Внутриполитическая система России при первом президентском сроке В.В. Путина

Гурьянова Дарья Ильинична

Внутриполитическая система России при первом президентском сроке В.В. Путина

Тольяттинский государственный университет

«Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства…», Конституция РФ

Политическая система России начала 21 века ознаменована провозглашением программы, основывающейся на идее сильного государства. Внутренняя политика этого времени характеризуется тенденцией к улучшению качества жизни населения, то есть борьбой с бедностью, преступностью, с влиянием «олигархов» на правительственную структуру и направлена на защиту граждан по отношению к их личной собственности.

Президентская кампания 2000 года показала рост политической активности российских граждан. По итогам выборов стало очевидным снижение уровня доверия граждан к Коммунистической партии, что продемонстрировалось победой В.В. Путина с результатом более 52 % от всех голосов. Новый глава получил руководство страной в нестабильном состоянии с большими экономическими, политическими и социальными проблемами. ВВП России был в пять раз меньше, чем у Китая, и в десять раз меньше, чем у США. Главная потребность общества – возрождение государственности и правопорядка – стала катализатором политики по борьбе с противоречиями двух ветвей власти и установлению продуктивной деятельности Государственной Думы. Внутренняя политика нового президента стала социально ориентированной.

На фоне 90-х годов России политический курс В.В. Путина выглядит гораздо продуктивнее того времени, когда вся политика, внутренняя и внешняя, осуществлялась под влиянием «элит» и преступных группировок.

Первым этапом административных реформ стало создание семи федеральных округов и изменение системы федеральной государственной службы. Деятельность госслужбы подразумевала наряду с полным подчинением закону большую открытость и доступность для общественного контроля, а федеральная исполнительная вертикаль связала центр с местами, позволив повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти. Было завершено формирование единого правового пространства. Во главе округов встали представители президента и опасность дальнейшего распада страны исчезла. Региональных руководителей обязали вплотную заниматься проблемами регионов, не перекладывая решение вопросов на федеральную власть.

Изменения в социальной сфере ознаменовались принятием «курса на инвестиции в человека», подразумевающего повышение качества жизни посредством реформирования систем здравоохранения, образования и ЖКХ.

Власть сделала шаги навстречу гражданам. Поддержка мелкого и среднего предпринимательства правительством выросла в несколько раз. Пенсии, зарплаты и социальные пособия возросли, чему послужила замена социальных льгот денежными компенсациями, что дало возможность гражданам распоряжаться собственными деньгами по своему усмотрению.

Согласованные действия президента и парламента России позволили произвести ряд правовых реформ, приняв важные кодексы: налоговый, административный, трудовой, гражданский и др. Налоговый кодекс позволил снизить подоходный налог до 13 %, уменьшив уровень «теневых доходов» и ускорив налоговый сбор. В трудовом кодексе ввелись штрафы для предпринимателей при задержке зарплат работникам. Декабрь 2000 года ознаменовался важным событием для страны и граждан – принятием новой государственной символики России.

В 2001 году отменили налоги на содержание жилищного фонда, налоги на приобретение автомобилей, на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств, заменив их единым транспортным налогом.

Посредством реформирования судопроизводства и принятия Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального и Арбитражно-процессуального кодексов, усовершенствовалось уголовное, гражданское право и судебное производство.

Реформирование российского законодательства было практически завершено к 2002-2003 годам с преобразованиями Земельного, Жилищного и Таможенного кодексов. К 2004 году ВВП удалось увеличить до 17 трлн рублей, что было примерно на 10 трлн выше, чем в 2000 году.

Чеченская проблема стала толчком для Российского правительства для начала непримиримой борьбы с терроризмом, поддержку и проведения мер по восстановлению экономики. В марте 2003 года прошел референдум по вопросу о единстве с Россией и принята Конституция Чеченской республики, стабилизирующая жизнь мирного населения.

Положительными результатами политики В.В. Путина при первом президентском сроке можно назвать укрепление государственной системы и стабилизацию общественно-политической ситуации в России.

Данные тенденции в государственной политике позволила В.В. Путину получить 71,2% голосов на президентских выборах 2004 года, а в сознании иностранцев В.В. Путин стал символом России, каким раньше являлся И.В. Сталин.

С 1999 года В.В. Путин считается самым популярным политиком в России. По данным социологических опросов, число граждан, которые поддерживают деятельность В.В. Путина возросло с 14% в 1999 году до 79% в 2007 году.

Конечно, нельзя не отметить спорность сложившейся внутриполитической ситуации в России в 2000-2004 годах. Однако, страна была настолько дестабилизирована в конце 20 века, что быстрой эффективной «постройки» правового государства просто невозможно было ожидать. Уже после 2004 года внутренняя политика президента стала подвергаться жёсткой критике западными СМИ (и немногими российскими) и видными политическими деятелями, в особенности за пределами России, где В.В. Путина обвиняют в систематическом нарушении прав человека и подавлении оппозиционных организаций, нарушения свободы слова, урезании свободы и независимости СМИ и курсе на политику пост-советской России. По исследованиям фонда ИНДЕМ, за 2001—2005 годы коррупция в сфере отношений власти и бизнеса выросла почти в 10 раз, а бытовая коррупция — в 4 раза. Формировались крупные монополии в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике, что, однако, способствовало увеличению иностранных инвестиций. Также не решились такие экономические проблемы, как создание эффективного малого бизнеса и среднего класса, сохранились признаки переходной экономики: неразвитый рынок труда, невысокая заработная плата, неравенство в оплате труда и т.д.

В.В. Путин обладает необыкновенными лидерскими качествами, благодаря чему смог, получив страну в состоянии хаоса, привести ее к стабильности. Хотя не все реформы, которые начались при вступлении в должность, были успешны (например, неудача административной реформы и малоэффективность трёхуровневой структуры правительства), В.В. Путин не дал стране упасть в пропасть и расколоться — и это можно назвать его важнейшим историческим деянием. Россияне вырвались из пучины беспросветной жизни и нищеты 90-х и наконец-то смогли почувствовать, что за их интересы кто-то стоит. Благодаря В.В. Путину укрепилось могущество России и восстановился авторитет государства, были усмирены олигархи и региональные бароны. Россия с приходом нового президента обрела стабильность и уровень жизни населения резко вырос.