Донецк – город шахтеров и роз

Статья об истории города Донецк. Этот материал был использован при создании видеоролика «Донецк – город шахтеров и роз», который можно посмотреть по ссылке внизу или на стене группы.

Донецк — это главный город Донбасса, интереснейшего региона, славящегося своим промышленным потенциалом на весь Русский мир. В долине реки Кальмиус, в которой находится Донецк, в древности, сменяя друг друга, жили киммерийцы, скифы, сарматы, готы, славяне. В XIII в. после нашествия монголов эти земли опустели и стали относится к Дикому полю.

В XVIII в. по Кальмиусу прошла граница земель Войска Донского. Казаки осваивали водный путь по этой реке к Азовскому морю. Активная же колонизация донецких степей и Приазовья начинается по инициативе императрицы Екатерины II после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. На территории будущего Донецка основывается ряд деревень и слободок. Самым старинным и крупным стало село Александровка-Шидловка, основанное в 1779 г. и названное так в честь Александра Шидловского – сына основателя. К переписи 1859 г. там проживало более тысячи человек. В 1820 году возле Александровки был обнаружен уголь, и появились первые мелкие шахты. В 1841 году здесь были построены три шахты Александровского рудника – крупного предприятия с паровыми машинами. Шахты и их работники с тех пор стали неотъемлемой чертой региона. Однако сама Александровка вошла в городскую черту Донецка лишь в 1926 году.

И потому свою историю индустриальный Донецк предпочитает отсчитывать со строительства в 1869 году Юзовского металлургического завода с рабочим поселком при нем – Юзовки. Названы они были так в честь владельца – Джона Юза, валлийца по национальности. Эмигрант из далекой Британии, в возрасте 55 лет Юз приплыл в Российскую империю на восьми кораблях, не только со всем оборудованием, необходимым для создания завода, но и с большим количеством квалифицированной рабочей силы: группой из примерно сотни рабочих-металлургов и горняков, в основном из Южного Уэльса.

Для разработки угля в Донецком бассейне он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Это была эпоха императора Александра II – эпоха начала бурного строительства важнейших, магистральных железных дорог. А значит, начинание Юза было чрезвычайно востребовано. В 1872 году фабрика Юза начала выплавлять первый чугун по полному металлургическому циклу, а в 1879 году принялись за выделку из местных материалов стальных рельсов, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов. За счет промышленника в поселке была создана вся инфраструктура: построена больница, школы, бани, чайные, пожарная часть.

В 1872 году вступила в строй Константиновская железная дорога, одной из станций которой стала Юзово – будущий Донецк. Таким образом, город с самого начала был крупным железнодорожным узлом. От Юзово до металлургического завода проложили ветку протяженностью 10 верст – это был первый в Донбассе подъездной путь,

За высокое качество продукции завод в 1899 г. получил право изображать герб Российской империи на своих изделиях, а также высшую награду – Гран-при Всемирной выставки металлургических предприятий 1900 г. в Париже. Сам Юз не дожил до этого, он умер в 1889 г. и в советской России долго был своего рода персоной нон-грата как «эксплуататор». Завод же его был переименован в Донецкий металлургический. В современном Донецке справедливость восстановлена, и основателю города наконец поставлен памятник.

О масштабах предприятия задолго до большевистской «индустриализации» говорит то, что в 1917 году на заводе, его шахтах и рудниках работало более 25 тысяч человек.

В целом имперская, дореволюционная Юзовка делилась на две части. Первую, Заводскую, где размещались заводские сооружения, депо, телеграф, больница и школа. Здесь же в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, было электричество и водопровод. По одной из городских легенд, первые розы были высажены здесь уже тогда.

Вторую — Новый Свет, в районе нынешнего Центрального универмага поименованный так по названию первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Центральная улица и прилегающие к ней застраивались одно-двухэтажными жилыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гостиниц, различных контор, банков.

Архитектурными доминантами старой Юзовки были несколько наиболее видных и красивых зданий. Это, прежде всего Спасо-Преображенский собор, чье строительство началось в 1863 г. и шло несколько лет. В итоге получился красивейший пятикупольный храм с колокольней и трапезной — выдающееся произведение архитектуры не только Донбасса, но и всего Юга России. Колокольня была самым высоким зданием Юзовки. Интересно, что строили храм по русской традиции «всем миром». Князь Ливен передал пять тысяч рублей, иконостас, стройматериалы на две тысячи рублей и 66 десятин земли. Пять тысяч рублей выделило Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производства. Купцы Лобасовы пожертвовали две тысячи рублей деньгами и утварь. Ещё три тысячи собрали жители города, в основном – торговцы. А заводские рабочие Новороссийского общества полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка. Всего удалось собрать 17 тысяч  рублей. Этот поистине народный собор был варварски взорван большевиками в 1931 г. В настоящее время кафедральный собор этого же имени восстановлен в Донецке. К сожалению, он создан на ином месте и по другому проекту, хотя конечно тоже красив, как и положено храму Божьему.

Другими красивыми зданиями были Коммерческое училище – в нем и позднее, весь советский период располагались различные учебные заведения. Сейчас это Донецкий национальный технический университет.

Братская школа – красивое кирпичное трехэтажное здание основанное церковным братством Спасо-Преображенской церкви в 1896 г. Хотя это была церковная школа, в ней преподавались и светские предметы. В школе учились дети из семей разного достатка – купцов, рабочих. К 1917 году в братской школе училось более 1000 школьников.

Еще одним многоэтажным зданием (3 этажа) была гостиница «Великобритания», построенная в начале 1880-х гг. К гостинице примыкал кинотеатр с залом на 350 человек. В гостинице останавливались писатели Александр Куприн (приезжавший в Юзовку как корреспондент киевских газет), Александр Серафимович (от газеты «Приазовский край»), Константин Паустовский (приехавший на Юзовский завод в качестве приёмщика снарядов) и Владимир Маяковский.

В городе бурно развивалась промышленность. Помимо градообразующего предприятия, в 1880 г. пущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Особенно много промышленных предприятий было построено в два последних царствования – при императорах Александре III и Николае II. Для обеспечения оборудованием развивающейся угольной промышленности в 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда (теперь это Донецкий машиностроительный завод), тогда же организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования – ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования.

В 1916 году на базе механических мастерских у железнодорожного вокзала организовано общество металлообрабатывающих Путиловских заводов. В том же году построены 2 коксовых завода: Рутченковский – на 142 печи, Мушкетовский – на 408 печей. В феврале 1917 года построен первый в России азотный завод – теперь Донецкий завод химических реактивов.

Как представляется, этого внушительного перечня достаточно, чтобы понимать – Донбасс стал индустриальным центром задолго до так называемой «пролетарской революции» 1917 г. Юзовка как раз в мае 1917 получила статус города – здесь уже тогда жило более 70 тыс. человек.

Юзовка стала одним из немногих почти не пострадавших от новой большевистской власти городов Юга России. Заводские рабочие воспринимались советской властью как классово близкие, не оказали ей особого сопротивления, а многие стали ее опорой. Тем не менее, город потерял свое этническое лицо и имя. Вопреки мнению ряда депутатов местного Совета, он был включен в состав Украинской ССР, а в 1924 г. Юзовка была переименована в Сталин, а затем в 1929 г. — в Сталино.

Город рос и развивался в предвоенные годы, но как это часто было в СССР – несколько однобоко. В 1932 г. он стал столицей Донецкой области. Население к 1940 г. перевалило за полмиллиона. Но единственный в городе автобус пустили только в 1931 г., в том же году проложили первые километры водопровода и лишь в 1933 г. — канализации. Удобство людей долго не было сильной стороной новой власти.

Впрочем, несмотря на несовершенство административно-командной системы СССР, знаменитое трудолюбие жителей Донбасса делало свое дело – город хорошел, укрупнялись и развивались созданные в имперской России заводы и учебные заведения. Появлялись и новые промышленные и социальные объекты, прежде всего культурные, долженствующие развивать и просвещать быстро растущий рабочий класс Донбасса: драмтеатр, театр оперы и балета, кинотеатры, дома культуры.

Город достойно проявил себя на фронтах Великой Отечественной войны. В августе 1941 года из жителей Сталино была сформирована 383-я шахтёрская стрелковая дивизия. Дивизия вместе с другими воинскими подразделениями вела оборонительные бои за Донбасс и держала фронт на Миусе, участвовала в сражениях от Сталинграда до Берлина и была награждена орденами Суворова 2 степени и Красного Знамени.

С конца 1941 г. и по сентябрь 1943 г. город находился под оккупацией германских нацистов, многие жители были убиты, а материальные ценности расхищены. Но в послевоенное время усилиями русских людей Донбасса все было восстановлено и приумножено.

В 1961 г. город обрел свое нынешнее имя – Донецк. Он стал крупнейшим промцентром союзного масштаба, вторым городом УССР с населением более миллиона человек. Обретя свое нынешнее имя, Донецк окончательно стал городом роз. В 60-е годы ХХ века первым секретарём обкома партии в городе был Владимир Дегтярёв. Под его началом город стали активно озеленять. Побывав в парках Версаля, Дегтярёв был впечатлен версальскими розариями и решил, что шахтерский, расположенный в довольно засушливой местности Донецк превзойдет Версаль по розам. Дегтярёву настолько понравился этот цветок, что он даже хотел сделать розу одним из элементов герба Донецка.

Этот замысел не увенчался успехом – роза на гербе не появилась. Герб был утвержден в 1968 г. в виде кисти правой руки, которая держит горный молоток. Но Версаль шахтеры по розам безусловно превзошли. В 70-80-е гг. ХХ века Донецк называли городом миллиона роз. В 1970-х годах ЮНЕСКО признало Донецк самым зелёным из всех промышленных городов в мире. К сожалению, в независимой Украине Донецк временно утратил статус города миллиона роз. Однако и сейчас в городе ежегодно высаживается огромное количество этих цветов. Этому не помешали даже трагические события 2014-2023 гг. когда город регулярно обстреливался тяжелой артиллерией киевских нацистов, пытающихся террором и перерезанием коммуникаций (в том числе воды) сломить волю жителей, высказавшихся в ходе Русской весны 2014 г. за образование Донецкой народной республики и вхождение в состав России. 30 сентября 2022 г. эти чаяния были осуществлены. Наверняка в ближайшие годы мы снова увидим Донецк цветущим в составе большой и дружной семьи русских регионов.

 

Д.А. Мальцев