Обряд венчания на царство: образ и смысл

В своей статье доктор философских наук, профессор Луганского государственного университета им. В.И. Даля В. Ю. Даренский рассказывает об обряде венчания на царство в России, его священной символике и раскрывает его смысл.

Обряд венчания на царство в России впервые был введён Иваном III, ставшим правопреемником византийских императоров через свою супругу византийскую царевну Софию Палеолог. 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха.

Дмитрий, однако, продолжал пользоваться традиционным титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III обряд венчания на царство не проходили. Вновь венчался на царство и с того времени всегда использовал титул царь только Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. Но уже в 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор – св. митрополит Макарий).

Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 г. по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха, совершив обряд миропомазания, придавший венчанию сакральный характер.

На протяжении XVI в. в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году. Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и самые именитые бояре. За церемонией следовал пир в Грановитой палате, специально для которого из Оружейной палаты выдавалась древняя серебряная посуда. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.

Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор. Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле.

3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского

Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 г. – держава, в 1665 – «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

Венчание на царство Феодора Иоанновича 31 мая 1584 года было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Все венчания на царство происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем – патриархами, в синодальный период – первенствующими архиереями. Дальнейшая сакрализация фигуры Царя как Помазанника Божия привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: причащались цари в алтаре, как и священнослужители, входя туда чрез царские врата (отсюда и их название).

Во время венчаний на царство в поздний период Российской империи архиерей вручал императору регалии – в правую руку скипетр, а в левую державу, и с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» произносил: «О Богом Венчанный, и Богом Дарованный, и Богом Преукрашенный, Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ даннаго Тебе от Вышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякаго желаемаго им благополучия». С середины XVIII века во время обряда обязательно выносился Державный щит Российской империи.

Позднее император, приняв от архиерея корону, возлагал её на себя, а архиерей говорил молитву «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь». После этого архиерей произносил: «Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими».

Одним из важных элементов венчания на царство являлся обряд осыпания золотыми монетами, пришедший на Русь с Востока и означавший пожелание богатства, счастья, долголетия. Для этого обряда предназначались обычные монеты русской чеканки, но чеканенные не на расплющенных кусочках серебряной проволоки, а выполненные из золота. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля.

Венчание на царство, как правило, совершалось над законным царским наследником, но бывали случаи избрания на царство – в тех, случаях, когда династия прерывалась. Избрание царя на Руси как правило производилось Земским собором после кончины предыдущего монарха и проводилось для утверждения кандидатуры наследника даже в случае, когда линия преемственности была очевидной. За 135 лет (с 1549 по 1684) на Руси было созвано около 60 соборов, из них менее десяти относились к типу «избирательных на царство». Они избирали царя, выносили окончательное решение, закреплённое соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство) – «постановление об утверждении в царском чине». Самым известным является Земский собор 1613 года, избравший Михаила Романова. Не все избрания царя на царство можно считать полноценными с точки зрения «легитимности» сделавшего это собора, поскольку в кризисных ситуациях решение принимали не выборные, съехавшиеся со всего государства, а только те, которые находились в Москве, «толпа», которая своим «выкликом» подтверждала принятое кулуарное решение – спорными являются, в основном, соборы Смутного времени – избрание Бориса Годунова, Василия Шуйского, королевича Владислава.

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий. Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону, меньшую по размеру, возлагал сам Государь, а не священнодействовавший архиерей, причём императрица становилась пред своим супругом на колени. При короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону. Обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II.

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века – шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка – «шапка Мономаха второго наряда». Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.

Каков смысл и священная символика венчания на царство? Она берет начало в Священном Писании. В Библии помазание елеем выступает как символ сообщения человеку высших даров и применялось при возведении на высшее ответственное служение – первосвященника, пророка и царя. Первый библейский пример такого помазания представляет история возведения Аарона в сан первосвященника (Исх. 28:41). Неоднократно в Ветхом Завете встречаются указания на помазание царей (например, Саула и Давида, пророком Самуилом), так что впоследствии самое выражение «помазание на царство» сделалось обычным при восшествии царя на престол. Пророки, как высшие служители правды, также помазывались на своё служение: например, Илия помазал своего преемника Елисея (3 Цар. 19:16).

В Византии и последующей православной традиции употреблялось помазание миром, в то время как в западном христианстве оно со временем было заменено на помазание освященным елеем, чаще всего так называемым «елеем оглашенных». Короли Франции (вплоть до Карла Х в 1824 году) помазывались особым миром, в которое добавлялось небольшое количества мира из «Святой Ампулы», принесенной, по легенде, голубкой с небес во время коронации Хлодвига в 496 году. В развитом византийском и русском чине венчания на царство миропомазание происходило после коронации, во время последующей литургии (перед причащением), в то время как в западных чинопоследованиях (включая сохранившийся со Средних веков чин коронования английских королей) оно предшествует коронации. В Православии обряд проводил патриарх (или первенствующий митрополит в синодальный период). При коронации русских царей и императоров во время помазания использовалась так называемая «августова крабица» – сосуд, по преданию, присланный в дар великому князя Владимиру Мономаху из Византии. Помазание на царство традиционно рассматривалось в Византии как ограничение прав императора нормой христианского закона, то есть император, приняв помазание от Церкви, церковное благословение, уже не мог иметь, предположим, несколько жен, не мог творить неправый суд, не мог предаваться незаконным увеселениям, ристалищам и т.д.

Полное описание церковного чина помазания на царство изложено в книге протоиерея Дмитрия Соколова «Чин миропомазания царей русских при венчании их на царство» (СПб., 1908). Он так определяет смысл этого вида церковного таинства Миропомазания: «Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле»

Коронация Императора Николая Второго 1896 г., Л. Туксен, 1898 г.

Центральным в совершении церковного таинства является следующий момент. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Патриарх. При этом облачении Патриарх произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Патриарх осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы «Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство».

После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной ему Патриархом, венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет значение Коронования: «Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос». Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку – державу (небольшой шар – символ подвластной области); Патриарх произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

После этого Патриарх говорит Царю о значении скипетра и державы: «Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия».

Священнодействие Венчания Царей на Царство имеет глубочайший исторический смысл. В нем идея государства выражается во всей ее полноте, жизненности и силе. Это священнодействие воплощает в себе три главнейших момента действенности верховной власти как единого живого личного начала, зиждущего историческую жизнь народов и благоденствие великих государств.

В этом священно-торжественном и общенародном акте выражается, во-первых, исторический союз Государя со своим государством, во-вторых, завет его с Церковью, т.е. душою и совестью своего народа, и наконец, в-третьих, союз Царя и народа с Царем царствующих, в руце Коего судьбы Царей и народов. Государь пред алтарем и народом торжественно провозглашает исповедание Православной веры. В этом акте Царь является не просто как властитель судеб своего народа, но и как представитель его совести и веры, как носитель его нравственного мира, блюститель прав Церкви, как проводник в своем Царстве тех Евангельских начал, на коих зиждется Царство Божие.

 

В.Ю. Даренский