«Социальная инженерия» большевиков, как общегосударственный эксперимент над народом

Чудинова Наталия Андреевна

г. Красноярск, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

«Социальная инженерия» большевиков, как общегосударственный эксперимент над народом

Раздел: характер национальной политики большевиков и ее оценка.

После большевистской революции, социально-экономические функции полностью берет на себя государство. С течением времени в стране массово начинают появляться детские дошкольные образовательные учреждения, санатории, дома культуры, библиотеки, спортивные сооружения и другое.

Однако часто такие учреждения носили не только гуманистическую идею. В библиотеках литература массово заменялась исторически исковерканной, но «идейно правильной». Дома культуры начинали формировать известные модели поведении и предпочтений. Массовое появление детских садов со своей замечательной идеей помощи матери часто превращалось в инкубатор взращивания «нового человека», что, по сути, являлось искажением института материнства и принципов педагогики.

В 20-е годы XX века в СССР зарождается социальная инженерия. Психологи, экономисты, социологи и физиологи начинают формировать модель «нового человека». Что это за человек, ответил основоположник научной организации труда в СССР А. К. Гастев: «Мы должны создать автоматы из нервов и мышц, которые мы превратим в естественные рабочие движения, и, одновременно, мы должны создать автоматы общего поведения субъекта». Сама фраза, как и цель социальной инженерии сегодня воспринимается жутко. Действительно, такие «инженерные» процессы предполагают под собой методы управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора (часто основан на подсознательных животных инстинктах) и считается очень разрушительным. Кроме того, данный метод в то время являлся заимствованием с Запада – новоевропейской «механической экономикой». Так, по мнению немецкого философа Мартина Хайдеггера «обнаруживается то, что Ницше уже метафизически понимал, — что новоевропейская «механическая экономика», сплошной машиносообразный расчет всякого действия и планирования в своей безусловной форме требует нового человечества, выходящего за пределы прежнего человека. Недостаточно обладать танками, самолетами и аппаратурой связи; недостаточно и располагать людьми, способными такие вещи обслуживать; недостаточно даже просто овладеть техникой, словно она есть нечто в себе безразличное, потустороннее пользе и вреду, строительству и разрушению, применимое кем угодно и для любых целей. Требуется человечество, которое в самой своей основе соразмерно уникальному существу новоевропейской техники и ее метафизической истине, то есть которое дает существу техники целиком овладеть собою».

Однако, помимо того, что социальная инженерия была направлена на антигуманное повышение производительности труда, но и на «создание автоматов общего поведения субъекта» проводились и эксперименты с поведением человека в обществе. Появился заказ большевиков на «нового человека» как строителя «нового мира», а культура превратилась в культуры «цех» по производству и воспроизводству «образцового типа личности», который бы соответствовал требованиям большевистского общества.

Одним из наиболее ярких примеров «новой психологии», направленной на разрушение морально-этических принципов формировавшихся тысячелетие, стало навязывание свободных сексуальных отношений (еще одна отсылка к основанной на манипулировании животными инстинктами социальной инженерии). Внезапно для всего общества муж и жена стали общими для всех, поскольку не могут являться «собственностью». В новом обществе традиционный институт семьи и брака стал буржуазным пережитком. В Саратове и вовсе вышел Декрет Саратовского Губернского Совета Народных Комиссаров об отмене частного владения женщинами (§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. § 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящiй декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа). Появляются жуткие лозунги: «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой», «Комсомолка, не будь мещанкой – помоги мужчине снять напряжение!» и другие. В Петрограде уже 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета «Об отмене брака» шествием лесбиянок, а Троцкий в своих воспоминаниях отметил, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так держать, товарищи!».

В этой стихии стала развиваться и лже-наука. Самым знаменитым ее творением в описываемом ключе сала «теория Эроса». Главной задачей «эротистов» являлось уверение общества о том, что в целях достижения полной свободы и скорейшей победы коммунизма необходимо избавиться от всех условностей старого мира, таки как любовь, семья, дом. Для этого следовало полностью обнажить человеческое тело в живописи, на сцене и в кино. «Стыдливость, — это искажение всего нормального и здорового, с ней надо вести борьбу»; «любви нет, а есть лишь «голое размножение», физиологическое явление природы».

На свет стали появляться организации, ведущие пропаганду «новаторских культурных» ценностей. Самым «ярким» из них стало общество «Долой стыд!». Участники движения исходили из убеждения, что единственным олицетворением демократии и равенства может служить только нагота. Сегодня историки и психологи воспринимают историю создания этого общества этап разрушения традиционных идеалов и моральных принципов, последовавший за упадком религиозности, декриминализацией гомосексуализма и абортов.

Писатель Михаил Булгаков так вспоминал о первом знакомстве с этим обществом: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».

Из «Воспоминаний корниловца» (1914—1934) Трушновича А.Р. можно наблюдать схожую картину: «В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны: «– Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!» Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь и отплевываясь, выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых «детей солнца и воздуха», и возмущенные люди спасались от них бегством. Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали возмущение».

Писательница Наталья Баранская: «Появилось даже общество «Долой стыд!». Кто его придумал — не знаю. Мне запомнился только один эпизод из его «деятельности». В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая пара. Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока возмущенные шумели, трамвай подошел к остановке, и голая «агитбригада», раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд».

И действительно, упомянутый Барановской термин «агитбригада» имел место в жизни. По воспоминаниям бельгийского консула в СССР Жозефа Дуйе: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т.д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

Важно и то, что такая деятельность велась не из-за бесстыдства, а с фундаментальным идеологическим обоснованием: «Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы не буржуи, поэтому должны отвергнуть одежду». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма, на базе которого выросли многие разрушительные политические системы, такие как коммунизм, анархизм, и т.д.: «Человек произошел от обезьяны. Значит, люди — животные. Животные не носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду».

Самые массовые (около 10 тыс. человек) демонстрации проходили в 1924-1925 гг. Главными на них были такие разрушительные лозунги каку: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!» «Да, во главе этого шествия банного вида шел большевик со стажем, любимец Ленина, Карл Радек. Впрочем, он и по квартире разгуливал совершенно обнаженным, пугая малых детей родной сестры, с которой жил…»

Современники называли Радека «эротоманом с крайне отталкивающей внешностью». «Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности» (Балабанова А.И. Моя жизнь – борьба. Мемуары русской социалистки 1897-1938. – С. 258-259.).

Возвращаясь к вопросам трудовых отношений, следует также отметить появившиеся в 1930-е гг. лаборатории психотехники, которые занимались вопросами повышения производительности труда на предприятиях, а также укреплением трудовой дисциплины и обеспечением безопасности производственной деятельности. Задачами таких лабораторий являлось исследование влияния неформальных отношений на производительность труда конвейерных рабочих и выявлен комплекс стимулов. Под воздействием выявленных стимулов рабочие должны были не только качественно выполнять свою работу, но и повышать производительность своего труда, причем не на 5-10%, а многократно, т.е. на 200, 300 и даже на 1000%. Не трудно понять, что и в этом случае (с учетом отсталости индустриальной промышленности) говорить о гуманизме и романтике при формировании «нового человека» – образцового типа личности – вновь не приходится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *