Владимир Мономах

Великий князь Владимир Мономах, названный в крещении Василием, занимал киевский стол с 1113-го по 1125 год. Это был один из самых замечательных правителей древней Руси, оставивший по себе громкую славу и добрую память. Достаточно сказать, что московские государи XVI—XVII веков венчались на царство венцом, который назывался шапкой Мономаха.

По происхождению Владимир Мономах был наполовину грек. Он родился в 1053 году от брака князя Всеволода Ярославича с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора Константина Мономаха. Отсюда происходит и греческая фамилия Владимира.

В свою бытность киевским князем Владимир сделал большое государственное дело. Ему удалось на время приостановить начавшийся распад Руси, сосредоточив под своей властью две трети русских земель. Чувствуя свою силу, Владимир также активно вмешивался в дела близкой ему Византии. Позже на Руси появилось сказание, что византийский император пожаловал ему царский титул и прислал знаки царского достоинства, — в том числе и знаменитый венец.

В конце XI — начале XII века главными внешними врагами Русской земли были кочевники-половцы. Несколько десятилетий подряд русские князья с переменным успехом отражали их набеги. Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах

Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет. Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались. Ведь весна на Руси — это время пахоты. Как же отрывать земледельцев и их коней от полевых работ? На это Владимир, согласно летописи, сказал: «Удивляюсь я тому, что вы жалеете пахарей и их лошадей, а того не сообразите, что приедет половец, ударит мужика стрелою, лошадь его возьмет и семью угонит в полон!» Аргумент подействовал, и князья дали свое согласие на общерусский поход в степь.

Владимир не зря торопил князей. Весна была тем временем года, когда отощавшие за зиму половецкие кони только-только начинали набираться сил на весенних пастбищах. Владимир тонко учел это обстоятельство и не ошибся в расчете. Поход увенчался полным успехом. Половцы были дважды разбиты наголову, а русские дружины возвратились домой с великой славой и большой добычей.

По свидетельству самого Владимира Мономаха, за свою жизнь он 19 раз воевал с половцами. Во время этих походов русские захватили в плен больше 100 половецких ханов и две сотни более мелких князьков. Имя Владимира Мономаха сделалось настолько грозным для степняков, что бывало они обращались в бегство при одной только вести о приближении дружин победоносного русского князя.

Владимир Мономах знаменит не только своими государственным и полководческими талантами. Кроме того, у него был и несомненный литературный дар. Владимир Мономах единственный из древнерусских князей оставил нам нечто вроде своей краткой автобиографии. Она носит название «Поучение Владимира Мономаха своим детям».

Главное, что поражает в личности Владимира Мономаха — это его неистощимая энергия. Вся его жизнь с 1068 по 1125 год представляет собой непрерывную череду походов и разъездов. Владимир припоминает 83 только больших путешествия, а «остальных не упомню», признается он. Будучи черниговским князем, он около ста раз ездил к своему отцу в Киев, покрывая все расстояние, — а это примерно 85 верст, — верхом за один день. Поэтому его главный совет детям звучит так: не ленитесь, не позволяйте солнцу застать себя в постели.

Основным княжеским развлечением в мирное время была охота. Причем занятие это тогда было не менее опасным, чем война. Послушаем самого Мономаха: «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал, медведь мне колено укусил, лютый волк вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, руки и ноги повреждал. Но Бог сохранил меня невредимым».

Такова была повседневная жизнь человека, которого летописцы с гордостью называли «чудным князем» и «добрым страдальцем за Русскую землю».

Фигуры выдающихся исторических деятелей выглядят вдвойне привлекательными, если их политические деяния сопровождаются общим культурным подъемом страны. Подобное сочетание мы наблюдаем на Руси в первой четверти XII века, в правление Владимира Мономаха. Это было время блестящего взлета древнерусской культуры, памятники которой с той поры сделались неотъемлемой частью мирового культурного достояния.

Победа русских над половцами в битве при р. Сальнице

Особенно замечательна тяга русских людей того времени к образованию. Это стремление отлично иллюстрирует одна археологическая находка — деревянная прялка, на которой какая-то учившаяся грамоте девушка нацарапала древнерусский алфавит. В 1086 году сестра Владимира Мономаха уже основала в Киеве специальную школу для девушек — кстати говоря, первое женское учебное заведение в Европе. А Киево-Печерский монастырь превратился в высшее учебное заведение, ничем не уступавшее тогдашним западноевропейским университетам.

Поэтому совсем не случайно было появление на Руси в первой четверти XII века целого ряда замечательных литературных произведений. Венцом древнерусской литературы того времени стала монументальная «Повесть временных лет». Ни один народ мира не имеет исторического труда, в котором бы на протяжении столетий, год за годом летописцы фиксировали историю своей страны. При этом поразителен историко-географический кругозор составителей нашей древней летописи. Если, скажем, западноевропейские хронисты вообще редко заглядывали за пределы своей округи, то «Повесть временных лет» живо интересуется всем происходящим на огромном пространстве от Британии до Китая. Позже Достоевский назовет это качество «всечеловечностью» русского национального духа.

Автор С.Э. Цветков