«Кревская уния» между Польшей и Литвой

14 августа 1385 года в Кревском замке (современный агрогородок Крево в Гродненской области Белоруссии) между Великим княжеством Литовским и Польским королевством была заключена Кревская уния. Уния – это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего это понятие употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя. Кревская уния стала одним из ключевых моментов в истории этих двух государств и определила дальнейший путь развития значительной части восточноевропейских земель на сотни лет вперёд.

Император Сигизмунд выступает посредником между Ягайло и Тевтонским орденом, 1443 год

Одним из главных мотивов, побудивших правящие верхи Литвы заключить унию, было осознание необходимости объединить силы государств для отражения агрессии общего врага — Тевтонского и Ливонского орденов.

В условиях ослабления Литовского государства под влиянием внешнего давления со стороны тевтонского ордена и Золотой Орды Великий литовский князь Ягайло нуждался в союзниках. Поначалу он вступил в переговоры с Дмитрием Донским. В 1384 году Ягайло с Дмитрием Московским заключают два предварительных договора, предусматривавшие брак Ягайло с дочерью Дмитрия Донского. Но только при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако уния Москвы и Литвы не состоялась.

Получив новое и более выгодное предложение от польской короны, Ягайло согласился на брак с польской королевой Ядвигой. По условиям унии Ягайло становился королем Польши, однако одновременно сохранял за собой титул и права верховного князя Литвы и наследственного владельца («дедича») русских земель Великого княжества Литовского. Уния предусматривала переход Литвы в католичество. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской». Государственно-политический союз Польского королевства и Великого княжества Литовского сыграл важную роль в истории обоих государств, но имел неодинаковые последствия для них. Для Литвы Кревская уния стала началом глубокого социально-политического и культурного влияния на нее магнатско-шляхетской Польши, которой принадлежала главенствующая роль в образовавшемся государственном объединении. В конце XIX века русский историк Н. П. Дашкевич в своей монографии «Заметки по истории Литовско-Русского государства» писал, что Кревская уния открыла в истории великого княжества Литовского «период агонии около двух веков». Наш современник, историк С.В. Перевезенцев отмечает, что в Литве одержала верх тенденция, которая в наши дни называется «западным вектором»: «Это был момент исторического выбора — определение того, по какому пути развития двигаться государству дальше. В результате Кревской унии получился исторический парадокс: литовский князь лично обрёл корону и власть, зато его страна в перспективе утратила и политическую, и культурную независимость».

Литовский князь Ягайло и польская королева Ядвига

Исторические последствия польско-литовских уний для населения Западной Руси оказались чрезвычайно тяжёлыми. Большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. После заключения унии те, кто хотел сохранить православную веру, подверглись жесточайшим гонениям. Историк Н.М. Карамзин отмечал, что с момента своего крещения Ягайло «сделался гонителем греческой веры». Кревская уния расколола Русь на православную «Московскую» и католическую «Литовскую». Политический раздел усугублялся социальными и культурными переменами и внёс огромный вклад в постепенное разделение первоначально единой русской нации на три народа – великороссов на востоке, малороссов и белорусов на западе.  Она сыграла важную роль в истории Восточной Европы, создав предпосылки многих современных конфликтов в Восточноевропейском регионе.

В это же время влияние Орды на земли Северо-Восточной Руси начало уменьшаться, и местные княжества, особенно Московское, стали проводить все более независимую политику. Жители русских земель, находившихся под литовским господством, в том числе Брянска и Смоленска, утратив надежду на защиту православия, потянулись к Москве.