«Тройка» В. Г. Перова, влияние эпохи

Скалозубова Александра Вячеславовна, студентка Кубанского Государственного университета (КУБГУ)

«Тройка» В. Г. Перова, влияние эпохи.

Одним из сокровищ Третьяковской галереи является картина Василия Перова «Тройка». Работа принесла художнику звание академика, всенародную славу и неожиданную встречу, о которой я расскажу   позже.

В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.

«Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах…» (Стасов В. В. Замечательные полотна. Л., 1966.)

Я думаю, что сама жизнь Перова, которая с самого начала складывалась непросто, приблизила его к выбору темы этой картины. Несмотря на то, что отцом будущего художника был человек именитый — прокурор Тобольска барон Григорий Карлович Криденер, — носить громкую фамилию Василий не имел права. Он появился на свет за несколько месяцев до того, как его мать стала официальной женой барона. При крещении мальчику дали фамилию его крёстного, и он стал Васильевым.

Перовым же его прозвал дьяк, у которого маленький Вася брал первые уроки грамоты. Вместе с ним учился азбуке ещё один мальчик — сын небогатого крестьянина, тоже Василий. Во время одного из занятий учитель рассердился на крестьянского сына. «Какой же ты неаккуратный и ленивый! — закричал он. — Тебе бы только на печи сидеть и ногами болтать. Так и останешься навсегда Васькой Болтовым. Нет, чтобы брать пример со своего приятеля. Вон как тёзка твой буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».

Мать мечтала, чтобы мальчик стал, как и отец, деловым человеком. А все помыслы Василия были только о рисовании. Художником он решил стать вопреки воле матери. И благодаря… страсти отца к собакам. Барон, вышедший к тому времени в отставку и перебравшийся с семьёй в Самарскую губернию, держал солидную псарню. В отцовском кабинете на самом видном месте висел портрет родителя, на котором тот был изображён с любимым псом. Когда четвероногий любимец издох, Григорий Карлович выписал из города художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершую собаку и изобразить на её месте новую.

Маленький Василий стал свидетелем, как под кистью приезжего живописца вначале исчезла знакомая Жучка, а на её месте появился Полкан, как две капли воды похожий на папенькиного добермана. На следующее утро, провожая чудо-художника, Вася упросил оставить ему кисти и краски. И уже через неделю в доме Криденеров не было ни одной стены, на которой бы мальчик не оставил своего рисунка. Маменька гневалась, а отец, наоборот, поощрял увлечение сына. И в один из дней решил отправить его в соседний Арзамас учиться живописи.

Но в школе Василий задержался недолго. Причиной стало слово, данное им матери, вести себя прилично и не принимать участия в студенческих пирушках и развлечениях. Одноклассников Перова обижало его равнодушие к их утехам, и они всячески подтрунивали над «маменькиным сынком». В конце концов, терпению юноши пришёл конец, и он запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Перова исключили из школы живописи. Домой — а до имения, где служил отец, было почти 40 вёрст — ему пришлось добираться пешком.

По счастливому стечению обстоятельств в гостях у родителей Василий застал племянника матери, который, взглянув на работы родственника, посоветовал ему ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Талантливый молодой человек был немедленно зачислен в число слушателей…

О работах самородка вскоре заговорили. Известность к нему пришла, как и всё в его жизни, тернистой дорогой. Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была выставлена на академической выставке в Петербурге — и скандал не заставил себя ждать. Властей возмутило, как Перов изобразил подвыпивших священнослужителей (на этой же выставке демонстрировалась и ещё одна картина художника — «Чаепитие в Мытищах»). Художником заинтересовалась полиция. От руководства академии потребовали немедленно изъять картину с выставки. А у коллекционера Павла Третьякова, успевшего приобрести работу, взяли подписку о том, что он не станет публично показывать творение Перова.

Имя молодого художника было у всех на устах, Василий Григорьевич стал настоящей знаменитостью. «Перов — это Гоголь и Достоевский в живописи», — писали о нём критики. На парижской выставке, состоявшейся вскоре после петербургского скандала, он был самым ожидаемым гостем.

Академией живописи Василий Перов был на три года послан за границу. Несмотря на то, что все расходы брала на себя казна, зарубежный вояж не доставил художнику удовольствия. На имя академии Перов прислал письмо, в котором просил разрешения вернуться в Россию. Желание художника выглядело довольно вызывающе — многие коллеги мечтали бы оказаться на его месте. Но высочайшее согласие было получено, и Перов приехал домой…

В 1866 году он создал одну из своих самых знаменитых картин — «Тройка». Перов долго не мог найти натурщиков, с которых мог бы написать образы детей, тянущих за собой обледенелую бочку с водой. Пока случайно не встретил в уличной толпе крестьянку с сыном, возвращавшихся с богомолья. В мальчике Перов тут же увидел будущего героя своей картины. Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. «Он у меня единственный кормилец, — говорила она. — А ну как после этого на него найдёт порча и он умрёт?». Среди крестьян в то время бытовало мнение, что изображённого на рисунке человека обязательно постигнет какое-нибудь несчастье. Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.

«Тройку» тут же купил Третьяков и повесил в своей галерее. А вскоре к Перову пришла та самая женщина и со слезами на глазах поведала, что её сын через два года, после того как позировал художнику, заболел оспой и умер. «Возьмите всё, что у меня есть, но продайте мне ту картину. Пусть хоть так сынок вернётся ко мне», — просила она Перова. Узнав о том, что «Тройка» теперь принадлежит другому человеку, женщина стала умолять назвать адрес нового хозяина картины. «Да здесь нет никакого секрета, — ответил Перов. — «Тройка» выставлена в галерее господина Третьякова. Давайте я вас провожу».

О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу. «Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на неё и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.

Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошёл наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит… Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына».

Став свидетелем подобного зрелища, Перов пригласил женщину в свою мастерскую и специально для неё написал портрет её мальчика, который она потом повесила среди икон.

«В письме к Д. Григорьевичу Перов так объяснял замысел этой хрестоматийной картины: «Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную каду воды, одетые не совсем по сезону». Таким образом, мы имеем возможность увидеть, как   менялась композиционная идея полотна в процессе работы над ним. А работа была долгой, кропотливой. Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог найти модель для центрального персонажа. Грустную историю, тесно связанную с этими поисками, Перов поведал в своем рассказе «Тетушка Марья». (5о Художников. Шедевры Русской живописи. Выпуск № 24, 2011)

Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути. Уже в одной из своих ранних картин – «Проповедь в селе» – художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место. Большую роль детские образы играют и в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Очередные у бассейна». Им же посвящены «Тройка» и «Спящие дети».

Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов. Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

Знакомясь с творчеством художника Перова, меня поразила его картина «Тройка». В ней выражены все чувства того времени, когда только-только было отменено крепостное право (1861 год).

«В России существовало крепостное право не только в своде законов, но и в сердцах людей; в России было еще многое другое в том же роде». (Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ницше. М., 1998).

Большинство знати не могло признать того, что у них нет больше «рабов», которые   не имели права высказывать свое мнение. Труд людей низшего сословия считался обыденным, обыденным считался и труд детей. Проблема, раскрытая Перовым, характерна для того времени.

Тема этой картины, на первый взгляд, не актуальна в наши дни. В развитых странах мира уже не заставляют детей в лютый мороз таскать воду на своих плечах. Это даже запрещено законом. Детский труд сейчас — это лимитированное время, несложная и легкая работа, маленькая, но все же зарплата. Так мы привыкли видеть   детский труд среди глобализации современных стран. Но как много малоразвитых стран в нашем мире! Где люди не знают ни об удобствах, к которым мы привыкли, которые для нас обычны, ни о том, что можно есть то, что хочешь и за эту еду не надо бороться.   Дети трудятся в этом мире, которого мы не ведаем, не покладая рук.   Мы даже не представляем, с какими трудностями сталкиваются эти невинные создания, через какие преграды они пробиваются, чтобы просто жить, жить на этой земле, созданной Богом. Нам тяжело понять, что они чувствуют, а главное то, что они совсем не знают детства, того, на которое имеет право каждый ребенок. В.М Гюго сказал замечательные слова: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков». Дети – это еще безгрешные создания, в которых не нарушена та связь с Богом, им пока чужды житейские заботы, они не задумываются о проблемах, радуются жизни.

Труд, бесспорно, нужен, к нему необходимо приучать с детства. Еще Екатерина Великая говорила: «Должно… возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла и заблуждения». Полная свобода – это тоже не совсем хорошо. Став взрослым только внешне, не значит, что стал взрослым внутренне. Духовную сторону, внутренний стержень, должно закладывать с самого детства. Ведь в этом возрасте, когда ты не видел скверного, заманивающего в свои сети, душа должна наполниться добрыми делами и намерениями. «Птицу узнают в полете, а человека в работе», — говорит русская пословица, так и нам всем следует трудиться, и когда будет находить лень, пусть сердце вспомнит о тех детях, которые борются за свою жизнь с самого рождения, не подозревая о существовании хотя бы маленьких радостей жизни, о том, что детство — это беспечное и радостное время в жизни каждого!

 

Список источников:

  1. Картина взята с сайта: Детские образы в русской живописи. http://webstarco.narod.ru/index.html
  2. О http://obolensky.blogspot.ru/2011/05/blog-post_6051.html
  3. Живой Журнал. Рассказ об одной картине. http://kartina-ru.livejournal.com/10596.html
  4. 5о Художников. Шедевры Русской живописи. Выпуск № 24, 2011.
  5. Википедия.http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. Алленов М., Алленова Е., Астахов Ю., Борисовская Н., Бусева-Давыдова И., Ельшевская Г., Усачева С., Чурак Г., Юденнова Т. Мастера Русской живописи.   «Белый город», Москва, 2008 год.
  7. Библиотекарь. Ру http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/63.htm
  8. Киевский православный портал. http://arhistratig.in.ua/2012/09/25/v-g-perov-tetushka-marya/
  9. Замечательные полотна. Л., 1966.