Архангельский собор Московского Кремля – великая святыня Русской православной Церкви

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».

Архангельский собор ведёт свою историю с XIII  века. Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен, предположительно, в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом, братом Александра Невского. Белокаменный Архангельский собор был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. В тот же год он был освящен митрополитом Феогностом.

При сыне Ивана Калиты, великом князе Симеоне Гордом, храм был расписан. В 1399 году собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Со временем там сформировался уникальный некрополь.

Восточный фасад Архангельского собора на картине Джакомо Кваренги, 1797

К началу XV века церковь обветшала, и весной 1505 года по повелению государя Ивана III Архангельская церковь была разобрана. Под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 годах на месте старого храма был заложен новый собор, оконченный уже при Василии III в 1508 году. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор, только в несколько «усеченном» виде. Венчает Архангельский собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх. Обращают на себя внимание округлые окна-медальоны и большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом. Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное однако в виде морских раковин с жемчужинами, что очень изящно и необычно для русской архитектуры. Мотивы ренессансного декора, впервые широко применённого в архитектуре Архангельского собора, впоследствии часто использовались в русском зодчестве (в особенности резные порталы, карниз, филёнки, раковины, круглые окна закомар).

В 1606 году в собор перенесли прах сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, погибшего в Угличе при невыясненных обстоятельствах в 1591 году, а в 1632 году над его гробницей была поставлена резная белокаменная сень. В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи, пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией. Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял известный изограф Симон Ушаков, с ним работали девяносто два художника. Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе. Среди них московские князья Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской, Иван III и другие, удельные князья, а также князья Владимиро-Суздальской и Киевской Руси. В куполах представлены лики пророков, праотцев, на сводах — сюжеты из Нового Завета.

По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма, рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова. Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами, их можно увидеть и сегодня. Во время Отечественной войны 1812 года храм подвергся разорению. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки. Посде войны собор пришлось восстанавливать.

Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца ХVII века, когда столица государства была перенесена Петром I в Санкт-Петербург. В соборе-усыпальнице всего 54 захоронения. Здесь похоронены представители княжеской династии Рюриковичей, начиная с Ивана Калиты, и первые Романовы (последним был похоронен император Пётр II, внук Петра I). Исключение составляют святые благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов.

Войдя внутрь Архангельского собора, вы увидите укрытые бронзовыми саркофагами белокаменные надгробия. Эти надгробия, покрытые церковнославянской вязью, были установлены во времена царя Михаила Романова, а сами захоронения находятся не на уровне пола, а под землей. Из-за обилия надгробий (их 46, так как умерших в малолетстве царских детей иногда хоронили рядом) кажется, что в соборе тесно. Этому способствует и темно-синий фон настенных росписей: в отличие от наполненного светом Успенского собора, здесь господствует полумрак. Все захоронения — мужские: великих княгинь и цариц традиционно погребали в Вознесенском монастыре. Когда в 1929 году монастырь снесли, их останки перенесли в Архангельский собор, но поместили в подклет, куда сегодня нет доступа.

Великокняжеские погребения расположены вдоль южной стены. Почти все погребенные в Архангельском соборе так или иначе связаны с Москвой — за единственным исключением князя Михаила Черниговского (причисленного к лику святых), золоченая рака которого находится в левом дальнем от входа углу. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья (кн. Юрий Дмитровский, кн. Андрей Старицкий и его потомки) – вдоль северной. В 60-х годах XVI века царь Иван Грозный устроил в южной предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, Василий II, Иван III и царевич Димитрий.

Во время революционного переворота 1917 года, когда Кремль обстреливали из тяжёлой артиллерии, в Архангельский собор попал снаряд. В протоколе осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года указано: «снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков». С 1918 года собор был закрыт. В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты царей Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича. С 1955 года в Архангельском соборе работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Фото фресок https://diafilmy.su/4873-arhangelskiy-sobor.html