Тибет в политике Царской России

Левит Карина Евгеньевна

Тибет в политике Царской России

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Гуманитарный институт

Кафедра «Международные отношения»

Курсовая работа

по дисциплине: «История государства российского»

Руководитель

д.и.н., проф. Павлова О. К.

Введение

Россия на современном этапе представляет собой многонациональное, светское государство. В связи с этим дипломатия постоянно взаимодействует с народами, проживающими на территории нашей страны и исповедующими не христианские религии, в том числе буддизм, берущий свои корни в далеком Тибете. Однако завязывание отношений России с Тибетом в разные исторические эпохи, будь то царская, постсоветская или советская Россия, имело различный характер, в исследовании которого и состоит актуальность работы.

Период русско-тибетского взаимодействия в 1898 – 1913 гг. обстоятельно рассмотрен в отечественной литературе, в частности в монографии А. И. Андреева «Тибет в политике царской, советской и постсоветской России»[1]. Курсовая работа была написана с опорой на первый раздел его труда, посвященный политике русского царизма в тибетском вопросе, поскольку материал, содержащий историю развития русско-тибетских отношений в эту эпоху, там полностью систематизирован. А. И. Андреев описывает фазы складывания русско-тибетских отношений, дает характеристики российской политике на каждом этапе, основываясь на материале неопубликованных источников, таких как архивы внешней политики Российской империи. Более того, историк связывает отношения между Россией и Тибетом с Большой игрой в Азии. Помимо этого, стоит подчеркнуть, что в своей монографии А. И. Андреев также исследует Персидский вопрос и вопрос Афганистана во внешней политике царской России. Однако в данной работе исследования такого рода не освещены, так как рассматривается исключительно тибетская проблематика. В курсовой также использовались сведения о строительстве Петербургского дацана, взятые из книги А. И. Андреева «Храм Будды в Северной столице»[2]. Помимо этого, были проанализированы фрагменты книги В. М. Гавриленкова «Русский путешественник Н. М. Пржевальский»[3], в которых подробно описывались путешествия Пржевальского в Тибет, включая диалоги экспедитора с тибетскими послами и выдержки из документов. Также была использована книга, совместно написанная Дамдиновым А. В. и Чимитдоржиевым Ш. Б. «Агван Доржиев – выдающийся религиозный и общественно-политический деятель»[4]. Оттуда были почерпнуты краткие биографические сведения об Агване Доржиеве, человеке, изменившем ход истории, его жизни при дворе Далай-ламы XIII и траектории политического пути.

Из зарубежной литературы использовалась книга историка П. Хопкирка «Большая игра против России: Азиатский синдром»[5], переведённая на русский язык. Там описаны истоки Большой игры и дано её четкое определение, историческое значение.

Источники, использованные в курсовой работе, представлены тремя видами.   Во-первых, в виде архивных документов из сборника «Россия и Тибет 1900 – 1914 гг.»[6], содержащих письма, декларации и соглашения на тему тибетского вопроса. Во-вторых, в виде бурятской летописи В. Юмсунова «История происхождения одиннадцати хоринских родов»[7]. Летопись состоит из 12 глав, в каждой из которой описывается отдельный эпизод жизнедеятельности хоринских бурят, в том числе судьба ламы Дамба-Доржи Заяева – информатора императрицы Екатерины II по вопросу буддийскому паломничества. В-третьих, в виде архивов тибетского врача П. А. Бадмаева[8]. Особенно ценны для написания курсовой работы были письма Бадмаева монарху Александру III и текст его проекта по присоединению азиатских территорий к России.

Целью работы является выделение этапов складывания русско-тибетских отношений в эпоху царизма в России. Исходя из этой цели, были сформулированы следующие задачи:

  • оценить русско-тибетскую политику на начальном этапе;
  • исследовать происхождение и масштабы Большой игры в Азии;
  • выявить причины и последствия установления русского и британского протектората в Тибете;
  • проанализировать процесс русско-тибетского сближения;
  • сравнить подходы России и Англии на пути к консенсусу в решении тибетского вопроса.

 

Глава 1. Процесс развития русско – тибетского взаимодействия.

1.1. Зарождение русско – тибетских отношений.

Впервые царская Россия овладела некоторыми данными о Тибете в период правления Фёдора Алексеевича Романова. В 1675 – 1678 гг. для поиска сухопутной дороги в Китай было организовано русское посольство, по итогам деятельности которого было выяснено, что кратчайший путь в Пекин проходит через Тибетские территории. Надо сказать, что такая краткая информация о Тибете всё же обогащалась посредством связей буддийских народов, присоединенных к России, с тибетскими ламами.

Народами, служащими Будде, принято считать калмыков и бурят. Российское правительство, имевшее цель установления торговли, пыталось использовать тот факт, что калмыцкие ханы были постоянными религиозными послами в Тибете. Однако попытка установить торговые связи не увенчалась успехом, так как этому препятствовали Пекинские власти.

Значительна была роль бурят в формировании основы будущих отношений между Россией и Тибетом. Кочевой бурятский народ обязался выполнить все положения Кяхтинского договора 1727 года, согласно которому Бурятия входила в состав Российской империи. Кочевникам было даровано право проповедовать буддизм на территории империи взамен на их полное отречение от контактов с заграницей. В случае невыполнения наказанием являлась смертная казнь. По назначению российского правительства во главе бурятского духовенства встал лама Агван Пунцук. После его смерти управлять стал лама Дамба-Доржи Заяев, который впоследствии принимал участие в строительстве в Кяхте первого деревянного дацана, под названием Цонгольский дацан[9].

 

1.2. Первые попытки завязывания отношений с тибетской знатью.

После неудавшейся попытки налаживания контактов с Тибетом в начале XVIII века о священной буддийской земле мало вспоминали, но с приходом к власти Екатерины Великой всё изменилось. В 1767 г. императрица разрабатывала новое религиозное законодательство. Она была заинтересована в сборе сведений о мировоззрении различных народов, проживающих в Российской империи. Тогда и произошла судьбоносная встреча Екатерины II с Заяевым. Лама рассказал ей о своей службе в Тибете, что произвело неизгладимое впечатление на императрицу. Тогда она даровала Заяеву титул Бандидо-хамбо-ламы, орден Андрея Первозванного «за распространение религии в соответствии с законами Российского государства» и ежегодное жалование в размере 50 рублей[10]. Так, под воздействием монарха, статус буддизма в империи был укреплен. Бурятские ламы восхваляли Екатерину и отождествляли её с буддийской богиней Белой Тарой или же «милосердной Цааган-Дара-Эхэ»[11].

Екатерина как политический деятель уделяла значительное внимание решению тибетского вопроса в сфере не только религии, но и экономики. В конце 1770-х годов императрица впервые преследовала цель завязывания отношений с Таранат-ламой, для чего отправила ему в дар гостинцы, в том числе русскоязычные религиозные книги. Прямым наблюдателем этого процесса был Самюэль Тернер, стоявший во главе английского посольства в Тибет. Он и сообщил впоследствии о том, что адресат Екатерины II только после совещания с верховным ламой, вынес решение о разрешении «сдержанной» торговой политики между Российской империей и Тибетом. Согласно Тернеру русские время от времени вели торговлю шкурами близ Хархи, и вполне успешно. Основными же тибетскими товарами являлись коровьи хвосты, мускус и золотой песок[12].

Вторая попытка установления торговли между Россией и Тибетом была зафиксирована в 1783 г. так же английским послом Тернером, который рассказал о намерении Екатерины Великой наладить контакты с Панчен-Ламой. Интересно, что Панчен-лама был вторым по иерархии ламой, однако императрица направила свои действия именно на него. В российской историографии этот факт объясняется тем, что согласно рассказам Заяева об устройстве Тибета, Панчен-лама был воплощением самого Будды, следовательно, считался высшим в духовной иерархии. Тем не менее, попытка Екатерины II не была успешной в связи с «нежеланием тибетцев вступать в сношения с новыми иностранными державами»[13].

При Екатерине Великой получили широкое распространение книги о Тибете. Одной из первых публикаций было «Новейшее и достоверное описание Тибетского государства», основанное на переводе мемуаров английского посла Джоржа Богля. Надо сказать, что в воспоминаниях англичанина содержится немало сведений о том, что тибетские ламы были осведомлены о влиятельности Екатерины Великой в России, о российских природных богатствах и об англо — русских отношениях. Наряду с иностранными публикациями, популярностью пользовались и отечественные исследования. Так, известен был труд П. С. Палласа, сотрудника Санкт-Петербургской Академии наук, в немецком журнале. За основу своей работы Паллас взял данные опросов, проведенных среди жителей Забайкалья, включая Дамба-Доржи Заяева.

 

1.3. Проведение экономической политики в XIX в.

В XIX веке Россия продолжала пытаться укреплять свои позиции на азиатском рынке. Н. П. Румянцев, занимающий должность министра коммерции при императоре Александре I, отправил в Тибет посольство во главе с графом Ю. А. Головкиным. Миссией последнего было собрать информацию о действующем Далай-ламе, а также договориться о проходе русского чиновника в Тибет, в качестве сопровождения паломников из Калмыкии.

Н. П. Румянцев не ограничился таким набором мер, направленных на улучшение положения русско-азиатской торговли, и потому параллельно с так называемой экспедицией Ю. А. Головкина, вел переписку с греческим священником Хрисанфом, который не так давно путешествовал по азиатскому континенту. Министра интересовало гражданское устройство Тибетского государства, его экономическая политика и сферы влияния на него Китая. В ответе на свои вопросы к священнику Н. П. Румянцев получил информацию о том, что население страны многолюдно, ведется торговля с Китаем, Индией и калмыками. Далай-лама является покровителем торговцев, которые обладают совершенной свободой деятельности. Китайцы берут некоторую дань от Далай-ламы, так как тот почитается в Тибете и его окружении как Бог[14].

Посольство Ю. А. Головкина не оказалось плодотворным, так как в 1806 г. оно было остановлено китайцами у Великой стены, и не смогло продолжить путь из-за отказа русского посла преклонить колено перед ликом императора Маньчжурии. Не имели успеха и все последующие действия, применимые в сфере азиатской торговли, со стороны России.

 

Таким образом, Россия впервые стала проявлять интерес к Тибету после вхождения в ее состав двух монголоязычных народов – калмыков и бурят, являвшихся в основном буддистами по вероисповеданию или переходивших в буддизм под влиянием странствующих тибетских лам. Именно присоединение этих народов и послужило истоком завязывания отношений России с Тибетом. Впоследствии русское правительство предпринимало некоторые усилия для сбора сведений о Тибете и контакта с его правящей верхушкой. Это было сделано главным образом с целью установления торгового обмена между двумя странами.

 

Глава 2. Тибетское государство внутри Большой игры.

2.1. Изоляция Тибета. Исследование его земель российскими и британскими путешественниками.

В конце XVIII в. горная страна Тибет окончательно обособилась от остального мира. Выделяют две точки зрения, обуславливающие причины такого явления. С одной стороны, согласно тибетскому историку Дава Норбу, это было сделано тибетской верхушкой для того, чтобы сохранить теократический строй на территории Тибета, который обеспечивал защиту буддизма в противостоянии империализму Англии. С другой стороны, по мнению Е. Л. Беспрозванных, Цины санкционировали «отречение» Тибета. Это было сделано с учетом того, что во время непало-тибетской войны, Тибет не смог выполнить функции буферного государства.

Положения первой теории опровергаются тем, что Тибетские власти охотно шли на контакт с английскими послами, упомянутыми выше, такими как Самюэл Тернер и Джорж Богль. В то же время факт того, что лхасские власти запретили паломничество только российским буддистам, заставляет задуматься о том, что действительно, изоляция Тибета — дело рук не столько Далай-ламы, сколько другого государства, претендующего на экспансию в Тибете (под другим государством подразумевается Англия)[15].

В 40-е годы XIX столетия стало известно о людях, называемых «пандитами». Это были первые исследователи Тибета, индусы – разведчики из Англии, работающие под прикрытием паломников. Пандиты добывали сведения о географии Тибета, что в дальнейшем способствовало картографированию буддийской страны англичанами. Кроме того, Англия выяснила месторождения тибетского золота, которого в недрах священной земли было немало, ввиду мировоззренческих установок буддистов, отвергающих любое вмешательство в стихию природы[16].

Спустя десятилетие русские путешественники стали инициаторами не одной экспедиции в Тибет. Так, Н. М. Пржевальский в начале 1879 года, собрав команду из 13 опытных исследователей, таких как В. И. Роборовского, Ф. Л. Эклона, Г. Н. Потанина, а также пятерых забайкальских казаков, отправился в свое уже третье по счету путешествие в Центральную Азию, и только первое в Тибет. Делая на различных этапах пути в столицу Тибета научные наблюдения органики Средней Азии, Н. М. Пржевальский уверенно ступал к Лхасе, однако, экспедиция не имела успеха, так как у деревни Нанчу команду встретили два тибетских чиновника с конвоем. Они были посланы Лхасскими властями, чтобы узнать о намерениях экспедиторов. Н. М. Пржевальский объяснил им свои научно-познавательные цели путешествия, связанные с наблюдениями природы, культуры и быта населения Тибетской земли. Посланцы удалились, велев подождать несколько дней, тогда русские разбили лагерь у границы с деревней и ожидали известий[17]. Через некоторое время тибетская депутация предъявила странникам документ, гласивший: «Так как Тибет — страна религии, то случилось, что в него и прежде и после приходили поименованные люди из внешних стран. Но те, которые сыздавна не имели права приходить, по единогласному давнишнему решению князей, вельмож и народа, не принимаются, и велено не на живот, а на смерть охранять, о чем испрошено через живущего в Тибете амбаня высочайшее утверждение»[18].

Основываясь на содержании документа и на оценке поведения тибетских послов, можно было бы сделать вывод, что попытка России завязать отношения с Тибетом, в лице экспедиции Н. М. Пржевальского оказалась провальной. Однако, сам путешественник оставляет после своего похода сведения, которые доказывают, что несмотря на неудачу в попытке установить контакт с Лхасой, получилось добыть важную информацию о жизнедеятельности Далай-ламы.

Н. М. Пржевальский из диалога с монгольскими паломниками узнал, что все высшие должности в стране занимают духовные лица. Кроме этого, он собрал сведения о характере процедуры выбора нового Далай-ламы: лидер избирается из младенцев, родившихся в день смерти Далай-ламы предыдущего. Перед младенцем раскладывают различные предметы, среди которых присутствует вещь покойного, которую и должен выбрать каким-то образом один из новорожденных. В случае верного выбора, он признается нынешним Далай-ламой[19].

Касаемо тогдашнего малолетнего Далай-ламы Н. М. Пржевальский отметил, что первосвященник – всего лишь пешка в руках своих приближенных. Это было обусловлено тем, что: «…за каждым его [Далай-ламы] шагом следят приближенные ламы, номунхан и китайские резиденты; нет возможности увернуться от подобной опеки, тем более юноше бесхарактерному и неразвитому, каковым, благодаря своему воспитанию, вероятно, и бывает каждый далай-лама. Если же случайно появится на далай-ламском престоле человек талантливый и энергичный, то он неминуемо будет изведен своими приближенными»[20].

 

2.4. Большая игра. Причины возникновения и основные цели.

Следующим этапом к Большой игре после борьбы исследователей стало создание Ост – Индской компании еще в 1600 г. Она занималась англо – индийской торговлей и впоследствии завоевала часть Индостанского полуострова. Затем Англия добралась и до Бирмы, а также Ассама, где и были основаны английские колонии. Позднее в 1845 г. англичане завоевали близлежащие к Тибету земли, такие как Ладак, Бутан и Сикким. Таким образом, опасения тибетцев имели место быть на фоне английских завоеваний.

Стоит отметить, что Россия также не бездействовала в этот период. В 1860 – 1870-е гг. русская армия во главе с генералом М. Д. Скобелевым подчинила себе Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. А затем приблизилась к границе с Индией, завоевав в конце XIX в. Памир.

Можно сделать вывод, что противостояние между Англией и Россией, пусть и не совсем очевидное, но уже существовало, что и переродилось в Большую игру.

В отечественных и западных анналах Большой игре уделяется достаточное внимание. Впервые термин был употреблен Артуром Конолли, английским капитаном, одним из офицеров, участвующих в «приключениях» в борьбе за Британскую Индию. Позднее сведения о Большой игре, как о термине распространились после издания книги английского писателя Редьярда Киплинга. П. Хопкирк определил Большую игру как геополитическое соперничество между Британией и Россией за господствующее положение в Средней Азии[21].

Что же касается целей, преследуемых двумя величайшими державами в этом столкновении, то можно сказать, что согласно А. И. Андрееву, выделяются такие мотивы действий политических сторон:

  • Получение новых сырьевых запасов и рынков сбыта продукции;
  • Занятие выгодных военно-стратегических позиций;
  • Сдерживание противника путем идеологической пропаганды.

 

 

2.5. Центральная Азия как возможный театр военных действий.

Наряду с Афганистаном и Персией еще одной зоной столкновения Британской и Российской империй стала территория Центральной Азии, включающая в себя Тибет и Синьцзян (Восточный Туркестан). Синьцзян в свою очередь охватывал Джунгарию на севере и Кашкарию на юге. Особенно интересно геополитическое значение Кашкарии. Эта провинция граничила с Русским Туркестаном и с Индией, а соответственно как с Россией, так и с Англией. Именно поэтому оба государства пытались найти подход к правителю одного из Кашкарийских государств, Якуб – беку, и как результат использовать его в борьбе.

Само Тибетское изолированное государство было недосягаемо в этих геополитических стачках во многом благодаря своему географическому положению, которое было еще слабо изучено в период XIX века.

 

Итак, самоизолирующийся от остального мира Тибет оказался камнем преткновения двух держав: России и Англии. Начало Большой игре было положено проведением масштабных экспедиций по изучению тибетских территорий Англией и Россией. В 1880-е – 1890-е гг. обе державы пытались завязать отношения с Далай-ламой и его окружением. В частности со стороны России этим неоднократно занимался экспедитор Н. М. Пржевальский. Англия же посылала на Священную землю пандитов. Тем не менее, Тибетские власти не впустили в свои владения ни тех, ни других. И, соответственно, Тибет не стал местом проведения геополитических «разборок».

 

Глава 3. Основные тенденции в стремлении держав овладеть Тибетом.

3.3. Первые военные действия на территории Тибета.

80-е годы XIX столетия для Российской империи были ознаменованы правлением Александра III Романова, известного также как царь-миротворец. Возможно, именно в связи с таким статусом монарха, Россия вела деликатную политику по отношению к Тибету, как и во все предшествующие времена. Чего нельзя было сказать о Британии.

Первое вооруженное столкновение англичан с тибетцами произошло в 1888 г. Предпосылкой к таким ожесточенным действиям послужило строительство тибетцами своеобразного барьера близ Лунгтура. Власти Лхасы приняли меры фортификации своих границ после торговой английской миссии в Тибет, которая означала незначительное связывание Тибета с Индией, что было для жителей страны снегов неприемлемым. Британцы требовали снести заставу, но жители и власти Тибета не подчинились. В бою двух армий, Тибет потерпел поражение.

Разумеется, в условиях такой агрессивной политики Англии, отношение к ней тибетцев стало критически отрицательным. Об этом свидетельствует следующий факт, описанный А. И. Андреевым в его монографии: публичная казнь Сенгчен-ламы, спровоцированная тем, что последний тайно позволил английскому пандиту Сарат Чадра Дасу проникнуть в Лхасу. Сенгчен-лама был казнен согласно традициям жесточайшим образом.

 

3.4. План Петра Бадмаева – русский ответ на английскую экспансию.

Действия Англии вызвали ажиотаж в Петербурге, и на фоне вышеизложенных событий на политической арене России появилась новая фигура – Петр Бадмаев. Роль личности Петра Бадмаева очень значительна в судьбе российской истории. Доктор тибетской медицины, ставший крестником императора Александра III, он принял православие, вследствие чего и получил имя Петр, хотя от рождения звался Жамсараном.

Петр Бадмаев состоял в рядах чиновников МИД и в 1893 году представил русскому монарху собственный проект «О задачах русской политики на азиатском Востоке» – своего рода план мирного присоединения Монголии, Китая и Тибета к России[22]. Стратегия выполнения:

  1. Ведение бурятами активной прорусской агитации на территории Средней Азии в связи с падением маньчжурской династии в Китае.
  2. Народное восстание в Ганьсу, имеющее стремительное распространение в соседние Монголию и Сычуань, а оттуда и в Тибет.
  3. Провести железнодорожную ветку Ганьсу – Транссибирская магистраль.
  4. Визит азиатских лидеров в резиденцию русского царя, чтобы стать его подданными[23].

Министр финансов С. Ю. Витте одобрил план П. А. Бадмаева, при этом обозначив главную цель тибетской политики России, которая основывалась на том, чтобы помешать Англии установить свое влияние в Тибете. Позднее С. Ю. Витте выделил Бадмаеву на осуществление проекта средства из казны в размере двух миллионов рублей золотом. Эти деньги чиновник использовал при строительстве частного торгового дома Бадмаев и Ко, с помощью которого он распространил прорусскую пропаганду в Забайкалье, Китае и Монголии. Авторитета Петру Бадмаеву в глазах монголов и китайцев прибавляло то, что он был приближен к императору Александру III.

На дворе стоял 1895 год, время, когда Николай II, последний монарх из династии Романовых, находился во главе государства. Неизменным оставался министр финансов С. Ю. Витте. Тогда же Петр Бадмаев в борьбе за осуществление своей цели отправил команду бурятских агентов в Тибет в качестве разведывательной группы. В Лхасе разведчики встретились с еще неизвестным на тот момент российской истории политическим деятелем Агваном Доржиевым, который, несмотря на свое происхождение, был влиятельной персоной при молодом Далай-ламе. Он и другие информаторы сообщили бурятам-разведчикам о том, что Англия готовит захват Тибета.

Курс России в проведении внешней политики стал понятен еще в 90-х годах XIX века. Тогда С. Ю. Витте начал строительство Транссибирской магистрали, что способствовало появлению некоторого превосходства Российской империи на Дальнем Востоке. Итак, наконец, начался тот период истории, когда Тибет из среднеазиатского придатка, имеющего для России исключительно торговое отношение, превратился в значительную составляющую политической деятельности России.

 

Таким образом, авантюрный проект П. А. Бадмаева указывает на стремление России распространить влияние на территории Тибета. После посещения Лхасы агентами П. А. Бадмаева министр финансов Российской империи С. Ю. Витте формулирует главную формулу тибетской политики России – политику сдерживания Англии.

 

Глава 4. Оттепель в русско – тибетских отношениях.

4.1. Агитация русофильства при дворе Далай-ламы XIII.

Агван Лобсан Доржиев, известный среди тибетцев как Лозанг Наванг, родился в урочище Хара-Шибирь близ Верхнеудинска (совр. Улан-Удэ) в 1854 году. Служил в Хоринской Степной думе, жил как преуспевающий чиновник. Однако, в 19 лет он покинул Отечество и поступил в Гоман дацан Брайбунского монастыря в Тибете. Лхаса манила Агвана еще с детства ввиду его окружения: ламы, пользующиеся почетом среди населения, владеющие тайнами цаннидского (философского) учения. Эти люди стали кумирами Доржиева и его мотивацией на пути к становлению тибетским священнослужителем.

Итак, 10 лет Агван Доржиев слушал курсы в Гоман-дацане, по окончании которых получил звание лхарампы. Этот этап жизни впоследствии стал первой ступенью к близости с Лхасскими властями. Так как Агван Доржиев отличался успешным обучением, он был назначен одним из семи цаншавов – людей, которые упражняли юного Далай-ламу в философских аспектах. Агван стал для юноши не просто учителем, наставником, но и близким другом. Этот факт послужил неким повышением на своего рода «карьерной лестнице» Доржиева: в 1890-х годах он стал абсолютным фаворитом Далай-ламы, его главным советником. Проживал при его дворе и обладал непоколебимым авторитетом у тибетских властелинов и простого народа[24].

Интересен факт, описываемым А. И. Андреевым: Агван Доржиев был русофилом и англофобом, такую политическую агитацию он и проводил при далай-ламском дворе. Прорусская политика Доржиева состояла в следующем: во-первых, в силу ослабления Китая, Доржиев открывал перед тибетцами необходимость в союзе с какой-либо европейской державой. Он утверждал, что Россия – то, что им нужно, так как она защитит от Англии и не станет препятствовать сохранению буддийского вероисповедания. Аргументировал он это положением бурят и калмыков в Российском государстве. Возможно, такой политический курс мгновенно нашел бы отклик среди властей Тибета, но это было не единственное политическое течение того периода в Тибете. Русофилы, китаефилы и франкофилы конкурировали между собой в тибетском обществе[25].

 

4.2. Россия и Франция — поиск протектора Тибетского государства.

По достижении Далай-ламой XIII совершеннолетия, было положено начало ликвидации изоляции Тибета от остального мира. Для этого в 1897 году Далай-лама отправил Агвана Доржиева в Россию с целью изучить возможные пути налаживания контактов с этой державой.

Император Николай II принял у себя в Зимнем дворце Доржиева, но не в индивидуальном порядке, а в составе бурятской делегации. На этой встрече Агван Доржиев от лица Далай-ламы попросил у царя защиты Тибета от англичан. Николай II велел посланцу составить это прошение в письменном виде, ничего не обещая. Тогда как глава военного ведомства Российской империи А. Н. Куропаткин не так сдержанно отнесся к решению тибетского вопроса, а даже в срочном порядке объявил о готовности оказать военную помощь Стране снегов, отправив на ее территорию русских инструкторов и оружие. Такая спешка, скорее всего, была вызвана текущим обострением политической ситуации на Дальнем Востоке, связанной с захватом русскими Порт-Артура, конфликтами с Японией и т.д. И потому как Тибет на тот момент представлял собой для России не только торговый, но и политический интерес в рамках Большой игры, то и реакция военных последовала столь незамедлительно.

Летом 1898 года Агван Доржиев отправился во Францию. Там он получил разрешение провести богослужение в одной из библиотек Парижа. Этот ритуал был планом Доржиева по привлечению внимания французского общества к проблеме Тибета. Тем не менее, визит Доржиева не принес Тибету ожидаемых плодов, так как Франция уже имела немало колоний в Азии и Африке и не видела никаких перспектив в том, чтобы напрямую сталкиваться с британской империей.

 

4.3. Законодательное закрепление обязательств между странами.

В 1899 году Агван Доржиев вернулся в Лхасу. Там его встретил Далай-лама и в знак благодарности за его службу присвоил Агвану звание старшего хамбы, с правом голоса во всех делах политики и веры. Затем Далай-лама сообщил хамбе, что в политической борьбе «партий» одержали победу русофилы. Но эта новость не заставила Агвана Доржиева расслабиться, а наоборот стимулировала его в проведении дальнейшей борьбы. Так, он для укрепления своего авторитета в массах пожертвовал немалые средства монахам, а также на позолочение главных тибетских святынь, таких как статуи Большого и Малого Будды.   Завершив проведение мер по приманке большинства на свою сторону, Агван Доржиев вновь отправился в Россию, на этот раз с целью получить от монарха определенный ответ на тибетский вопрос[26].

В 1900 году посланец снова был принят русским царем. Провел переговоры с С. Ю. Витте и А. Н. Куропаткиным, в результате которых было принято решение об учреждении русского консульства в Тибете. Но оно должно было носить несколько скрытый характер: чтобы не вызывать подозрений у Англии и других стран, консульство расположилось не в самом Тибете, а в Сычуане. Несмотря на некоторый прогресс в русско-тибетском сближении, вопрос об установлении протектората России над Тибетом все еще оставался открытым.

Тибетские власти были рады результатам переговоров Доржиева. Вскоре в Петербург было отправлено посольство с целью заключения договора Тибета с Россией. Поскольку такое событие поимело яркое освещение в прессе, этим заинтересовалось британское правительство. Британский посол в России Чарльз Скотт обратился за разъяснениями к министру иностранных дел Российской империи В. Н. Ламздорфу. Тот ответил, что посольство Доржиева носит исключительно религиозный характер, «сообщение англичан об агрессивных замыслах российского правительства по отношению к названной области представляет чистый вымысел»[27].

В итоге был заключен русско-тибетский договор, согласно которому Россия соглашалась установить официальные отношения с Тибетом, учредив в 1901 году консульство. Штат включал в себя трех человек: Будда Рабданов во главе, бурят Цыдыпов в качестве секретаря и Лубсана в качестве драгомана. Кроме того, Россия обязалась снабдить Тибетское государство западным оружием[28].

Таким образом, заключая договор со священной державой, российские власти еще не понимали, какие выгоды сможет извлечь конкретно Россия из тибетской ситуации. Еще не было определенной точно программы действий, поэтому и реакция российского правительства была периодической, только на те или иные события, донесенные из Тибета. На этом историческом этапе Россия руководствовалась единственной задачей, сформулированной С. Ю. Витте – противодействовать установлению английского протектората над Тибетом.

 

4.4. Английская интервенция в Тибет.

В 1899 г. вице-королем Индии стал Джордж Керзон, видевший главной целью своей политики обеспечение безопасности Индии. До эпохи посольств Доржиева она была абсолютно защищена, однако известие о том, что Россия стала протектором Тибета, представляло для Англии значительную угрозу. По мнению Керзона, Российская империя могла бы рекрутировать непальских гурок (войска Британии и Индии, сформированные непальскими добровольцами), являющихся основой англо-индийских вооруженных сил.

Чтобы разрешить надвигающуюся пролему, британцы начали пытаться устроить переговоры с Далай-ламой, но все их попытки были тщетны. Далай-лама XIII игнорировал любые действия Керзона. Тогда последний обратился к правительству Лондона с предложением заключения договора с тибетским правительством, путем отправления туда дипломатического посольства. На что власти Лондона не дали одобрения, чтобы не обострять отношения с Пекином и Петербургом. По-видимому, власти не приняли решительных мер, так как еще не было до конца известно, существует ли секретный русско-тибетский договор. Интрига была раскрыта в 1903 г. после встречи Ламздорфа с Бенкендорфом. Тогда правительство Англии разрешило Керзону отправить в Тибет дипломатическую миссию.

19 июня в Тибет был отправлен посол Янгхазбенд. Там его встретили тибетские послы с требованием проведения переговоров не непосредственно в Тибете, а на границе. В итоге переговоры не увенчались успехом, и все три месяца, проведенные на границе, Янгхазбенд потратил на написание отчета о русском вмешательстве в Тибет[29].

Неудачи дипломатических миссий Керзона толкнули его на отчаянный шаг: введение военной экспедиции в Тибет. И хотя технически Тибет был готов к войне, армия оставляла желать лучшего. В связи с этим Агван Доржиев и значительная часть знати предлагала заключить мирный договор с Англией, но поддерживали эту мысль далеко не все. Сами британцы уверяли, что им не нужна война, им нужна лишь только сатисфакция за предшествующее поведение тибетцев, такое как игнорирование всяческих попыток переговоров, убийство английских послов и т.д. Тибет же рассчитывал на поддержку России в войне.

Однако Россия не могла направить всю энергию только лишь на Тибет, поскольку была вовлечена в борьбу с Японией за господство на Дальнем Востоке. Тогда сформировалось два возможных пути решения тибетского вопроса: с одной стороны, организовать на территории Тибетского государства противодействие Англии и не дать оккупировать его, а с другой — взаимное соглашение с Англией в Тибете при том, что Франция будет посредником.

Узнав о вторжении англичан, Далай-лама бежал в Монголию, где и пробыл в течение всего процесса английской интервенции. По факту побега полномочиями по решению внешнеполитических вопросов, в том числе касающихся взаимоотношений с Англией, стал обладать один из регентов ламы Ти–Римпоче.  Он вступил в переговоры с Англией после ее очередного вооруженного наступления, в результате чего была заключена Лхасская конвенция. Согласно этому документу Тибет обязался открыть рынки в городах и выплачивать контрибуции до тех пор, пока рынки не начнут эффективно функционировать. Главным пунктом конвенции являлось установление английского контроля над внешней политикой Тибета. Итак, фактически Лхасская конвенция означала установление английского протектората над Тибетом.

 

4.5. Эмиграция Далай-ламы XIII и её итоги.

Казалось, тибетский вопрос решен: Англия – законный протектор, однако в руках России все еще оставался бежавший из своих владений накануне английской военной экспедиции Далай-лама XIII. Он находился в Монголии близ села Урга, на самой границе с Российской империей. Известно было, что все это время первосвященник ждал помощи от России и указаний, как ему лучше поступить. Однако российские власти понимали, что оказывать помощь сейчас они не в состоянии, и потому русская дипломатия нашла самый деликатный выход из ситуации: отправить П. К. Козлова – русского путешественника к Далай-ламе, чтобы узнать о его ожиданиях от России.

В результате длительных переговоров П. К. Козлова с Далай-ламой Российскому правительству стали понятны характерные черты ожиданий буддийского правителя. Как таковые можно было выделить: стремление Тибета обрести суверенитет, поддерживание в перспективе связи ламы с Россией через четырех его «поверенных» бурят, разрешение русским экспедиторам посещать Тибет с торговыми и научными целями, создать ламе личную гвардию из 25 бурят – всё это при помощи Российской империи. Император Николай II одобрил только поддерживание контактов через доверенных лиц и свободу экспедиций в Тибет, объяснив это тем, что вот-вот Россия должна вступить в переговоры с Англией. Однако российские власти сумели убедить Далай-ламу вернуться в Лхасу под предлогом того, что Николай II лично обязуется помогать владыке в пути и защищать его[30].

 

Итак, говоря о русско-тибетском сближении в 1898 – 1906 гг., надо отметить роль личности Агвана Доржиева, уроженца рес. Бурятии, служившего долгие годы при дворе Далай-ламы XIII. Фактически именно Агван Доржиев, распространяя среди тибетцев прорусскую идеологию, сумел вывести русско-тибетские отношения на новый уровень. В конечном итоге установившееся между Россией и Тибетом единство переросло в не просто договорную форму, а закрепилось русско-тибетским соглашением 1901 г. Но на пути формирования русско-тибетского альянса возникли испытания в лице военной экспедиции Британской империи. Предполагалось, что Россия смогла бы дать отпор действиям Англии, однако в эти годы наша страна была озабочена проблемами на Дальнем Востоке и русско-японской войной 1904 – 1905 гг. Такие обстоятельства привели к тому, что Англии путем принуждения в ходе военных действий на территории Тибета всё-таки удалось установить в Тибете протекторат. Однако, временно переселившийся в Ургу, т.е. вплотную к границе с Россией Далай -лама XIII был несведущ в делах геополитики и напрасно надеялся на помощь России. В конечном итоге российскому правительству удалось убедить ламу вернуться в Лхасу, тем самым избавив себя от нежелательных контактов с ним и обеспечив себе возможность беспрепятственных переговоров с Англией.

 

Глава 5. Англо-русская конвенция 1907 г.

5.1. Приход к компромиссу в тибетском вопросе.

После фатального поражения в войне с Японией, Россия уже не могла продолжать свою экспансионистскую политику на территории Азии. Тогда стало необходимым заключение соглашения с английским соперником по азиатскому вопросу. В 1906 г. Англия и Россия вступили в переговоры.

От английской стороны в переговорах участвовал Артур Никольсон, а от русской – А. П. Извольский. Англия выдвигала такие требования для заключения соглашения:

  1. Признание сюзеренитета Китая над Тибетом, территориальная неприкосновенность последнего и невмешательство в его внутренние дела;
  2. Признание особой (в силу ее географического положения) заинтересованности Великобритании в том, чтобы «внешние сношения Тибета не нарушались никакою другою державой»;
  3. Отсутствие дипломатических представительств держав в Лхасе;
  4. Отказ держав от всякой концессионной политики в Тибете;
  5. Неприкосновенность доходов Тибета.

Дополнительный пункт – русские должностные лица не могут пребывать в Лхасе ни в каком качестве[31].

Представитель российского МИД А. П. Извольский предложил откорректировать 2-ой и дополнительный пункты варианта Никольсона, поскольку они позволяли Англии установить нежелательный для России односторонний контроль над Тибетом. Также Извольский добивался разрешения посещения Лхасы бурятами-паломниками. Англия удовлетворила требования России – установился взаимный протекторат. Кроме того, Россия и Англия обязались отправлять научные экспедиции в Тибет только по предварительному соглашению.

 

5.2. Храм Будды в Северной столице.

Для России и Англии был очевиден конец Большой игры, их взаимный протекторат над Тибетом устраивал обе державы. Однако в кругах русской и тибетской знати нашлись критики такого исхода. Так, уже известный мировой истории Агван Доржиев пытался отстаивать интерес своего правителя Далай-ламы XIII в признании Тибетского суверенитета.

С этой целью Агван Доржиев организовал строительство буддийского храма в Петербурге. Он обратился в МИД России с просьбой соорудить дацан исключительно для нужд местных буддистов, но на самом деле этот шаг скрывал под собой политическую подоплёку: подогрев нового интереса России к делам Тибета. Весной 1909 г. Агван Доржиев выкупил участок земли в Петербурге (ныне станция метро Старая Деревня) и начал строительство. А уже в 1913 г. в буддийском храме, возведенном Агваном Доржиевым, прошло первое богослужение по случаю 300-летия Дома Романовых[32]. Тем не менее, дацан был воздвигнут, а цели тибетцев так и остались лишь их амбициями, поскольку правительство России в эпоху царизма не считало для себя приемлемым расторгать консенсус с Британской империей.

 

Итак, казалось бы, абсолютно косвенное событие – поражение России в русско-японской войне повлияло на ход всей истории отношений между Россией и Англией в тибетском вопросе. Заключив англо-русскую конвенцию в том виде, который предполагали корректировки А. П. Извольского, Российской империи фактически удалось добиться цели, сформулированной еще С. Ю. Витте на начальных этапах Большой игры: сдерживания политики Англии. Несмотря на меры, проводимые Агваном Доржиевым с целью закрепления за Тибетом независимости, Россия не нарушила положения выгодного для себя договора с Англией.

 

Заключение

История русско-тибетских отношений зарождается в начале XVIII в. со входом в состав России двух кочевых монголоязычных народов – калмыков и бурят. Именно они являются основоположниками налаживания первых связей Российской империи с Тибетом ввиду своего вероисповедания. Буддизм – единая религия бурят, калмыков, монголов и тибетцев. Потому нередки были сношения буддистов из России с ламами Лхасы.

В процессе ознакомления русских правителей с различными сведениями о Тибете через паломников-информаторов, правительство России стало пытаться использовать Тибетское государство для осуществления торгового обмена. Особенной активностью экономические отношения России с Тибетом отличались при правлении Екатерины II.

Внезапно всяческие контакты с Тибетом были прекращены. Этот факт был связан с изоляцией Тибета от остального мира. Это было создано, потому что тибетские власти опасались распространения английского империализма на своей территории, по образцу Индии.

В силу того, что Тибет теперь был фактически недоступен, а в его исследовании нуждалась империалистическая по своему настрою Англия, то в 1840-х годах британцы начали посылать в Тибет своих тайных агентов-индусов. Так называемые пандиты собирали сведения о стране Будды и докладывали Лондонскому правительству. В «гонку экспедиций» чуть позднее вступил главный противник Англии на континенте – Российская империя. Было организовано несколько походов путешественника Н. М. Пржевальского в Тибет. Такие проникновения в Тибет со стороны и Англии, и России фактически и спровоцировали начало такому явлению, как Большая игра.

Соперники пытались распространить на Тибет свою коммерческо-торговую деятельность. Об этом свидетельствует в частности проект П. А. Бадмаева «О присоединении Китая, Тибета и Монголии к России». Когда агенты Бадмаева проникли в Лхасу, то случилась их судьбоносная встреча с Агваном Доржиевым, уроженцем Бурятии, служившим советником Далай-ламы XIII. Агван Доржиев, благодаря своему авторитету при дворе Далай-ламы, распространил русофильство, близкое его взглядам, в кругах тибетской знати. Он убедил Далай-ламу, что Россия защитит Тибет от нападок Англии.

После такого поворота событий и представления проекта Бадмаева министру финансов С. Ю. Витте, последний одобрил его, сформулировав при этом новый политический курс России: противодействие английскому капитализму в Тибете.

Россия и Тибет договорились об оказании русской помощи Тибету путем создания там российского консульства. Россия была на финишной прямой пути установления протектора в Тибете, но в это время главная политическая фигура Тибета в лице Далай-ламы XIII бежала от англичан на границу с Россией. Англия воспользовалась этим и, проведя в Тибете военные действия, установила там свой протекторат.

У России не было иного выхода, кроме как пойти на мирные переговоры с Англией после своего поражения в русско-японской войне. Однако объяснить это Далай-ламе, надеющемуся на помощь русских, не представлялось возможным. Но Российское правительство всё же убедило Далай-ламу вернуться в Лхасу. Переговоры же с Англией в 1907 г. завершились взаимно-согласованной конвенцией, определяющей права держав в решении тибетского вопроса.

В итоге, можно оценить тибетскую политику царской России как вполне успешную, поскольку главная цель её, заданная С. Ю. Витте, была достигнута после заключения англо-русской конвенции для сдерживания Англии путем установления совместного протектората в Тибете.

Список источников и литературы

Источники

  1. Россия и Тибет: сборник русских архивных документов 1900-1914. Институт востоковедения; Институт Дальнего Востока. – М.: Вост. лит., 2005. 231 с.
  2. Юмсунов В. Летописи хоринских бурят / пер. Н. Н. Поппе.– М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. 108 с.

Литература

  1. Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России.– СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та Нартанг, 2006. 463 с.
  2. Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. 2-е изд., доп. – СПб: Нартанг изд-е А. Терентьева, 2012. 207 с.
  3. Бадмаев П. А. За кулисами царизма: архив тибетского врача Бадмаева / под ред. и со вступ. ст. В.П. Семенникова. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во ЛКИ, 2011. 174 с.
  4. Гавриленков В.М. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. 2-е изд., доп. – Смоленск: Моск. рабочий. Смол. отд-ние, 1989. 141 с.
  5. Дамдинов А. В., Чимитдоржиев Ш. Б. Агван Доржиев — выдающийся религиозный и общественно-политический деятель. Улан-Удэ. Изд-во Бэлиг, 2010. 70 с.
  6. Хопкирк П. Большая игра против России: Азиат. синдром / пер. с англ. И.И. Кубатько. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 654 с.

 

 

 

[1] Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России.– СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та Нартанг, 2006. 463 с.

[2] Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. 2-е изд., доп.- СПб: Нартанг изд-е А. Терентьева, 2012. 207 с.

[3] Гавриленков В.М. Русский путешественник Н.М. Пржевальский. 2-е изд., доп. – Смоленск: Моск. рабочий. Смол. отд-ние, 1989. 141 с.

[4] Дамдинов А. В., Чимитдоржиев Ш. Б. Агван Доржиев — выдающийся религиозный и общественно-политический деятель. Улан-Удэ. Изд-во Бэлиг, 2010. 70 с.

[5] Хопкирк П. Большая игра против России: Азиат. синдром / пер. с англ. И.И. Кубатько. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 654 с.

[6] Россия и Тибет: сборник русских архивных документов 1900-1914. Институт востоковедения; Институт Дальнего Востока. – М.: Вост. лит., 2005. 231 с.

[7] Юмсунов В. Летописи хоринских бурят / пер. Н. Н. Поппе.– М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. 108 с.

[8] Бадмаев П.А. За кулисами царизма: (Архив тибет. врача Бадмаева) / Ред. и вступ. ст. В.П.Семенникова. М. 2011. 174 с.

[9] См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб. 2006. С. 31.

[10] См.: Юмсунов В. Летописи хоринских бурят. Улан – Удэ, 1940. С. 44.

[11] См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской… С.40.

[12] Там же. С. 42.

[13] Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб. 2006. С. 49

[14] См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб. 2006. С. 61.

[15] Там же. С. 80.

[16] Там же. С. 84.

[17] См.: Гавриленков В. М. Русский путешественник Н. М. Пржевальский. Смоленск. 1989. С. 76-81.

[18] Там же. С. 80.

[19] Там же. С. 120.

[20] Андреев А. И. Тибет в политике царской…С. 92.

[21] См.: Питер Хопкирк. Большая игра против России:Азиатский синдром/ Пер.с анг. И. И. Кубатько. М. 2004. С.27-29.

 

[22] См.: Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на Азиатском востоке // Бадмаев П.А. За кулисами царизма: (Архив тибет. врача Бадмаева) / Ред. и вступ. ст. В.П.Семенникова. М. 2011. С. 72.

[23] Там же. С.74.

[24] См.: Дамдинов А. В., Чимитдоржиев Ш. Б. Агван Доржиев — выдающийся религиозный и общественно-политический деятель. Улан-Удэ. 2010. С. 4-6.

[25] См. Андреев А. И. Тибете в политике царской… С. 101-103.

[26] См. Андреев А. И. Тибете в политике царской… С. 110-111.

[27]Телеграмма министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа посланнику в Пекине П. М. Лессару // Россия и Тибет: сборник русских архивных документов 1900-1914. М. 2005. С. 44.

[28] Там же. С. 45.

[29] См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской… С. 117.

[30] Там же. С. 133.

[31] См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской… С. 156-157.

[32] См.: Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. СПб. 2012. С. 34.