Колыбель русского монашества в годину испытаний

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра по своей площади ненамного уступает городу-государству Ватикану. Это настоящий город Православия, несколько раз восстававший из пепла. Статья посвящена истории Киево-Печерской лавры.

«Повесть временных лет» сохранила для нас сведения о том, что обитель была создана в 1051-1052 годах афонским монахом святым Антонием Печерским в пещерах («печерах») Берестовского холма на правом берегу Днепра.  Вскоре киевский князь Изяслав Ярославич передал монастырю землю над пещерами, и там был построен так называемый Верхний монастырь. В период игуменства святого Феодосия Печерского возвели Успенский собор, число насельников достигло ста человек.  Тогда в обители был введен общежительный студийский устав, который в дальнейшем заимствовали другие русские монастыри.

Киево-Печерский монастырь стал крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства. С XII века настоятели обители стали получать сан архимандрита, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. В 1240 году Лавра была разграблена во время нападения монголо-татар на Киев, однако монастырская жизнь в ней постепенно восстановилась.

В XIII-XVI веках земли, где располагался монастырь оказались под контролем Великого княжества Литовского, в XVI-XVII веках — Речи Посполитой. После принятия в 1385 году Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католичества. Но несмотря на это, Печерский монастырь продолжал жить полнокровной жизнью. Об этом же свидетельствует, например, то, что юноша Арсений, родом из Твери, принявший монашество во второй половине XIV века «… возрадовался духом, обретя в Киево-Печерской обители иноков, которые добродетелями просияли, как звезды на небосводе, и, стараясь подражать им, в течение многих лет проходит через различные степени послушания».

В этот период Печерский монастырь пользовался большой славой. Русские князья часто приезжали в Лавру, а некоторые оставались в монастыре навсегда. Именно здесь в 1439 году принял монашество с именем Феодосий известный полководец, князь Феодор Острожский, который передал монастырю свое богатство.

Во времена чуждого владычества в Юго-Западной Руси Киево-Печерская лавра «была истинным фокусом, в котором слились лучшие и сильнейшие лучи русской народной веры, нравственности и образованности».

В 1470 году Успенский храм Лавры был восстановлен наместником, киевским князем Семеном Олельковичем, а десять лет спустя князь Юрий Гольшанский жалованной грамотой подтвердил права Киево-Печерской лавры на владение некоторыми землями.  Но вскоре последовали новые потрясения —  1 сентября 1482 года татарский хан Менгли-гирей разорил Киев и вместе с ним Киево-Печерскую лавру, которая после того вновь пришла в запустение.

В ХVІ веке, благодаря возникновению на юге России казачества, которое приняло под свою защиту и Киево-Печерскую лавру, последняя снова начала постепенно, хотя и медленно, поправляться и устраиваться. Материальное положение ее, благодаря обильным жертвам западнорусских ревнителей православия, выровнялось.  Но ничего нельзя было поделать с произволом   вмешательством в ее внутренние дела со стороны польских королей. Потому среди архимандритов Киево-Печерской лавры в XVI веке стали появляться иногда недостойные лица, производившие в обители разные беспорядки. Впрочем, управляли Лаврой и выдающиеся ревнители православия Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Петр Могила.

Все позднейшие монастыри прославились своею деятельностью преимущественно на одном каком-либо поприще: или учительном, или просветительном, или миссионерском, или церковно-политическом, а Киево-Печерская, была одинаково славна во всех этих отношениях. Она была тогда истинным средоточием христианско-просветительной деятельности среди русского народа, центром всей русской христианской образованности.

В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии —  монастыря, который подчиняется непосредственно патриарху. В конце XVI века в её владения входили два города (Радомысл и Васильков), до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром дали униатам достойный отпор.  Отважный архимандрит, происходивший из западнорусской знати, на Брестском церковном соборе выступал против иерархов Киевской митрополии, которые объединились с Римом. А когда слова оказались бессильны, перешел к решительным действиям.

Архимандрит вооружил монахов и монастырских крестьян, которые отразили две попытки униатов овладеть этим важнейшим центром русского православия в 1596 и 1598 годах. Благодаря его руководству, Киево-Печерская лавра сумела сохранить за собой и земельные владения, на которые посягали как униаты, так и польские магнаты.  За эти действия Никифор Тур был предан униатами анафеме…

В конце XVI — первой половине XVII веков в условиях экспансии униатства лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе.  В Лавре были написаны Жития святых, которые и сегодня являются любимой книгой христиан. Их написал монах Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры.

В 1631 году в обители открылось высшее духовное учебное заведение — Киево-Могилянская коллегия, которая действовала до 1817 года. Среди ее преподавателей и выпускников были знаменитые российские просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель.

В 1654 году Малороссия воссоединилась с Великороссией. Для Киево-Печерской обители начались времена восстановления и строительства. Именно тогда были построены мощные крепостные стены, дошедшие до наших дней. Колыбели русского монашества суждено было пережить смутные времена и возродиться снова, подобно птице Фениксу. Так несомненно будет и сегодня — в годину новых испытаний.

Елена Мачульская