Память о Богдане Хмельницков в монументальном искусстве

Инициатором создания памятника в Киеве, посвященного гетману Богдану Хмельницкому, был историк и профессор Николай Костомаров, предложивший свою идею в 1840-е годы.

Первый проект памятника был грандиозен: на гранитном постаменте, напоминающем очертаниями курган, восседал на гарцующем коне гетман. Под копытами коня – тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом – разорванные звенья цепей. Со скалы слетают тела польского пана-шляхтича и еврея-арендатора, сбитые скачущим конём. Под скалой – фигуры слепого кобзаря и его слушателей: белоруса, малоросса, великороса и червоноросса. Сюжет барельефа должен был изображать эпизоды битвы под Збаражем и въезд войска Хмельницкого в Киев. Однако этот замысел показался слишком резким по этическим и политическим соображениям. Генерал-губернатор Юго-Западного края Александр Дондуков-Корсаков высказал сомнения относительно целесообразности антипольского и антиеврейского памятника. Кроме того, собранная сумма пожертвований на его создание оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей). В связи с этим было решено сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана.  В результате утвержденный проект оказался значительно скромнее первоначального. Исчезли барельефы, попранное польское знамя, «антисемитский» мотив, кобзарь со слушателями.

Известный русский скульптор М.О. Микешин выполнил рисунок, по которому была вылеплена модель, представленная в 1869 году на высочайшее утверждение императору Александру II. В 1879 на петербургском литейно-механическом заводе Берда отлили бронзовую статую, на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов старой корабельной меди. Город выделил 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Ими было обложено кирпичное основание памятника. Некоторые специалисты указывают на непропорциональность памятника, из-за того, что высота постамента не соответствовала размерам коня и всадника.

Памятник, открытый в Киеве в 1888 году 23 июля (11 июля по старому стилю) на Софийской площади (именно на здесь 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами) в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, стал одним из символов города. Композиция памятника отличается динамизмом. Мы видим момент резкой остановки всадником взмыленного коня: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток Памятник отличается большим количеством проработанных мелких деталей. На головном уборе Хмельницкого можно заметить перо. Тщательно прорисованы черты лица и усы, выполнены элементы одежды, оружие, конь. При лепке лица гетмана авторы памятника руководствовались его изображениями в иконографии — например, на иконе Покрова Пресвятой Богородицы XVII века.

Изначально на постаменте были три плиты с надписями: «1648–1654», «Богдану Хмельницкому — единая неделимая Россия» и «Волим под царя восточного православного». В начале 1920-х годов их заменили табличкой «Богдан Хмельницкий. 1888», сохранившейся до наших дней.

Еще один памятник Богдану Хмельницкому находится в Белгороде. Первоначально он был установлен в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией 23 мая 1954 года, в центре города. Однако в 1960-х годах его демонтировали. Планы открытия современного памятника Богдану Хмельницкому озвучили в Белгороде на духовно-культурной встрече, посвящённой 360-летию решения об объединении Украины с Россией. В 2014 году к празднованию Дня города, на перекрестке Свято-Троицкого бульвара и главного городского проспекта Богдана Хмельницкого, (который с 1954-го года носит его имя), был установлен бюст Богдана Хмельницкого. Скульптура была создана под руководством Александра Лохтачева в Златоусте и отлита в бронзе в Минске.

Богдан Хмельницкий остаётся в народной памяти как человек, больше, чем кто-либо другой, способствовавший свержению польского ига на Украине и воссоединению её с Россией.