сорвали? После революции он лишился всего имущества, работы, умерла новорожденная дочка, а по улицам бродили вооруженные бандиты, врывались в дома, грабили и убивали. Что же это за свобода? Свобода от совести, чести и страха Божия!

Мой прадед и его супруга Анна, будучи православными христианами, очень почитали св. прав. Иоанна Кронштадского и не раз бывали на его богослужениях, где он неоднократно предупреждал о том, что Россию ждут страшные испытания. О. Иоанн в своих проповедях грозно пророчествовал и громоглассно взывал: «Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете!» И его пророчества сбылись! Было уничтожено Русское Православное Царство, но больше Царства пострадала Святая Православная Церковь! В первые же часы своего правления Советская власть развернула борьбу за «атеистическое государство». « Декрет о Земле» от 26 октября 1917 годам лишал церкви и монастыри своих земель. Постановлением от 11 декабря 1917 года школы, семинарии, училища и академии духовного ведомства, а так же все имущество этих учреждений передавались Наркомпросу. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего. 20 января 1918 года вышел «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Это явилось основанием для закрытия храмов и монастырей, многие из которых приспосабливались под рабочие общежития и коммуны. Ущемление Церкви в правах вызвало негодование среди духовенства и верующих. В январе 1918 года с резким обличением власти выступил патриарх Тихон. Он призвал всех верующих встать на защиту «оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей», противопоставить врагам Церкви «силу властного всенародного вопля». Это послание воспринималось современниками как анафема советскому строю.

Семен Макарович рассказвал, что сразу после прихода «безбожной власти» начались преследования священнослужителей и православных мирян. Всех верующих потрясло жестокое убийство священника о. Иоанна Кочурова в Царском Селе. С ним расправились после Крестного хода, где он с прихожанами молился о примирении всех враждующих, о недопустимости братоубийства, о мире и согласии. Это был первый новомученник российский. Вслед за этим событием в Киеве был убит митрополит Владимир (Богоявленский), утоплен в Тоболе епископ Гермоген (Долганев). Ряд других архиереев православной церкви так же претерпели мученическую кончину: архиепископ Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Митрофан (Краснопольский), епископы Лаврентий (Князев) и Феофан (Ильменский)   и многие другие. Общее число жертв среди духовенства и монашествующих с октября 1917 года по конец 1921 превысило 10000 человек, а за весь период гонений на церковнослужителей из 150000 человек уничтожено 130000. Эти жестокости по своему маштабу и изуверству сопоставимы с гонениями первых веков христианства, происходившими на территории Римской Империи. Вспоминая это страшное время, мой прадед цитировал своего любимого поэта Н.Некрасова:

 

…Много разбойники пролили

Крови честных христиан…

Здесь он имел в виду, конечно же, большевиков, а еще добавлял , что им

…Тени убитых являются,

Целая рать — не сочтешь!…

Жить в Петрограде становилось невозможно. Всюду царил хаос и беспредел, поэтому Семен Макарович с семьей стал пробираться к родственникам в село Пречистое Гжатского уезда Смоленской губернии. В этом селе жили зажиточные крестьяне, благодаря графу Муромцеву и его семье. Владимир Павлович и Анна Ивановна Муромцевы в своей усадьбе имели образцовое хозяйство. Супруга графа была очень образованной женщиной: училась в Сорбоне и Оксфорде, где изучала сельское хозяйство и технологии производства масла и сыра, писала на эту тему книги, читала лекции в Петровской сельскохозяйственной академии и, единственная в России, была удостоена золотой медали Стебута за труды в области сельского хозяйства. Все её знания на практике применялись в Пречистом.   В имении она открыла молочную школу с пособием от правительства, где обучали молодежь и местных крестьян грамотному ведению сельского хозяйства. В отличие от всего Гжатского уезда, в селе Пречистом не голодали до тех пор, пока советская власть не конфисковала все имущество   имения. Муромцевы передали усадьбу новой власти в идеальном состоянии. Что стало с Пречистым! Все было разграблено и уничтожено! Украсть, оторвать, хапнуть – вот черта «безбожной» власти. Соответственно, крестьяне, недовольные новой властью, стали выступать против нее. В конце июля 1918 года в Пречистое пришло известие о зверской расправе с царской семьей в Екатеринбурге. Для моего прадеда и его семьи это была трагедия! Русский народ перешагнул мистическую черту, за которой у него уже не оставалось надежды на спасение.

В середине ноября 1918 года в Гжатском уезде восстали помещики, бывшие офицеры, зажиточные крестьяне. По некоторым сведениям, к ним присоединился и бывший владелец усадьбы граф Муромцев, судьба которого до сих пор неизвестна. Восставшие убили зверствовавшего в Пречистинской волости военного комиссара Сушкина. Мой прадед был очевидцем происходящего. Он рассказывал, что в контрреволюционном заговоре обвинили настоятеля Колочского монастыря архимандрита Никифора и его казначея иеромонаха Филадельфа. После этого около 30 солдат напали на монастырь, захватили настоятеля и вместе с казначеем расстреляли , а в местной газете пустили клевету,что они сбежали, а в кельях монахов были найдены самогон и сало, в стене же был обнаружен пролом, через который они якобы скрылись. По всему Гжатскому уезду закрывались храмы и монастыри. Больше всего повезло Успенскому храму села Пречистое, напротив которого жил Семен Макарович. Собор был построен князем Д.М.Голицыным в 1807 году по проекту известного французского архитектора Жана Тома де Томо. Перед Великой Отечественной войной в 1940 году местные власти решили храм закрыть. Нашлись и «добровольцы» снять крест. Приняв для храбрости самогонки, один из них полез на крышу храма, чтобы привязать к нему веревку. Остальные участники этого кощунства стали тянуть веревку вниз. И свершилось правосудие: крест упал и придавил их всех. Этот факт, о котором поведал Семен Макарович, подтвердил и нынешний настоятель храма о. Сергий. О подобном случае, произошедшем в храме Архангела Михаила хутора Алексиковского Волгоградской области, я услышал, когда с родителями ехал в г.Урюпинск. Там я познакомился с историей местного казачества. В краеведческом музее города узнал, что на основании секретной директивы о расказачивании, подписанной 24 января 1919 года Свердловым, началось массовое уничтожение казачества. Так, в станице Урюпинская, с 3 марта по 12 июня 1919 года было растреляно до 8000 казаков и членов их семей: женщин, детей, стариков. Ежегодно в Покровском храме Урюпинска проходит панихида по невинноубиенным и крестный ход к поминальному кресту на берегу Хопра. Этот крест я видел своими глазами. Впоследствии я узнал, что советская власть устроила геноцид казаков, в результате которого осталось 10% от всего казачьего сословия. Всё это явилось следствием развернувшейся Гражданской войны, которая разделила общество на два лагеря.

Разруха, грабежи, голод, болезни, позорный Брестский мир, убийство царской семьи, искоренение Православия, столетиями объединявшего русский народ в единое целое — вот они последствия Октябрьской революции и Гражданской войны.

В наше время как-то спокойно относятся к событиям, сто лет которым исполнилось в этом году, некоторые даже гордятся и празднуют эту дату. А что праздновать? Деградацию страны, общества и армии? Уничтожение храмов, массовые репрессии против народа и избавление от якобы душившего всех «царского режима»? Люди, откройте глаза! Помнит ли история Российской Империи массовые уничтожения? Нет! А советская «несущая мир и свободу» власть убивала миллионы, разрушала и сводила на нет православие- фундамент русского народа. Это было настоящим предательством со стороны большевиков. Бесчеловечные поступки преступного правительства заставляют задуматься: «А что при царе было хуже?» И сейчас, обращаясь к событиям тех лет, понимаешь, если бы не революция, то может, всё было бы по-другому. Наша страна была бы самой великой страной мира и не потеряла бы цвет своей нации — людей, живших верой в Бога и любовью к Отечеству!

 

Литература:

  • «Гжатск» В.С. Орлов, А.В. Чернобаев  изд.: Смоленск 1957 г.
  • «По приказу тайных сил» О. Платонов  изд.: Москва 2015 г.
  • «За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956г.» изд.: ПСТБИ 1997г.
  • А.Я.Иванов «Храмы и притчи Гжатского уезда Смоленской губернии (XIX – нач.XX вв.)» А.Я.Иванов.
  • «История села Пречистое» автор Александр Колышкин.
  • «Отец Иоанн Кронштадтский» автор И.К.Сурский
  • «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943» Сб. в 2-х частях; М.Е. Губонин 1994г.