Ахлебинино — усадьба Коншиных в прошлом и настоящем

Прокопов Егор Юрьевич, студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Ахлебинино — усадьба Коншиных в прошлом и настоящем

Введение

Вокруг Калуги в XVIII веке складываются и расцветают дворянские имения. Кроме Полотняного завода появляется целое созвездие «дворянских гнезд». Это усадьбы: Ахлебинино и Авчурино, Барятино и Белкино, Григоровское и Железняки

В Калужском крае в ХIX веке насчитывалось более 1500 имений, которыми владели на протяжении двух веков не менее 2500 династий таких аристократов, как князья Оболенские, Барятинские, Голицыны, Долгорукие, Волконские, Полторацкие, Воротынские, Трубецкие, Гагарины, Коншины и др.[1]

Ни для кого не секрет, что большая часть, а точнее абсолютное большинство старинных дворянских и купеческих усадеб после революции 1917 года постигла печальная участь. Тогда разрушавшие их люди ничуть не задумывались о последствиях, не отдавали себе отчёт в том, что разбирая буквально по кирпичикам, разрушая такую усадьбу, они разрушают, прежде всего, ещё одну немаловажную составляющую национального культурного наследия. Ведь именно дворянские усадьбы являлись «духовными оазисами» на территории необъятной России.2

Сейчас многие богатые и обеспеченные люди за огромные деньги строят по однотипным проектам свои загородные дачи и коттеджи, скорее всего, не понимая, что даже за меньшие средства можно восстановить какую-нибудь бывшую загородную усадьбу, тем самым восстановить национальное и культурное наследие своего региона и всей страны. И это, на мой взгляд, говорит о низком уровне культуры и образованности современного человека.

Не исключением является и усадьба в селе Ахлебинино Калужской области.

В XVII веке усадьба принадлежала семейству Пятовых, прославившемуся обороной калужского края. В XIX веке часть Ахлебинино принадлежала помещикам Баскаковым, другая Бедлинским. Но самое интересные преобразования здесь начались, когда имение перешло во владение богатейшего представителя знаменитой купеческой династии — Н.Н. Коншина-младшего.3

Цель исследования — изучить основные этапы истории усадьбы Ахлебинино Калужского края широко известной в прошлом, но совершенно несправедливо забытой и заброшенной сегодня.

Объект исследования –Ахлебинино — усадьба Коншиных в прошлом и настоящем.

Предмет исследования — отношение современного человека к усадьбе Коншиных в прошлом и настоящем.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

  • Изучить историю строительства усадьбы в Ахлебинино в XIX- нач. XX вв.
  • Проследить судьбу владельцев усадьбы в Ахлебинино
  • Выявить уровень понимания культурно-исторического значения усадьбы Ахлебинино современным человеком.

Методы исследования: поисковый, сравнительно-исторический.

Обоснование выбора темы: в качестве конкретного материала исследования выбрана одна из старинных усадеб Калужского края. Выбор темы и материала исследования вызваны, прежде всего, актуальностью изучения особенностей, традиций и ценностей различных регионов и народов страны в связи с важностью проблемы межкультурного диалога в современной жизни. Изучение старинных русских усадеб, где бы таковые ни находились, есть необходимая составляющая любого краеведческого исследования.

Практическая значимость: Работа позволяет в целом расширить знания и представления об истории и культуре родного края. Результаты исследования могут быть использованы в элективных курсах по истории, краеведению, межкультурной коммуникации. Полученные результаты могут быть полезными при организации научно-исследовательской работы, проектной деятельности, а также при изучении тем, посвященных культуре России.

Для данного исследования были использованы работы Г.В. Галицкой, А.А. Зорина, В.Н. Гороховского, С.И. Кривова и др., а также Интернет-ресурсы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка на основе анализа большого фактического материала выявить и осветить культурно-историческое значение усадьбы Коншиных как важного компонента культуры Калужской области, а также осмыслить и проанализировать полученную информацию в культурном контексте современности.

Глава 1. Усадьба в Ахлебинино и судьба её последних владельцев Коншиных

  1. Судьба Коншиных

В конце XIX начале XX вв.владельцем усадьбы Ахлебинино становится Н.Н. Коншин-младший. Земли в Калужской губернии Николаю Коншину подарил его отец — миллионер, пароходчик, текстильный и сахарный магнат Н.Н. Коншин-старший. Но поместьем толком никто не занимался, хозяйство было в упадке. В конце ХIХ века ахлебининский помещик привез из Италии в свое имение молодую жену-иностранку.3

Ирина Коншина (в девичестве Эмма Мэршон)(Фото №1 см. в приложении) родилась в Америке, а в Италии закончила оперную школу. Эмма была необыкновенно хороша собой, владела несколькими языками и обладала прекрасным голосом — колоратурным меццо-сопрано. Всемирно известные оперные театры наперебой заключали с ней контракты. В Италии Эмма познакомилась с Николаем Коншиным — калужским помещиком и оперным певцом. Николай был солистом Императорского оперного театра в Москве, обладал красивым тенором и покорил Эмму прекрасным исполнением арий. Они поженились во Флоренции и стали вместе выступать.4

Но внезапно молодожены бросили все и приехали в Ахлебинино. Поговаривали, что причиной столь скоропалительного отъезда супругов стал грандиозный скандал, разразившийся во время выступления Коншиных в Англии. Якобы английская королева пришла на репетицию, а Николай опоздал на час. Репетиция сорвалась, королева была в гневе. Все контракты с Коншиными расторгли. Супруги вернулись в Россию, устроились в один из столичных театров. Но на первом же выступлении Коншина освистали. Говорят, что к этому приложил руку отец Николая, не одобрявший увлечения сына пением. Коншин-старший хотел, чтобы Николай продолжил семейный бизнес, и пришел в ярость, узнав, что сын решил сделать оперную карьеру. Расстроенный Николай окончательно распрощался со своим увлечением и запретил петь супруге.5

В Ахлебинине у Коншиных был кирпичный и конный заводы. Особая гордость семьи — породистые скакуны, которые продавались военному ведомству по цене от 500 до 1 500 рублей. Николай сам лично принимал участие в скачках и выставках по коневодству, каждый раз получая высшие награды и призы. В Ахлебинине супруги начинают строить дом. Но жизнь супругов не складывается. Новый удар — умирает их первенец Нестор (1893-1905). Эмма переживает депрессию, идет в храм, усердно молится, принимает православие и имя Ирина. Через некоторое время у Коншиных рождаются сыновья Николай  (1901-1954) и Георгий (1904-1964).6

_________________

3 Ахлебинино — храм Успения Пресвятой Богородицы //http://i-predtecha.ru/khram/akhlebinino.html.

 

4 Кривов С.И. Тульский большак. Калуга, 2016.С.33-34

 

5 Трунин А. От Охлябининых пошло// http://www.vest-news.ru/article/92133.

6Там же

После крещения Ирина энергично взялась за дело. Она решила переустроить жизнь ахлебининцев и жителей близлежащих деревень к лучшему. Для этого у нее было два инструмента: благотворительность и просвещение. Женщина творческая и деятельная, она обладала отличными организаторскими способностями и практичным умом. Она хотела добиться результата – и добивалась его, используя принцип «не давай рыбу, а давай удочку». И неплохо бы у нее поучиться тому, как она это делала.

Ирина Коншина создала в Ахлебинине общество трезвости и библиотеку. Организовала кустарный промысел народных вышивок и привлекла вышивальщиц (700 женщин из 69 сел). Ирина Яковлевна прекрасно рисовала и сама создавала рисунки для крестьянских вышивок, обучала рисунку и «перспективе». Была построена мастерская, где работали вышивальщицы, а мальчики ткали ковры. Крестьянские работы мгновенно раскупали на выставках и за границей. Это давало доход более 4 000 рублей. Коншина любила детей, частенько угощала крестьянских ребятишек яблоками, пряниками, а зимой даже мороженой клубникой, — из собственного сада и погребов-ледников.7

В селе Никольском к церкви, где Ирина Яковлевна была прихожанкой, ее стараниями была пристроена трапезная, в Ахлебинино построена часовня и церковно-приходская школа. В специальных мастерских детей учили ремеслу: столярному делу и вышивке. Тем учителям, кто брал на воспитание детей-сирот или детей из бедных семей, давалось жилье. В школе устраивались праздники и концерты: крестьяне распевали арии из опер. За это всем выступающим барыня дарила гостинцы: вышивку, игрушку, кулек конфет и молитвенник. Сама Ирина Яковлевна преподавала церковное пение. А потом Ирина Яковлевна построила здание гимназии (сохранившееся до сих пор). 8

Во время первой мировой войны она оборудовала при школе помещение для раненых воинов. По воспоминаниям местных жителей, она сама их лечила и выхаживала. Часть соседнего имения Бедлинского она арендовала под детский приют. Для детей приюта было приобретено 13 коров и сепаратор для производства масла, которое реализовывали на рынке. В этом же имении Коншины завели мануфактурную фабрику.

По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из окрестных сел. В течение двух дней там проходили «духовные чтения» — священники беседовали с людьми,

_________________

7 Галицкая Г.В. Духовная и благотворительная деятельность Ирины Яковлевны Коншиной-Реутовой на Калужской земле // Калуга в шести веках: материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга,1999.

 

8 Там же.

рассказывая о вере, о вреде пьянства и т.п. И.Я. Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене и др.

Крестьяне в барыне души не чаяли и «стремились записать ее в крестные». Но муж Николай не одобрял благотворительности своей супруги и денег ей не давал.

  1. Строительство усадьбы

В то время как Ирина Яковлевна занималась благотворительностью и воспитанием двух своих сыновей, Николая и Георгия, её супруг занялся строительством в Ахлебинине архитектурно-паркового ансамбля. Он увеличил свое имение, скупив ахлебининские земли разорившегося купца Н.Г.Панова, и приступил к осуществлению своих грандиозных планов. Приобретенный лес Коншин вырубил под корень, а затем засадил все пространство ценными породами. Расширил свой конный завод. В 1910 году плодовый сад Коншиных уже отмечался как «первый по величине во всем уезде». Коншинский плодовый сад был самым большим в уезде (3 000 яблонь) и, как и конезавод, содержался образцово.

Наконец, хозяин приступил к строительству усадьбы и парка. Всеми работами руководил сам. Современники утверждали, что он отлично разбирался в инженерном и строительном деле. Автор проекта усадьбы не известен, однако известно, что Коншины всегда пользовались услугами именитых архитекторов, таких, как Шехтель, Клейн.

Коншин предполагал построить большую усадьбу с верхним парком и системой террас, ведущих к Оке, к нижнему парку. Он планировал, что на самом высоком, крутом берегу Оки будет стоять дом в пять этажей с двойной круговой колоннадой для того, чтобы с высоты главного дома и с колоннад была видна не только Калуга, но и можно было бы «обнять все небеса с облаками». По центральной оси дома впереди, как бы подпирая его, стоит оранжерея, а по бокам, как крылья, два высоких флигеля для сыновей.

Очень интересно была устроена набережная: четыре яруса террас, напоминающих итальянские сады эпохи барокко. Удивительны были и подвалы-ледники, пристань, регулярный парк. Оранжерея – это вообще уникальное сооружение, которому нет аналогов. Эта необычная полуподземная купольная оранжерея с окнами-люкарнами.9(Фото №2 см. в приложении)

Закончить строительство Коншин не успел,   в 1915г. Коншина нашли мертвым в своем кабинете, с огнестрельной раной. Самоубийство ли это на самом деле, или он был убит собственным лакеем (по другой версии) неизвестно. Построены к тому моменту

__________________

9 Галицкая Г.В. Усадьба Коншиных Ахлебинино // Русская усадьба. 2004. №10 (24). С. 293–323.

 

были только два флигеля и первый этаж господского дома. У обоих флигелей были полукруглые ротонды-веранды. К каждому из них примыкали пандусы, предохранявшие гору от оползня. Западный флигель предназначался для старшего сына Николая, а восточный для младшего – Георгия.

После смерти мужа Ирина Яковлевна Коншина восстановила храм Успения Пресвятой Богородицы, известный с 1583 года, но давно разрушенный, — для поминовения мужа. Помимо икон церковь украсили крестьянскими вышивками, кружевами, полотенцами и коврами. Многие оклады и церковные облачения вышивала сама Ирина Яковлевна вместе со своими мастерицами.

Затем Ирина Яковлевна вновь вышла замуж, за священника Валентина Реутова, который был моложе ее на 20 лет и обучал сыновей Коншиных православию. Удивительно, что после революции, в то время как многие русские люди, справедливо опасаясь за свою жизнь, покидали Родину, американка по рождению Ирина Коншина не оставила Россию. Она имела возможность уехать к своим родственникам в Америку, но только отправила туда двух своих сыновей.

Переехав в Калугу, Ирина Яковлевна занялась активной музыкально-педагогической деятельностью. Она преподавала оперное пение вначале в музыкальном техникуме, а затем, после его объединения с театральным в 1924 году, – в профессионально-художественной школе. Здесь ярко раскрылся её талант музыкального педагога. У Коншиной-Реутовой учились вокалу многие калужане, приезжали брать уроки и москвичи, в том числе и будущая знаменитость В.В. Барсова.10

Умерла Коншина-Реутова 14 мая 1937 года. На похоронах, которые состоялись на Пятницком кладбище, ее ученики исполнили «Реквием» Моцарта(Смотри фото №3 в приложении).11

Глава 2: Современное понимание культурно-исторического значения усадьбы Коншиных в Ахлебинино

Сейчас в большинстве провинциальных усадеб сохранились разве что руины и заросшие парки, только аллеи огромных вековых лип напоминают теперь о тех временах, когда по этим тенистым дорожкам ездили благородные дамы и господа в каретах, запряженных лошадьми.

Усадьба в Ахлебинине, как и многие другие поместья России, при советской власти безжалостно уничтожалась. На сегодняшний день сохранились — западный флигель(Фото

________________

10 Трунин А. От Охлябининых пошло// http://www.vest-news.ru/article/92133.

 

11Гороховатский В.Н. Путешествие по калужским усадьбам. Калуга, 2008.

№4 см. в приложении); руинированная оранжерея с подземными подвалами ледниками (Фото №5 см. в приложении); руины конного завода (Фото №6 см. в приложении); Успенская церковь 1916г. (завершение храма и колокольня утрачены) (Фото №7 см. в приложении); подпорные стенки и пандусы на террасах склона к р. Оке; липовые и еловые аллеи (Фото №8 см. в приложении); пруды (Фото №9 см. в приложении). Восточный флигель разобран на кирпичи в 1927г.; плодовые сады выкорчеваны. В глубине неприметного переулка стоит невзрачное небольшое строение из старого красного кирпича. Это храм, построенный по указанию Коншиной. 11

В 1991 году усадьба была взята под государственную охрану, однако до сих пор её участки продолжают застраиваться новым поколением российских предпринимателей. Ныне в Калужской области создана общественная организация «Возрождение усадьбы Ахлебинино», цель которой – восстановление историко-культурного памятника, его архитектуры и ландшафта, а также возрождение духовных традиций прошлого. За время работы данной организации удалось к 2016 году восстановить небольшой храм Успения Пресвятой Богородицы (Фото №10 см. в приложении).

Почему люди продолжают строить особняки близ этого исторического памятника, вместо того чтобы восстановить культурное наследие? Разве так бы смогла поступить Ирина Яковлевна Коншина!

Я решил провести исследование среди родителей и учащихся моей группы Б-ПИиИЯ-21 Института истории и права КГУ им. К.Э.Циолковского. Им были заданы 3 вопроса: «Слышали ли Вы о селе Ахлебинино Перемышльского района Калужской области?», 2) «Знаете ли Вы о существовании усадьбы в Ахлебинино?», 3) «Знаете ли Вы кому принадлежала усадьба в Ахлебинино?»

И вот какими оказались результаты ответов на первый вопрос: Слышали о селе Ахлебинино 98 % . Никогда не слышали о селе Ахлебинино 2 % опрошенных. (Диаграмма №1 см. в приложении)

Результаты ответов на второй вопрос: Знают о существовании усадьбы 23%. Не знают о существовании усадьбы 77% опрошенных. (Диаграмма №2 см. в приложении)

Результаты ответов на третий вопрос: Знают что усадьба принадлежала Коншиным 13 %. Не знают кому принадлежала усадьба в Ахлебинино 87 % опрошенных. (Диаграмма №3 см. в приложении)

_________________

11Чижков А.Б. Зорин А.А. Калужские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. М., 2007.С.89-90.

 

           По результатам опроса, можно сделать вывод, что большинство опрошенных людей слышали о селе Ахлебинино Перемышльского района Калужской области. Но не многие знают о существовании усадьбы в Ахлебинино, как о культурно-историческом памятнике, и тем более о том кому она принадлежала. Таким образом, данный опрос свидетельствует о низком уровне осведомлённости современного человека о значении феномена дворянской усадьбы в истории отечественной культуры.

 

 

Заключение

Усадьба Коншиных в селе Ахлебинино в разное время принадлежала Пятовым, Баскаковым, Бедлинским. Но самым интересным периодом в истории усадьбы было время владения ею богатого представителя купеческого семейства – Коншина-младшего.

Коншин расширил свою усадьбу, построил парк и засадил его ценными породами. При усадьбе был построен конный завод. Коншин — младший планировал построить пятиэтажное здание усадьбы с шикарными флигелями и парком с каскадными прудами. Однако он успел возвести только первый этаж с кухней, оранжереей и двумя флигелями.

Жена Коншина – Ирина Яковлевна, за свои добрые дела пользовалась большим уважением среди людей. В народе её прозвали «Коншицей-кормилицей» и «благодетельницей». Ирина Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене и др. С её именем связано возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы. Жители Ахлебинина были бесконечно благодарны Коншиной за Успенскую церковь. У Коншиной-Реутовой учились вокалу многие калужане, приезжали брать уроки и москвичи.

На сегодняшний день от усадьбы Коншиных мало что сохранилось. Благодаря учреждению фонда «Возрождение усадьбы Ахлебинино» удалось восстановить одну из построек- храм Успения Пресвятой Богородицы.

Проведённый мной опрос говорит о том, что многие люди не располагают информацией об усадьбе Коншиных, не понимают её культурно-исторического значения. Возможно, именно из-за этого восстановлению усадьбы в настоящее время уделяется недостаточное внимание.

Библиография

1.Ахлебинино- храм Успения Пресвятой Богородицы http://i-predtecha.ru/ khram/

akhlebinino.html

 

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. ВУЗ.М.: ВЛАДОС,2002.

 

  1. 3. Галицкая Г.В. Духовная и благотворительная деятельность Ирины Яковлевны Коншиной-Реутовой на Калужской земле // Калуга в шести веках: материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга,1999.

 

  1. Галицкая Г.В. Усадьба Коншиных Ахлебинино // Русская усадьба. 2004. №10 (24).

 

  1. Гороховатский В.Н. Путешествие по калужским усадьбам. Калуга, 2008.

 

  1. Калужская энциклопедия. 2-е издание. Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкарёвой, 2005.

 

  1. Кривов С.И. Тульский большак. Калуга, 2016.

 

  1. Трунин А. От Охлябининых пошло// http://www.vest-news.ru/article/92133.

 

  1. Чижков А.Б. Зорин А.А. Калужские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. М., 2007.

[1] Калужская энциклопедия. 2-е издание. Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкарёвой,

2005.

2 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. ВУЗ.М.: ВЛАДОС,2002.С.7.

3 Калужская энциклопедия. 2-е издание. Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкарёвой,

2005.С.36