Крещение Руси

Российский историк, писатель Сергей Эдуардович Цветков в своей статье рассказывает о том, как Русская земля приняла христианство.

Сегодня в нашей стране нет общественного института более древнего, чем Русская Церковь. Она — почти ровесница нашему государству, живой свидетель тысячелетней истории России. Наш сегодняшний рассказ о том, как Русская земля приняла христианство.

Произошло это в то время, когда на Руси правил князь Владимир. Владимир был храбрым и удачливым полководцем. Предводительствуемые им русские дружины не раз отличались на поле брани. Он предпринял несколько успешных военных походов: отвоевал захваченную Польшей Галицию (Червонную Русь), смирил отколовшихся во время княжеской междоусобицы вятичей и радимичей, победил волжских булгар, нанес смертельный удар Хазарскому каганату, чье могущество было сломлено еще во времена княжения Святослава. Восстановленное единство Руси обеспечило успех военным предприятиям Владимира.

«И единодержец был земли своей, покорив под себя окружные страны, одних миром, а непокорных мечом», — такими словами подводит итог дохристианского правления Владимира митрополит Иларион («Слово о законе и благодати», середина IX века). Государственное величие Русской земли, опиравшееся на материально-духовные возможности языческого общества, достигло своего предела. Дальнейшее развитие ее государственного суверенитета было невозможно без коренного преобразования религиозно-политических основ княжеской власти.

С годами Владимир все отчетливее сознавал историческую обреченность язычества. Уроки бабушки, княгини Ольги, не прошли даром. Наши древние писатели (Иаков Мних, митрополит Иларион) свидетельствуют, что князь Владимир принял решение креститься самостоятельно, под влиянием примера Киевской княгини. А преподобный Нестор («Чтение о житии Бориса и Глеба») добавляет, что князю Владимиру было некое «видение Божие», непосредственно побудившее его к обращению. Мы знаем также, что Владимир был особенно заворожен картиной Страшного суда — именно этим устрашающим зрелищем открывается его «Церковный устав».

Однако крещение главы государства в те времена было еще и важным политическим актом. Поэтому Владимир сделал все для того, чтобы его личный выбор возвысил Русскую землю и великокняжескую власть.

В 987 году в Византийской империи полыхала гражданская война. Удачливый полководец Варда Фока решил завладеть императорским престолом. Встав во главе большого войска, он осадил Константинополь, за стенами которого укрылся законный император Василий II. Не имея достаточных сил для того, чтобы подавить мятеж, Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Император просил поскорее прислать отряд русских воинов, которые славились как отменные бойцы.

Владимир не отказал в просьбе, но взамен потребовал отдать ему в жены сестру императора — принцессу Анну. В то время породниться с императорским домом Византии было большой честью для любого европейского государя. Делать было нечего, и Василий II дал свое согласие на брак, оговорив, впрочем, что Владимир перед свадьбой примет христианство.

Владимир, как и обещал, послал в Константинополь несколько тысяч своих воинов. С их помощью мятеж Варды Фоки был подавлен.

Однако византийские императоры вообще неохотно выдавали замуж своих сестер и дочерей за иностранных государей. В их глазах это был неравный брак, нежелательный мезальянс с варварами. Поэтому, когда Василий II покончил с мятежниками, он и не подумал выполнять свое обещание. Принцесса Анна осталась в Константинополе.

Разгневанный Владимир объявил Византии войну. Во главе большого войска он осадил Херсонес — важнейший византийский порт в Крыму. Однако Херсонес оказался крепким орешком. Все попытки русов взять город приступом закончились неудачно.

К счастью для Владимира, в Херсонесе нашелся один человек по имени Анастас, сочувствующий русскому князю. Анастас пустил со стены в сторону русского лагеря стрелу с запиской. В ней он указал, где находится городской водопровод. По его совету, Владимир перекрыл поступление воды в город. Херсониты изнемогли от жажды и сдались на милость победителя.

Известие о падении Херсонеса заставило Василия II пойти на мировую. Принцесса Анна была отправлена в Херсонес, где и обвенчалась с Владимиром, который перед свадебной церемонией принял христианство. Теперь можно было приступать к крещению всей Русской земли.

В 989 году Владимир вернулся из Херсонеса в Киев вместе со своей христианской супругой — принцессой Анной. Киевлянам было объявлено о желании князя видеть своих подданных христианами. Чтобы побудить колеблющихся принять новую веру, Владимир велел низвергнуть идолы языческих богов. Статую Перуна, например, с позором протащили по земле до берега Днепра и бросили в воду. Таким способом язычникам внушали мысль, что их боги ничтожны и не могут постоять за себя.

Пораженное этим зрелищем, киевское вече одобрило призыв князя всем миром поменять веру. На следующий день поутру на берегу Днепра собралось множество людей обоего пола и всех возрастов. Их разделили на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменяла купель. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой группе крестившихся христианские имена: одно мужское — общее для всех мужчин, другое женское — общее всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как после крещения в повседневном обиходе все равно использовались прежние мирские имена.

Вот так, стараниями Ольгиного внука состоялся единственный подлинный переворот в русской истории, благодаря которому наш национальный характер и наша культура со временем приобрели неповторимое своеобразие.

Сергей Эдуардович Цветков