Вклад малороссов в развитие русской культуры в XVII-XVIII вв.

Предлагаем статью доктора философских наук В.Ю. Даренского о том, какое влияние оказало западнорусское просвещение на просвещение в России в целом. Каковым было присутствие малороссов, воспитанников Киево-Могилянской Академии, в Русской церкви в XVIII веке? Как относились московские люди к малороссам в последней четверти XVII века и что говорил об этом Симеон Полоцкий? Кого называли «Ломоносов русской живописи»? Какие выдающиеся деятели культуры, происходившие родом из Малороссии, составили славу русского изобразительного искусства и музыки?

Западнорусское просвещение, явившееся плодом яркой деятельности православных братств в XVI-XVII веках, имело самое непосредственное и мощное влияние на просвещение в России. В 1615 году в Киеве по образцу школы Львовского братства была создана своя такая же, а в 1631 году школа киевского братства была преобразована митрополитом Петром Могилой в Киево-Могилянскую коллегию, из которой выходили учёные на всю Русь. Её выпускник Симеон Полоцкий был воспитателем детей московского царя Алексея Михайловича от его первой жены. Академия в начале XVIII века поставила московскому духовенству таких известных иерархов, как Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Иннокентий Кульчинский и другие. Одно время в ней учился и М.В. Ломоносов. Киево-Могилянская академия, до основания в Москве Славяно-Греко-Латинской академии (Заиконоспасских школ) в 1679 году, была единственным в России высшим учебным заведением. Киевская академия служила кадрами для постоянно открывающихся в России новых духовных семинарий. Показательно, что и в Церковном Расколе кадры из Малой Руси сыграли важную роль, так как новогреческий обряд, на который переписывались богослужебные книги, был им лучше знаком, чем старомосковский. Духовные кадры из Киева – Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский – сыграли видную роль в реформе Никона.

Именно киевские учёные создали первые учебники по многим отраслям науки, которые долгое время служили единственными учебными пособиями в школах как Западной, так и Московской Руси. Как известно, первая «эллино-славянская» грамматика была издана в 1591 году во Львове учениками Ставропигийского братского училища. В 1595 году Зизаний Тустановский издал свою первую славянскую грамматику и краткий славянский лексикон. «Грамматику» Мелетия Смотрицкого (1648) Михаил Васильевич Ломоносов называл «вратами своей учёности».

Особо выдающуюся роль сыграл Памва(о) Берында (светское имя – Павел). В Киеве он впервые издал почти полный корпус печатных богослужебных книг Православной Церкви на церковно-славянском языке, проведя предварительную текстологическую работу и сверил разные переводы с греческих оригиналов. Это были: «Служебник» (1604), «Требник» (1606), «Иоанна Златоустого книга о священстве» (Львов, 1614), «Анфологион» (Киев, 1619), «Номоканон» (Киев, 1620), «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла» (Киев, 1623), «Беседы Иоанна Златоуста на Деяния апостолов» (Киев, 1624), «Толкование на “Апокалипсис” Андрея Кессарийского» (Киев, 1625), «Триодь постная» (Киев, 1627), «Поучения аввы Дорофея» (Киев, 1628), «Любомудрейшаго кир Агапита главизны поучителны» (Киев, 1628), «Триодь цветная» (Киев, 1631) и др.  В 1620 году иерусалимский патриарх Феофан III удостоил Памву Берынду почетного звания протосинкелла (своего «ближайшего помощника»). Наиболее значимый светский научный труд Памвы Берынды – «Лексикон славеноросский», изданный в типографии Киево-Печерской Лавры в 1627 году.

Киево-Могилянская коллегия в 1707 году была преобразована Петром Первым в Академию, а её виднейших учёных и учеников он вызвал к себе в Москву или дал им влиятельные места в государстве. Скоро киевские учёные стали преобладающим элементом во всех сферах России. Так, Стефан Яворский был назначен местоблюстителем патриаршего престола; Гавриил Бужинский становится во главе русского книгопечатания, а также зарождающегося в Северной Руси школьного образования и получает титул «протектора школ и типографий»; Феофилакт Лопатинский был избран в ректоры московской академии, а в 1723 году стал тверским епископом; Дмитрий Туптало возведён в сан митрополита ростовского и ярославского, а вскоре после своей блаженной кончины был канонизирован под именем св. Димитрия Ростовского (по освященной в честь его имени церкви вскоре получил своё имя город Ростов-на-Дону).

Наконец наверху всех светских и духовных почестей явился один из знаменитейших сподвижников петровых, – Феофан Прокопович, архиепископ новгородский. Он родился в 1681 году в Киеве. Он был учеником Киево-могилянской коллегии, но ради дальнейшего образования принял униатство, чтобы учиться в польских школах и в Риме (после вернулся в православную веру). В 1702 году постригся в монахи и стал преподавателем киевской коллегии. Тут он составил курс пиитики и написал трагикомедию «Владимир». В 1706 году Пётр во время своей поездки в Киев обратил внимание на Феофана и в 1716 году пригласил его в Санкт-Петербург. Тут Феофан занял, можно сказать, первое место после царя и составил знаменитый «Духовный регламент», сделавшийся основой реформ в церковной области. Он написал много книг богословского и исторического содержания. Он знал латинский, греческий и еврейский языки, имел широкие познания в истории, богословии и философии. По его совету Пётр основал в Санкт-Петербурге Академию Наук.

Малороссы, по традиции называвшиеся на Москве «черкасами», часто даже воспринимались в народе иностранцами, хотя были подданными одного царя и исповедовали одну веру. Так, в царском указе 1682 года людям боярским запрещалось под страхом кар оскорблять черкасов, причём черкасы перечислены наряду с «иноземцами и немцами». Ещё в 1669 году белорус Симеон Полоцкий признавал, что малороссы стремятся в Москву как пчёлы на благовоние, но очень раздражают московских людей своим неискренним и своекорыстным поведением. Это относилось, очевидно, в первую очередь к «ловцам счастья и чинов», но во многом отражало и восприятие малороссов великороссами на уровне массового сознания. Во всяком случае, в поговорках великороссов малороссы обычно предстают хитрыми и «себе на уме», но вместе с тем и не большого ума: «Хохол глупее вороны, а хитрее черта»; «Хохол не соврет, да и правды не скажет»; «Он хохол» (т.е. хитер и упрям). (Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 2-х т. Т. l. М.: Худож. лит., 1989. С. 302).

Большим было присутствие малороссов, в основном, воспитанников Киево-Могилянской Академии, в Русской церкви – средоточии того времени. Например, в 1722 году Синод включал пять малороссов и четверых великороссов, в 1725 году – пять киевлян и только двоих великороссов. Дошло до того, что императрица Елизавета Петровна, любившая малороссов (а за одного из них – бывшего певчего Алексея Разумовского – даже вышла замуж и восстановила ради него гетманство), была вынуждена в 1754 году издать указ, согласно которому Синод должен был представлять на должности архиереев «не одних малороссиян». Всего за 1700-1762 годы из 127 архиереев на русских кафедрах было 70 малороссов и белорусов.

Выходцы из Малороссии в XVIII веке заложили основы великой русской светской живописи. Первый из них по времени, Антон Павлович Лосенко родился 10 августа 1737 года в городе Глухове в семье казака. Зачисленный в 1758 году воспитанником в Академию художеств, Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида», созданную на стыке барокко и классицизма. В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где написал картину на звание академика исторической живописи. на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770).

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором Академии Художеств (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А.П. Сумарокова, актеров Я.Д. Шумского и Ф.Г. Волкова. Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. Однако ранняя болезнь и смерть не дали вполне раскрыться его таланту. Скульптор Э. М. Фальконе писал Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят, несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…» Императрица обещала перевести Лосенко из Академии в Эрмитаж, но художник не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу. А.П. Лосенко скончался в 1773 году и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Он прожил недолгую жизнь (всего 35 лет), но уже при жизни был оценён как один из лучших европейских художников. «Ломоносов русской живописи» – так называли Антона Павловича Лосенко его почитатели.

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 году в Киеве. Азам живописи мальчика учил отец, а также художник Алексей Антропов. Полученные умения в паре с тягой к живописи помогли молодому человеку поступить в Императорскую Академию художеств, когда ему было уже 23 года. Уже в конце 1960-х о возмужалом Левицком заговорили. Он оказался талантливым портретистом и в 1770 году получил звание академика за то, что виртуозно изобразил ректора своего образовательного заведения. Позже Левицкому доверили руководство портретным классом академии, а также избрали и в Совет академии. 1770-е годы принесли живописцу не только звание, но и важные заказы. Он писал парадные портреты императрицы Екатерины II, состоятельных людей, известных деятелей науки и культуры. Мастер создал знаменитую серию смолянок. Помимо этого, Левицкий писал иконы, работал над панно для триумфальных ворот и над другими государственными заказами. Среди показательных работ художника можно назвать портрет Екатерины II, портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской и другие.

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи – так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин – Смольного института благородных девиц. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами – аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе – резиденции императрицы. Левицкий воспитал целую плеяду художников, среди которых был и известный портретист В.Л. Боровиковский. Левицкий ушел из жизни в 1822 году в возрасте 87 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге.

Левицкий был выдающимся художником мирового уровня эпохи классицизма. В настоящее время много его работ находится в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Можно отметить две крупные продажи, которые состоялись не так давно. В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким около 1796 года. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов.

Владимир Лукич Боровик родился в 1757 году в семье казака в Миргороде. Следуя семейным традициям, юноша служил в местном казачьем полку, пока не получил чин поручика. Увлечение живописью тоже было навеяно родственниками, которые возвращались со службы и расписывали иконы. Азы иконописи мальчик постиг именно у них. В 1770-х годах работы Боровика заметил общественный деятель В. Капнист и пригласил его расписать дом, который должна была посетить императрица Екатерина II. Великой правительнице приглянулись интересные картины художника, так что она поручила ему переехать в Санкт-Петербург.

Художник В.Л. Боровиковский

Перебравшись в Северную столицу, Владимир сменил фамилию на Боровиковский и всерьез занялся своим образованием. Поскольку он уже не проходил по возрасту в Академию художеств, то учился у мастера парадного портрета Д. Левицкого и миниатюриста И. Лампи. Последний оставил ему свою мастерскую, когда уезжал из России. Вскоре Боровиковский покорил город своими великолепными портретами и портретными миниатюрами. В 1790-х годах он уже числился в кругу первых русских портретистов. Ему позировали известные особы, такие как Екатерина II, М. Лопухина, Г. Державин, а за портрет цесаревича Константина Павловича его отметили почетным званием академика живописи. Порой он рисовал целые семейства или царских придворных, если их внешность казалась ему примечательной. В 1803 году Боровиковского назначили советником Академии художества, а с 1804 года он много лет проработал над образами для местного Казанского собора и Покровской церкви села Романовка. Параллельно с этим художник занимался преподаванием в собственной школе и состоял в мистических сообществах. Скончался Владимир Лукич в Санкт-Петербурге в возрасте 67 лет. Его прах захоронили в Александро-Невской лавре.

В жанре камерного портрета Боровиковский соединил модный в те годы сентиментализм и принципы классической живописи. Так родились его женские образы, полные чувственности, добродетели и мечтательности. Каждую даму он обязательно изображал грациозной, элегантной, окруженной соответствующей замыслу обстановкой. Загадочной предстает перед нами Мария Лопухина, окруженная органичным пейзажем, величественной выглядит Екатерина II в роскошном царском одеянии, одухотворенной предстает княжна Мария Павловна. Боровиковскому нравилось подчеркивать в первую очередь духовную красоту человека. Особое его внимание привлекали благородные и сильные духом мужчины, достойные своих званий. Особенно ярок портрет Г.Р. Державина 1795 года. Портрет Ардалиона Петровича Новосильцева был выставлен на Sotheby’s в 2015 году и продан за 869 тыс. фунтов (1,3 млн долларов). Настоящим событием стало появление на торгах Christie’s сразу пяти шедевров Боровиковского из коллекции И. Оболенского. Но самая большая битва развернулась за портрет графини Л.И. Кушелевой – дочери графа Безбородко, также выдающегося малоросса. Эта картина Боровиковского была продана за почти 3 млн фунтов (5 млн долларов).

Роль выдающихся представителей Малороссии в развитии русской музыки в XVIII веке была не меньшей, чем их роль в развитии русского изобразительного искусства в тот же период. Предпосылкой этого было большое развитие традиции церковного пения в городах и селах Малороссии. Петь на клиросе в церкви считалось очень хорошей школой для детей в деле воспитания благонравия. Это было использовано правительством в самых лучших целях. В 1741 году, благодаря проводимой в Придворной певческой капелле образовательной реформе, в малороссийском городе Глухове, по распоряжению императрицы Анны Иоанновны, была учреждена специальная певческая школа. Сюда собирались дети со всей Малороссии, из духовной, казачьей, и мещанской среды, для регулярного пополнения капеллы.

В результате из этой певческой школы вышло много талантливых воспитанников, которые затем отправлялись в Петербург. Впоследствии из них вышли выдающиеся композиторы. Назовем главных из них.

Композитор М.С. Березовский, основоположник жанра духовный концерт

Максим Созонтович Березовский (1745-1777) – выдающийся русский композитор, создавший великолепные образцы хорового концерта. Родился он на Украине, в раннем возрасте обучался в Глуховской школе пения и в музыкальных классах Киевской духовной академии, откуда был взят в Придворную певческую капеллу. По достижении 17 лет отправляется в Италию, для обучения композиторскому мастерству. После окончания курса композиции у Дж. Мартини в Болонской академии музыки, в 1771 году молодой русский композитор получает почётный диплом и звание академика музыки. В 1772 году в Ливорно с огромным успехом проходит премьера новой оперы Березовского – «Демофонт». В 1774 году композитор возвращается в Россию, где работает в Придворной певческой капелле. Однако по различным причинам, ему не удаётся достичь того положения в обществе, на которое он рассчитывал по приезду из Италии. Кроме того, композитор болел депрессией, которая привела его к самоубийству.

Творческое наследие композитора очень высоко ценилось, и долгое время занимало прочное положение в церковно-певческом репертуаре. Среди 12 его хоровых концертов особо выделяется концерт «Не отвержи мене во время старости». Концерт написан на текст 32 псалма Давида (1,2,4,5,9 стихи). По утвердившейся традиции, этот концерт исполняется в церквях со второй по четвёртую недели Великого поста. Большинство музыкальных произведений композитора так и не было издано. Исключение составили лишь две композиции: «Верую», которая исполняется в православных храмах до настоящего времени, и концерт «Не отвержи мене во старости». Кроме них известны концерты, которые остались в рукописном виде: «Милость и суд воспою тебе, Господи», «Слава в вышних Богу», «Литургия». Написанные композиции М. Березовский посылал из Италии в Петербург, в придворную певческую капеллу. Большинство их стало известно в рукописях, которые расходились по России практически моментально. Концерт «Да воскреснет Бог» является подлинной жемчужиной русского хорового искусства. Концерт написан для торжеств екатерининского двора, он ярок и монументален. Празднично-панегирический текст псалма включает и нравственно – назидательный момент («Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…»).

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) родился в самом городе Глухове. Первоначальное музыкальное образование получил в Глуховской школе пения, и как многие талантливые ученики в 1759 году, был отправлен в Петербург, в Придворную певческую капеллу. Здесь он занимается композицией под руководством Б. Галуппи. В 1769 году, Бортнянский едет в Италию для совершенствования композиторской техники.

За десять лет пребывания за границей (1769-1779), композитор добивается широкой известности. На сцене двух крупных театров в Венеции и в Модене ставятся его оперы, и вероятнее всего, именно успех опер композитора становится причиной его вызова в Россию. Итальянский период в творчестве Дмитрия Бортнянского был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты – «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа – в блестящих мелодиях арий или в инструментальных частях у него то и дело прослушивается напевная лирика малороссийских песен и церковных гласов.

Композитор Д.С. Бортнянский, создатель русского хорового концерта и большого числа духовных произведений.

Вернувшись в Россию году, композитор был зачислен в штат дворцовых музыкантов наследника престола, великого князя Павла Петровича. В обязанности Бортнянского входило обслуживание празднеств, светских развлечений и семейного досуга князя. Композитор пишет оперы и музыку к комедиям, песни и романсы, а также камерно-инструментальные сочинения. Одновременно он работает в Придворной капелле в качестве капельмейстера, создавая много хоровых сочинений.

В 1796 году Бортнянский назначается директором капеллы, и занимает этот пост до конца жизни. За время его директорства, хор придворной певческой капеллы достигает высочайшего уровня исполнения, и становится одним из лучших хоровых коллективов мира. По свидетельству современников, даже знаменитый хор Сикстинской капеллы, который в то время добился выдающихся исполнительских результатов, не мог сравниться с известным русским хором. «Коль славен наш Господь в Сионе» – гимн, написанный весной 1794 года Бортнянским на стихи Михаила Хераскова. «Коль славен наш Господь в Сионе» широко использовался как неофициальный государственный гимн Российской империи с конца XVIII века до момента утверждения композиции «Боже, Царя храни!» в 1830-х годах; в изданиях XIX века сопровождался отметкой «национальный русский гимн». С 1856 года по октябрь 1917 года часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали мелодию «Коль славен» наряду с «Преображенским маршем». Гимн использовался также на территориях, занятых белыми во время Гражданской войны 1918−1923 годов и в эмиграции. Текст гимна насыщен христианской символикой и основан на 47 псалме, а трёхдольный размер гимна близок к церковному знаменному распеву.

Артемий Лукьянович Ведельский (1767-1808), взявший творческий псевдоним «Ведель» на европейский лад, также, как и Д. Бортнянский и М. Березовский, является мастером хорового концерта. Однако в отличие от музыки своих современников, его стиль пронизан элементами малороссийской песенности. В биографии композитора очень много неясного и загадочного. Он родился в Киеве, до 1787 года учился в Киевской духовной академии, где был солистом хора (тенором) и регентом. В 1787 – 1790 годах руководил хором московского генерал-губернатора П. Д. Еропкина. Вернувшись на Украину, некоторое время служил в Киеве у генерала Левандинова, руководил хорами в Киеве и Харькове. Далее начинается цепь таинственных событий: отставка, императорский указ о запрете на исполнение произведений Веделя, арест, и заключение в Киевский Кирилловский инвалидный дом (закрытая больница для умалишенных), где композитор и умер. Приказ о запрете исполнения произведений, был равносилен приказу об их уничтожении. Но благодаря исследованиям музыковедов, и в особенности Н. А. Герасимовой-Персидской, нам известны 15 хоровых концертов и «Херувимская».

Опираясь на традиции знаменного распева и партесного пения, композиторы-малороссы создали свой индивидуальный хоровой стиль. Их сочинения отличаются торжественностью. Хоровое творчество Березовского и Бортнянского вышло за рамки «служебной» культовой музыки и стало важным шагом на пути развития русской хоровой классики.

Даже столь краткий обзор показывает выдающуюся роль малороссов в русской культуре и просвещении XVII-XVIII веков.

 

Виталий Даренский