Сравнительный анализ таможенных органов СССР и Германии в годы Великой Отечественной войны

Арсентьева Валентина Сергеевна, Беляева Елена Александровна

Сравнительный анализ таможенных органов СССР и Германии

в годы Великой Отечественной войны

Научный руководитель: Бычков Александр Владиславович

Российская таможенная академия

г. Люберцы, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются таможенные органы СССР и Германии в период с 1941 года по 1945 год. Проводится сравнительный анализ особенностей организации и функционирования таможенных органов данных государств. Рассматривается явление контрабанды и сравнивается её номенклатура в СССР и Германии в разные периоды Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: таможенные органы СССР, таможенные органы Германии, контрабанда, Великая Отечественная война.

В течение первых военных месяцев в ряды Красной Армии, ополчения и партизанского движения ушло почти 90% всего личного состава таможенных органов [1].

На 1 сентября 1941 года действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек. К началу 1945 года в таможнях СССР трудились не более 1000 человек. Основными направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей, промышленного оборудования и т.д.

Экспортировались лесоматериалы, целлюлоза, асбест, лен, магнезит, смола, хлопок, руда, шерсть, пушнина и другие товары. Импортировались продовольствие, скот и другие товары из Монголии, Тувы, Китая, государств Юго-Восточной Азии, дефицитные товары закупались в нейтральных странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки. Грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались таможнями по минимальным ставкам [2]. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа [3].

Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения, в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.

Борьба с контрабандой в годы войны оставалась важным направлением деятельности таможенных органов. Дефицит промышленных и продовольственных товаров в магазинах, жесткое их нормирование являлись основной причиной для провоза дефицитных товаров из-за границы. За все виды контрабанды была предусмотрена уголовная ответственность.

В первый год войны предметы контрабандного ввоза в основном составляли потребительские товары: табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей.

Уточнение материальных и процессуально-правовых вопросов способствовало повышению эффективности борьбы таможенных органов с контрабандой. Так, незаконным переводом и пересылкой через границу валютных ценностей считались выплата денежных сумм в СССР в качестве эквивалента иностранной валюты, полученной за границей; покупка товаров в СССР с выплатой их стоимости за границей, минуя банковские учреждения и другие.

С 1942 года таможенные органы столкнулись с решением новых проблем, которые имели жизненно важное значение для физического выживания советского государства. Основными задачами таможенной системы этого периода стали: обеспечение военных поставок по ленд-лизу, таможенное сопровождение внешнеэкономических соглашений с союзными странами и борьба с контрабандным ввозом и вывозом товаров, наносящим экономический ущерб государству.

Важнейшей задачей таможенных органов Советского Союза в 1942-43 годах оставалась борьба с контрабандой. Там, где имеют место перемещение людей, товаров и грузов через государственную границу, неизбежно возникают вопросы обеспечения защиты экономики страны на пограничных рубежах, вступает в силу охранительная таможенно-тарифная политика, и принимаются меры по борьбе с контрабандным ввозом и вывозом товаров. Эта функция также связана с понятием экономической безопасности государства.

В условиях войны, жесткой экономии, нехватки промышленных и продовольственных товаров, острейшего дефицита жизненно важных для выживания товаров, контрабандная деятельность активизировалась. Контрабанда только на южных границах СССР за период с 1941 по 1945 год выросла в: раз. Если в 1942 году было задержано контрабанды на сумму 1 978 957 рублей, то в 1943 году она составила уже 3 906 976 рублей [4].

Особенность контрабандных правонарушений в военный период состояла в том, что провоз товаров осуществлялся с применением ухищренных способов сокрытия и использованием служебного положения должностными лицами. Как правило, использовался «метод прикрытия» документами, содержащими указание о секретном характере грузов. Часто осуществлялся незаконный провоз товаров в упаковке, опечатанной гербовыми сургучными печатями, или под видом ленд-лизовского и возвратного груза, трофейного имущества. За все виды контрабанды государством была предусмотрена уголовная ответственность [5].

В последние годы Великой Отечественной войны таможенный контроль и оформление поставок по ленд-лизу продолжали оставаться основным направлением деятельности таможенных органов. Это объясняется увеличением поставок по ленд-лизу: больше семидесяти процентов поставок в СССР было осуществлено в завершающий период войны. Для сравнения: в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее одного процента, а в 1942 году – менее двадцати восьми процентов от общего объема поставок. Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины, покрытие для взлетно-посадочных полос.

Через Тихий океан шел поток поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, золото, сырье для военной промышленности союзников. Так, СССР экспортировал в США 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину и другие различные товары. Экспорт осуществлялся в рамках программы обратного ленд-лиза.

По данным НКВТ СССР таможенники Советского Союза обработали грузов по ответному ленд-лизу на 2 млн. 139 тыс. долларов [6].

В 1944–1945 годах специфику таможенной деятельности составляли таможенный контроль и оформление трофейных и репарационных грузов. Этот процесс регулировался соответствующими приказами и распоряжениями ГТУ НКВТ СССР [7].

После подписания 19 сентября 1944 года Соглашения о перемирии между Финляндией и СССР Финляндия приступила к выплатам репараций в пользу СССР товарами (лесные материалы, бумага, целлюлоза, морские и речные суда, различное машинное оборудование и другие товары); ценностями и материалами, всяким другим имуществом, принадлежащим государственным, общественным и кооперативным организациям, предприятиям, учреждениям или отдельным гражданам (оборудование фабрик и заводов, паровозы, железнодорожный подвижной состав, тракторы, автомашины, исторические памятники, музейные ценности), вывезенным с территории Советского Союза во время войны.

К военным репарациям вскоре добавились экспортно-импортные грузы, поставляемые из Финляндии в СССР и в обратном направлении на основе коммерческой торговли. В частности, 31 января 1945 года состоялось подписание протокола о товарообороте, согласно которому СССР обязался поставить Финляндии 5,0 тыс. тонн пшеницы, 25,0 тыс. тонн ржи, 1,0 тыс. тонн сахарного песка, 200,0 тонн кондитерских изделий.

Даже в самые суровые годы государство находило возможность социальной поддержки служащих таможен.

В 1944 году на содержание таможенной системы страны было выделено 7 655,5 тыс. рублей, в том числе на зарплату 6 003,0 тыс. рублей [8].

На 1 января 1945 года сеть таможенных учреждений значительно возросла и представляла собой следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни, 34 таможенных постов, а штат составлял 1 043 единицы.

Борьба с контрабандой продолжала оставаться важной задачей таможенных органов Советского Союза. Изучению, обобщению и распространению передового опыта борьбы с контрабандой уделялось постоянное и пристальное внимание, что нашло отражение в ряде важных решений.

С 1944 года в перечень контрабандных товаров добавились шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, изделия из драгметаллов, фотоаппараты, радиоприемники, дамские манто, дамские манто из каракульчи, сапоги и ботинки из кожи, лайковые перчатки, табак и кондитерские изделия – на ввоз; валюта и валютные ценности – на вывоз. Стоимость задержанных в этом году контрабандных товаров составила 649 377 рублей.

Во многих случаях сигареты и шоколад, продаваемые, например, в Мурманске в конце войны, имели контрабандное происхождение. Ввоз таких товаров нелегально осуществляли, как правило, иностранные моряки союзных конвоев.

При реализации таможней конфискованных товаров цены определялись по курсу рыночных. К примеру, фотоаппарат «Кодак» стоил 1 500 рублей, что составляло среднюю месячную зарплату служащего. Радиоприемник оценивался в 2 000 рублей, манто женское из каракульчи – в 23 000 рублей, сапоги мужские кожаные – в 250 рублей, носки мужские шерстяные – в 20 рублей. Сигареты реализовывались по 50 копеек за 1 штуку, а пачка – за 10 рублей. Шоколад в 50-граммовых плитках и шпроты рыбные в банках стоили по 5 рублей.

В 1945 году самыми распространенными предметами контрабанды были американская жевательная резинка, мука, мыло и сигареты.

Доходы государства от реализации конфискованных товаров в 1944–1945 годах составили: 1944 год – 55 565 рублей; 1945 год – 35 648 рублей. Всего перечислено в госбюджет: 1944 год – 417 501 рубль; 1945 год – 550 117 рублей.

На 1 апреля 1945 года сеть таможенных учреждений включала: руководящий аппарат ГТУ НКВТ СССР, 65 таможен, 34 таможенных поста. Штат таможенного ведомства составил 1 499 человек, фактически работало 686 сотрудников.

Таможенные органы СССР завершили Великую Отечественную войну, имея не совсем опытный кадровый состав, отлаженную систему таможенного и валютного контроля, способную эффективно функционировать в мирных условиях.

DerZollgrenzschutz (досл. «таможенная защита границы») была органом, уполномоченным в сфере охраны границ и борьбы с контрабандой на границах Германии и границах большинства оккупированных территорий с 1937 по 1945 год. Наиболее активная деятельность немецких таможенников наблюдалась на границах с оккупированными территориями и со странами-союзниками СССР.

В начале военных действий многие мужчины из-за нехватки солдат были переведены из таможенной службы в вооруженные силы, численность работников таможни постепенно сокращалась. Образовавшиеся «пробелы» в численности было решено восполнить людьми, родившимися в начале ХХ века, т.е. теми, кто не воевал на фронте и чей возраст составлял 30 лет и выше. Такие кадры получили название усиленной или резервной пограничной стражи. В 1942 году штатная численность таможенных органов Германии была самой высокой и составляла 60 000 человек [9].

С середины 1943 года таможенная охрана подвергалась нападениям партизан, в связи с чем, таможенникам разрешили использовать пулеметы, автоматы, пушки.

Самая большая концентрация таможенников была на оккупированных территориях, а также около границы с Францией и Италией. Это было связано с тем, что Франция с самого начала войны входила в Антигитлеровскую коалицию, а капитуляция Италии вступила в силу 8 сентября 1943 года. Соответственно, из данных государств в Германию могли поступать контрабандные товары, в том числе вооружение. Более того, военнослужащие из стран Антигитлеровской коалиции могли пересекать границу.

Таможенная служба Германии времен Второй мировой войны была не только подразделением в составе Министерства финансов, но и частью Министерства внутренних дел. Таможенная служба делилась на Таможенные комиссариаты федеральных земель и контролирующие органы на государственной границе.

Таможенная служба Германии имела следующую структуру [9]:

– Министр финансов;

– Государственный секретарь;

– Генеральный инспектор таможенной пограничной охраны;

– Главный финансовый президент;

– Начальник таможенного отдела;

– Начальник пограничного отряда;

– Руководитель таможенного органа;

– Начальник окружного таможенного комиссариата;

– Руководитель агентства по осуществлению пограничного контроля.

Каждая должность имела свой флаг, который размещался на левом крыле автомобиля.

После покушения на Гитлера 20 июля 1944 года руководители таможенной охраны были заменены на работников полиции или войск СС. Это было сделано в достаточно короткий срок кроме некоторых подразделений на оккупированных территориях. Это значит, что таможня стала фактически подведомственна органам внутренних дел. 2 мая 1945 года таможенная служба вновь была переподчинена Министерству финансов.

После окончания войны Таможенная пограничная охрана была упразднена Союзниками.

Наиболее распространенными видами контрабандных товаров, ввозимых в Германию во время Второй мировой войны, были табак и кофе итальянского происхождения, а также ветчина, рис, одежда и обувь. На границе жили люди, которые пособничали контрабандистам и провозили контрабанду в отдаленные районы страны [10].

Широкое распространение получила контрабанда в гетто – в районы, куда насильственно перемещали евреев для их изоляции от нееврейского населения. Существовало несколько способов передачи контрабандного товара на территорию гетто: перебросить товар через стену, передать через подземный тоннель, через сточную трубу или через хозяина дома, находящегося на границе гетто. Также возможно было подкупить полицейского, стоявшего на воротах гетто. Передавали все, что было запрещено иметь жителям: продукты питания, одежду, медикаменты и др. [11].

Таким образом, во время Второй мировой войны необходимо было не только правильно планировать боевые действия, но и следить, кто и что пересекает границу.

Подводя итог всему вышеуказанному, мы составили сравнительную таблицу.

Таблица 1. Сравнительная характеристика деятельности таможен СССР и Германии в годы Великой Отечественной войны

Черта сравнения/страна СССР Германия
Количество таможен

(на 1941 год)

 

37 таможен и таможенных постов

24 таможенных комиссариата
Штат (на 1941-42 годы) 318 чел 60 000 чел
Контрабандные товары табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей. С 1944 года шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, изделия из драгметаллов, фотоаппараты, радиоприемники, дамские манто, дамские манто из каракульчи, сапоги и ботинки из кожи, лайковые перчатки, табак и кондитерские изделия – на ввоз; валюта и валютные ценности – на вывоз. В 1945 году американская жевательная резинка, мука, мыло и сигареты. табак и кофе итальянского происхождения, ветчина, рис, одежда и обувь.
Основные направления контрабандного ввоза Монголия, Китай, Америка, Иран, Финляндия Франция, Италия

 

Литература

  1. Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Военные будни таможни [Электрон.ресурс]: Центральный музей таможенной службы России.URL: http://museum.customs.ru.
  2. Центральный музей таможенной службы России [Электрон.ресурс]. URL: http://museum.customs.ru.
  3. Приказ ГТУ от 31 декабря 1942 года СЦ-45 «О применении минимальных и максимальных ставок таможенных пошлин».
  4. Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. С. 277–310.
  5. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. /Под общ.ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 307.
  6. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 129–131.
  7. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1944. Ст. 59 «Контрабанда при отягчающих обстоятельствах».
  8. Внешняя торговля. № 9. М.: Международная книга, 1945. С. 141.
  9. Zollgrenzschutz: Geschichte & Hintergründe [Электрон. ресурс]. URL: http://www.zollgrenzschutz.de/
  10. Walter Eulitz. Geschichte des Zollgrenzdienstes. – Bonn, Deutschland, 1968. – S. 154.
  11. Andrea Löw. JudenimGettoLitzmannstadt. – Göttingen, Deutschland, 2006. – S. 101.

 

Авторы

 

Бычков А.В. (научный руководитель), канд. соц. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, г. Люберцы, Россия. E-mail: bichkovalexandr@mail.ru

Арсентьева В.С., студент 4-го курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии, г. Люберцы, Россия. E-mail: ars.valentina96@mail.ru

Беляева Е.А., студент 4-го курса факультета таможенного дела Российской таможенной академии, г. Люберцы, Россия. E-mail: eabeliaeva@yandex.ru