Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия

Васильева Ангелина Сергеевна, студентка Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия

Аннотация. В данной работе исследуется сущность политики просвещенного абсолютизма в России в период правления Екатерины II. Автор раскрывает суть понятия «просвещенный абсолютизм», анализирует основные реформы этого периода. Автор приходит к выводу, что несмотря на то, что данная политика в России послужила развитию различных сфер общества, она не решила важнейших проблем того времени.

Ключевые слова: просвещенный абсолютизм, Екатерина II, политика, просвещение, государство, крепостничество

Начало политики «просвещенного абсолютизма» в России принято связывать с приходом к власти Екатерины II в 1762 году.

При всей своей способности к управлению государством новая правительница не могла сразу справиться с большим количеством политических и экономических проблем, которые достались ей от предыдущих правителей. Екатерине необходимо было выработать конкретную политику, которая бы отвечала запросам того времени. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма», поскольку Екатерина использовала в государственной практике положения идеологии Просвещения – передового буржуазного течения 18 века.

Сама идея политики просвещенного абсолютизма была не нова. Основные концепции просветительства в отношении развития общества были сформулированы французскими философами – Вольтером, Руссо, Монтескье, Дидро. В своих взглядах они исходили из теории «естественного права», в соответствии с которой все люди имеют право на свободу и наделены равными правами. Однако, по их мнению, в своем историческом развитии человечество нарушило естественные законы, что породило несправедливость и угнетение. Вернуться к справедливому состоянию можно с помощью всеобщего просвещения. Просвещенное общество должно принять справедливые законы, которые приведут к прежним свободе, равенству и братству. Одним из главных путей достижения такого состояния, по мнению философов-просветителей, была деятельность просвещенных монархов-мудрецов на троне. Пользуясь своей властью они должны способствовать просвещению общества и установлению справедливости. Под «просвещенным абсолютизмом» можно понимать некую культурную модель, в основе которой лежит представление о цивилизаторской миссии государства по отношению к основной массе своих подданных, находящихся в состоянии «непросвещенности». [2], [3]

Таким образом, для идеологии просвещения были характерны следующие черты: равенство людей перед законом, создание общества всеобщего благоденствия, справедливые законы, принцип политики «все для народа», просвещение – одна из важнейших функций государства, гуманистические идеалы, признание свободы мысли и слова. В 1763 году Екатерина II начала постоянную переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая государственные дела. В одном из писем она подчеркивала, что книга Монтескье стала ее путеводителем в мире политики. [1], [4]

Одной из первых реформ новой правительницы становится реформа Сената. Императрица желала единолично руководить процессом создания законов, поэтому    законодательная функция перешла лично к ней, а Сенат стал главным судебным и административным органом.

В 1764 с целью ослабления церковной власти и повышения эффективности использования земель проводится секуляризация земель и имущества. Духовенство теряет автономность и в финансовом смыcле начинает зависеть от государства. В том же году открывается «Смольный институт благородных девиц», что способствует популяризации женского образования.

Екатерина создает также образовательные дома для осиротевших или брошенных детей, реформирует кадетский корпус, предназначенный для обучения молодых дворян; создаются частные школы. Затем, с проведя реформу 1782 года, императрица устанавливает общую образовательную политику для империи в целом, которая предусматривает создание общеобразовательных школ, одинаковое начальное и среднее образование, преподавание на русском языке во всех частях России и использование одинаковых учебных пособий во всех школах. [6]

Чтобы достичь экономической и политической стабильности в стране, Екатерина II созвала в 1767 году в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империи вместо «Соборного уложения» 1649 года, которое к тому времени устарело. В работе Уложенной комиссии приняли участие 573 депутата. Они представляли дворянство, государственные учреждения, горожан, государственных крестьян и казачество. Ведущая роль принадлежала дворянским депутатам, в то время как права крепостных крестьян представлены не были. Все депутаты должны были представить в Комиссию наказы с мест.

В качестве руководящего документа императрица подготовила «Наказ» – теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Он состоял из 22 глав и 655 статей. Более половины текста составляли тщательно подобранные цитаты из сочинений просветителей. Документ доказывал необходимость сильной самодержавной власти в России, сохранения крепостничества и сословного устройства общества. Он разрабатывался в течение двух лет. Императрица отмечала, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи.

Первые заседания Уложенной комиссии начались летом 1767 года в Грановитой палате Московского Кремля. На одном из них Екатерине был присвоен титул «великой, премудрой матери Отечества». Это означало окончательное признание императрицы российским дворянством. Но позднее, неожиданно и для Екатерины, и для ее ближайшего окружения, в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Дворяне Г. Коробьин и Я. Козловский, а за ними крестьяне И. Чупров и И. Жеребцов, казак А. Алейников и однодворец А. Маслов стали выступать с критикой крепостничества. На рассмотрение поступило предложение передать крепостных особой коллегии, которая выплачивала бы помещикам жалованье за крестьян. Ряд депутатов высказались за четкую регламентацию крестьянских повинностей.

У помещиков были свои жалобы: на побеги крестьян из вотчин, на недостатки подушной подати, регулярный разбой и воровство. Они требовали для себя дворянского самоуправления, выборного суда, расширения привилегий в торговле и промышленности, открытия банков, усиления власти над крестьянами, права пытать и наказывать. Городские депутаты отстаивали интересы купечества. В итоге Комиссия так и не закончила своей работы. После 203 заседаний, она была распущена на неопределенное время в связи с войной с Турций. Однако материалы Уложенной комиссии и «Наказ» самой Екатерины предопределили законодательную практику императрицы в последующие годы. Они прослеживаются и в «Учреждениях о губерниях», и в «Жалованных грамотах» городам и дворянству после подавления Крестьянской войны во главе с Е. Пугачевым. [2]

Более чем годовая работа Комиссии показала, что в российском общественном мнении сложилась негативная оценка крепостничества. Желая знать общие настроения и иметь контроль над ними, императрица дала разрешение на издание сатирического журнала «Всякая всячина». Он стал выходить с 1769 года и призывал к критике человеческих слабостей, пороков и суеверий. Екатерина II пыталась таким образом увести общественное мнение от проблемы крепостничества, свести дело к ироническим насмешкам над скрягами и хапугами, щеголями и модницами. Однако очень скоро против такого подхода к журналистике выступил русский просветитель Н. Новиков. Возглавляя типографию Московского университета, он за 10 лет издал Дефо и Гольдони, Шекспира и Сервантеса, Мольера и Бомарше. Широкому кругу российских читателей стали известны также произведения французских просветителей Вольтера и Дидро. Всего же было издано около 800 книг. По инициативе Н. Новикова издавали и русских авторов – Сумарокова, Карамзина, Фонвизина. Тогда же в России были изданы первые отдельные журналы для детей, женщин, журналы по вопросам экономики и сельского хозяйства. Стараниями Н. Новикова в Москве было открыто 20 книжных лавок. Выступая противником «Всякой всячины», Н. Новиков в своих журналах «Живописец» и «Трутень» в противовес екатерининской абстрактной критике человеческих пороков провозгласил в качестве основного направления своей деятельности критику конкретных общественных явлений и лиц. Проявлениями такого подхода была критика неограниченного произвола помещиков над крестьянами, правдивый показ бесправного положения крепостных.

Между «Всякой всячиной» и журналами Новикова возникла острая полемика. Победа над оппонентами принесла просветителю арест и заточение в Шлиссельбургскую крепость, где он провел более четырех лет. Екатерина же, одаренная талантом к литературе, продолжает создавать различные произведения, среди которых такие пьесы, как «О время!» и «Именины госпожи Ворчалкиной». [5]

Говоря о периоде «просвещенного абсолютизма», нельзя не упомянуть и об организации Вольного Экономического общества, в котором передовые достижения европейской агрономической науки и научные эксперименты российских сельскохозяйственников были призваны на помощь помещику-землевладельцу. Оно было создано в 1765 году видными деятелями первого периода екатерининской эпохи Г. Орловым и Р. Воронцовым. Главной целью общества было провозглашено повышение агрономической культуры, направленной на повышение урожаев и борьбу с неурожаями. Для помещиков, заинтересованных в повышении производительности земель, и, соответственно, урожаев зерновых культур, эта была одна из важнейших тем. С подачи императрицы общество объявило конкурс на тему: «Что полезнее для общества – чтобы крестьянин имел в собственность землю или токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?»

В конкурсе приняли участие выразители различных точек зрения. Француз де Лабей внес предложение сделать из крестьян мелких арендаторов, которые все равно будут вынуждены наниматься к помещикам. Вольтер и Мармонтель были более радикальны и предлагали полное уничтожение крепостного права и наделение крестьян правом полной собственности на землю и имущество. Среди русских работ была отмечена работа А. Поленова, который предлагал передать крестьянам землю в наследственное владение с обязательной выплатой денежной повинности помещику. В конце концов конкурс так и не дал никаких практических результатов, а реформирование крепостного права было отложено на неопределенное время в связи с Крестьянской войной.

Екатерина решает усилить дворянскую власть и в 1775 году подписывает «Учреждение для управления губерний Российской империи», а в 1785 году – Жалованные грамоты дворянству и городам. Была проведена административная реформа. Вместо прежних 20 была учреждена 51 губерния с разделением на уезды, в которых первенствующее административное значение получило сословно организованное дворянство. В каждой губернии должно было проживать не более 300-400 душ мужского пола, при губернаторе стоял полк солдат.  Население уездов должно было составить 20-30 тысяч душ мужского пола. Во главе уезда стоял капитан-исправник, избираемый местным дворянством. В губерниях и уездах узаконили дворянские собрания, которые избирали предводителей.  Каждое сословие получило свой суд: помещики – земский, крепостных судил дворянин, государственных крестьян – верхняя в губернии и нижняя в уезде расправы. Отдельной административной единицей стал город, возглавляемый городничим со всеми правами и полномочиями. Учрежденная в 1785 году городская дума решала вопросы образования и благоустройства города только с ведома городничего. Во всех городах России был введен строгий полицейский контроль. Города делились на районы с надзором частного пристава, а районы на кварталы с квартальными надзирателями. Такая система просуществовала в России более 100 лет. Страх перед восстанием Е. Пугачева был так велик, что Екатерина приказала переименовать Яик в реку Урал, а яицкое казачество – в уральское. [2]

Период царствования Екатерины II (1762–1796) характеризуется резким контрастом между идеями правительницы и их воплощением в жизнь. Без сомнения, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую гуманизацию жизни общества и европеизацию, однако в условиях диктатуры дворянства и закрепощения крестьян они выглядели довольно двусмысленно.

Историки по-разному оценивают политику Екатерины. Многие называют ее обыкновенной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, целями которого были создание более привлекательного имиджа России и самой Екатерины за рубежом, а также внушение русскому обществу мысли о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Что касается внешней политики, она привела к укреплению авторитета России на международной арене и значительному расширению ее территории, а также либерализации методов управления государством в соответствии с передовыми идеями той эпохи.

На первом этапе екатерининского царствования особенно крупных преобразований не произошло. На втором этапе (1775–1796) были осуществлены преобразования, которые хотя и не были настолько масштабными, как задумывалось ранее, но значительно расширяли и укрепляли западный уклад: среди них были секуляризация церковных и монастырских земель (1764), губернская реформа, «Жалованная грамота дворянству», «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785), реформы в социальной сфере, культуре, области науки и образования.

Эпоха Екатерины II стала временем формирования национального сознания, определения в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста общества. В молодые годы Екатерина II искренне была увлечена идеями просветителей, однако Великая французская революция и казнь Людовика XVI побудили ее порвать всякие отношения с революционной Францией. Дворцовое просветительство пришло к своему естественному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость просветительских моделей для абсолютистской России. Кроме того, на перемену взглядов Екатерины II в значительной мере повлияла и крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773–1775) – самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

В целом Екатерина II сделала меньше, чем предполагала сделать, однако она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, нежели в том, в котором оно было, когда императрица пришла к власти: увеличилась численность населения (с 19 миллионов человек до 36 миллионов) за счет присоединения новых территорий и естественного прироста, возросла сумма государственных доходов, была создана банковская система, расширилось производство, увеличилось число собственников. Вместе с тем сохранилась многоукладность и усилилась неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития, однако выйти за рамки сложившейся при Петре I системы так и не удалось.

Как уже было сказано выше, в результате действий правительства реформировалась судебная система, государственный аппарат и местное самоуправление, постепенно смягчалось крепостное право, реформировалась система образования.

Однако, в России процветали крепостное право, бюрократическая волокита. Закон, исходя из концепции просвещенного абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения людей на сословия. Но равенство было лишь в теории, а в реальной жизни дворяне получали больше привилегий, чем кто-либо другой. Они получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» запрещала конфискацию земель у дворян, которые являлись осужденными по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Дворяне освобождались от телесных наказаний и имели много других привилегий. Наряду с популяризацией образования репрессиям подверглись истинные представители русской просветительской мысли второй половины XVIII века – Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.

В целом политика «просвещенного абсолютизма» затрагивала лишь верхние слои общества и не решала основных противоречий, накопившихся за время предыдущих правлений. Особенно тяжелое положение было у крестьян.

За вывеской «просвещенного абсолютизма» по-прежнему господствовали жестокие законы, согласно которым простой труженик земли был достоин разве что кнута, тюрьмы, ссылки, рекрутчины и каторги. В разных частях государства вспыхивали вооруженные восстания. Неравенство пробуждало оппозиционные настроения у передовых представителей высшего сословия, закладывая предпосылки развития либерального и революционного движения следующего столетия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТУРАТРЫ

 

  1. Авдошкина О. В. Отечественная история / О. В. Авдошкина: учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 114 с.
  2. Века А. В. История России / А. В. Муратов. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – 1056 с.
  3. Черепанова Р.С. Просвещенный абсолютизм в России: культурный концепт и политические стратегии / Вестник Южно-Уральского государственного Университета, Серия «Социально-гуманитарные науки», Выпуск 11. № 21 (121) 2008. С. 31-37
  4. История философии: Учебник для вузов / под ред. А. С. Колесникова. – СПб.: Питер, 2010. – 656 c.
  5. Энциклопедия российской монархии. – М: Изд-во Эксмо, 2002. – 512 с.
  6. LE FIGARO. – Режим доступа: http://www.lefigaro.fr/