Навеки с русским народом?

300-летие воссоединения Украины с Россией в Советском Союзе отмечали с размахом. 22 мая 1954 года председатель президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов подписал указ о награждении Киева орденом Ленина «в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией и отмечая большое значение Киева в истории русского, украинского и белорусского народов».  24 мая по Крещатику прошла демонстрация, участники которой, одетые в национальные костюмы, несли юбилейные эмблемы, размахивали флагами республик и выкрикивали лозунги: «Навеки с Москвой! Навеки с русским народом!». Этот же год стал ключевым в прославлении гетмана Богдана Хмельницкого, а главным итогом торжеств стала передача Крымской области по личной инициативе Хрущева из состава РСФСР в состав УССР.

На уровне ЦК КПСС были утверждены «Тезисы к 300-летию воссоединения Украины с Россией», поясняющие историкам и деятелям искусства, как именно следует интерпретировать соглашения, принятые Переяславской радой в 1654 году.

Юбилейные фестивали, выставки, научные конференции и обмены делегациями продолжались в течение всего года. Художники изображали события 1654 года в живописи и графике. Киевская киностудия начала съемки исторического фильма «300 лет тому…», который вышел на экраны уже в 1956 году. Прозаик Натан Рыбак успел завершить к юбилею второй том большого романа «Переяславська рада». А поэт Мыкола Бажан сочинил поэму «Гонець» о храбром посланнике от Богдана Хмельницкого к московскому царю. Почту наводнили открытки и конверты с юбилейной эмблемой, портретами Богдана Хмельницкого, репродукциями картин с Переяславской радой.

Разумеется, знаменательную годовщину увековечили в столицах обеих республик. В Москве в честь юбилея Хрущев назвал «Украина» новую гостиницу, построенную на Дорогомиловской набережной. Между Дорогомиловской улицей и Кутузовским проспектом проложили Украинский бульвар. Дорогомиловскую набережную переименовали в Набережную Шевченко и установили там памятник Кобзарю. Одна из красивейших станций московского метро получила название «Киевская».

Центральным юбилейным объектом должна была стать грандиозная триумфальная арка, которую решили воздвигнуть в Киеве на автостраде, проложенной от моста Патона. Во всесоюзном конкурсе из 257 заявок выделили две: первую премию присудили киевской группе архитекторов и скульпторов под руководством Владимира Заболотного, вторую — московскому коллективу во главе с Юрием Арндтом. Работы были выдержаны в стиле сталинского неоклассицизма.

Торжественная закладка арки состоялась в мае 1954 года. Автострада пять лет спустя была переименована в бульвар Дружбы народов, однако к тому времени от прежнего замысла уже отказались — началась борьба с «архитектурными излишествами». Потому вместо арки решили установить обычный монумент. Место для него выбрали на площади Победы. Но и эта идея не получила воплощения. Только в 1982 году Арку Дружбы народов открыли в парке на берегу Днепра. Двое рабочих — украинец и русский — вместе держат ленту с Орденом Дружбы народов. На постаменте скульптуры размещена надпись из металлических букв на двух языках: «В ознаменование воссоединения Украины с Россией» и «На ознаменування возз’єднання України з Росією». Гранитная многофигурная композиция, посвящённая Переяславской раде авторства скульптора Александра Скобликова, запечатлела Богдана Хмельницкого и русского посла боярина Василия Бутурлина. Скульптурные группы связывает металлическая арка-радуга, которая, по замыслу авторов, символизирует единение двух народов.

В сыгравшем важную историческую роль Переяславле еще в 1961 году был возведен монумент «Навеки вместе с Россией». Памятник скульптора Василия Гнездилова представляет собой скульптуру из двух женских фигур в украинском и русском национальных костюмах, которые идут обнявшись. На постаменте памятника надпись: «Навеки вместе — навеки с русским народом».

В Москве тоже было решено возвести монумент в честь 300-летия воссоединения Украины и России. В 1954 году для выполнения этого плана была снесена часть зданий Бережковской слободы, примыкающей к Бородинскому мосту. Там разбили сквер и установили в нем Закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (1654—1954)».

Чтобы выбрать лучший проект, объявили архитектурный конкурс, в котором участвовали и студенты, и мэтры, в том числе один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре Константин Мельников. Конкурс выиграл студент третьего курса Московского художественного института имени Сурикова Эрнст Неизвестный с работой «Бандурист». Фотографии макета показали Никите Хрущеву, генсек остался им доволен, но дальше дело так и не двинулось. Вопрос о возведении памятника 300-летию воссоединения Украины с Россией периодически возвращался на повестку дня, особенно после развала Советского Союза, но памятник так и не был возведен. Камень и ныне можно увидеть в скверике недалеко от Киевского вокзала. Надпись на нем уже практически не видна.

Арку Дружбы народов в Киеве переименовали в Арку свободы украинского народа, скульптуры рабочих в апреле 2022 года демонтировали. Памятник в Переяславле снесли 7 июля прошлого года.

6 апреля 1954 года Президент Академии наук СССР академик Александр Несмеянов на юбилейной сессии Академии наук Украинской ССР в Киеве подчеркнул: «Воссоединение Украины с Россией в едином Российском государстве, провозглашенное 300 лет назад, было подготовлено всем ходом истории украинского и русского народов, близких по языку, территории и истори­ческим  судьбам». Академик Анна Панкратова посвятила свой доклад историческому значению воссоединения Украины с Россией:

«Исторический акт воссоединения Украины с Россией в едином Россий­ском государстве имел такое громадное прогрессивное значение в исто­рии украинского и русского народов именно потому, что отвечал их ко­ренным интересам и чаяниям и был подготовлен всем предшествующим развитием этих народов… По мере обособления отдельные части древнерусской народности при­обрели и свои наименования: северо-восточная Русь получила название Великой Руси, юго-западная — Малой Руси, или Украины, и западная — Белой Руси. Большая часть украинских и белорусских земель подпала под власть польских и литовских феодалов, которые в 1569 году по Люб­линской унии создали федеративное польско-литовское государство — Речь Посполитую — с общим королем и сеймом. Украинский народ стоял перед угрозой физического истребления или полного поглощения   иноземными   захватчиками. Единственным выходом для него было скорейшее воссоединение с Россией. Учитывая многократные просьбы представителей Украины и принимая во внимание ее тяжелое положение, Земский собор в Москве 1 (11) октября 1653 года дал согласие «а принятие Украины в состав России и на объявление войны против шляхетской Польши за освобож­дение Украины и Белоруссии. Для оформления акта воссоединения Украины с Россией 8 (18) янва­ря 1654 года в городе Переяславе была созвана Рада представителей украинского народа. На Раду прибыло большое русское посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада открылась в торжественной обста­новке. Она должна была решить только один вопрос: с кем идти. Хмель­ницкий напомнил представителям украинского народа, какие неисчисли­мые беды и страдания принесли Украине турки, татары и польские паны. Он заявил, что русский царь дал свое согласие принять украинский на­род в состав России. «Теперь, — добавил Хмельницкий, — мы не найдем лучшего пристанища». Рада бурно приветствовала и единодушно приня­ла предложение Хмельницкого о воссоединении Украины с Россией. Вы­ражая полное одобрение этому решению, присутствующие на Раде вы­сказали пожелание, чтобы’ украинский и русский народы «во веки все едины были». Так Переяславская рада утвердила единодушно волю украинского на­рода о воссоединении с Россией, об установлении нерушимого союза двух единокровных народов — русского и украинского.

Украинские буржуазные националисты фальсифицировали величай­шее историческое значение Переяславской рады. Они грубо извращали прогрессивное историческое значение воссоединения Украины с Россией, замалчивали вековые связи двух братских народов и клеветали на Бог­дана Хмельницкого, изображая его дело как измену или, по меньшей мере, как политическую ошибку.

Вот почему весьма важно восстановить историческую правду в отно­шении оценки как самого акта воссоединения Украины с Россией, так и его исторического значения для дальнейшего политического, экономиче­ского и культурного развития украинского и русского народов.

Актом воссоединения украинский народ закрепил исторически сложившуюся тесную и неразрывную связь с русским наро­дом, в лице которого он обрел великого союзника, верного друга и защитника в дальнейшей борьбе за свое социальное и национальное освобождение».

Сейчас в Киеве звучат совсем другие речи — ведь там в чести как раз националисты-фальсификаторы, выставляющие русский народ не верным другом и соратником во всем времена, а худшим врагом…

Елена Мачульская