170 лет со дня рождения Л.А. Тихомирова

31 января 1852 года  родился Л.А. Тихомиров — великий русский монархический и религиозный мыслитель, философ, писатель, бывший идеолог террористической организации «Народная воля», впоследствии раскаявшийся в своих убеждениях.

Всякого, кто соприкасается с сочинениями и историей жизни Л. А. Тихомирова, поражает масштаб его личности, необычайность его судьбы.

Родившийся в 1852 году в военном укреплении Геленджик на Кавказе, в семье военного врача, Лев Тихомиров окончил Керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью и в 1870 году поступил в Императорский Московский университет (сперва на медицинский, а затем на юридический факультет). Однако, попав в круг революционеров-народовольцев, вместо учёбы юноша посвятил себя революции. В 1873 году его арестовали по делу о «193-х», более четырех лет он провел в Петропавловской крепости. В 1878 году Тихомиров перешел на нелегальное положение, чтобы продолжить революционную деятельность. В это время он был уже членом организации «Земля и воля», стремящейся к совершению государственного переворота с целью созыва Учредительного Собрания или утверждения революционной диктатуры (в зависимости от складывающихся обстоятельств).

Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Л. А. Тихомиров на знаменитом Липецком съезде 20 июля 1879 года поддержал решение о цареубийстве. Несмотря на это, надо отметить, что Тихомиров всегда негативно относился к террору: «Я мечтал то о баррикадах, то о заговорах, но никогда не был террористом». Позднее он указал на логическую абсурдность самой идеологии террора: «Мысль запугать какое-нибудь правительство, не имея силы его низвергнуть, совершенно химерична… что касается страха смерти, то личной безопасности нет и на войне, а много ли генералов сдавались… из-за этого?».

Являясь членом Исполнительного комитета, он занимался редактированием партийной газеты «Народная воля», играл главную роль при составлении программы этой организации, курировал другие издания, а также редактировал большую часть прокламаций Исполнительного комитета. Он превратился в главного идеолога и пропагандиста подпольной группировки. «Наш признанный идейный представитель, теоретик и лучший писатель», — говорила о нём Вера Фигнер. В 1880 году он вышел из членов Исполнительного комитета, поэтому и не участвовал в подаче голоса при принятии решения об убийстве Императора Александра Второго, последовавшего 1 марта 1881 года.

В 1882 году, желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу — сначала в Швейцарию, а затем во Францию. Здесь весной 1883 года он вместе с Лавровым начинает издавать Вестник «Народной воли». Оказавшись в республиканской «передовой» Франции и насмотревшись на парламентские скандалы, ознакомившись с деятельностью партийных политиканов, Л. А. Тихомиров начинает пересматривать свои политические взгляды. «Отныне, — пишет он в 1886 году, — нужно ждать всего лишь от России, русского народа, почти ничего не ожидая от революционеров… Сообразно с этим, я начал пересматривать и свою жизнь. Я должен ее устроить так, чтобы иметь возможность служить России так, как мне подсказывает мое чутье, независимо ни от каких партий».

Сравнивая разрываемую партийными распрями слабую Францию (постоянно «обижаемую» Германской империей) с сильной, стабильной Российской империей, управляемой твердой рукой Императора Александра III, Тихомиров делает выводы не в пользу первой и не в пользу демократического принципа власти.

Параллельно с политическими переменами в самосознании Л. А. Тихомирова происходили и религиозные изменения. Теплохладное отношение к вере сменилось горячим желанием возродить в себе православного человека, что укрепляло в нем сознательное решение порвать с революцией. Однажды он открыл Евангелие на строках: «И избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона». Снова и снова открывал Евангелие Лев Александрович, и каждый раз перед ним возникали все те же евангельские строки. У Тихомирова постепенно созревала мысль о том, что Бог указывает ему путь — обратиться к Царю с просьбой о помиловании.

1888-й — переломный для него год. Недавний революционер пишет и издает брошюру «Почему я перестал быть революционером», которой разрывает отношения с миром революции и говорит о своем новом мировоззрении. Его целью становится возвращение на Родину. 12 сентября 1888 года Л. А. Тихомиров подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что и было ему даровано Высочайшим повелением от 10 ноября 1888 года.

Получив прощение, Л. А. Тихомиров 20 января 1889 года прибыл в Санкт-Петербург. Он идет в Петропавловский собор — поклониться праху Императора Александра II, против власти которого он так ожесточенно боролся, будучи революционером. Так произошло еще одно преображение «из Савла в Павла». Лидер революционеров становится ревностным приверженцем самодержавия и крупнейшим идеологом монархического движения.

Переход Л. А. Тихомирова на сторону русского самодержавия стал сильным идеологическим ударом для революционной партии. Этот акт воспринимался революционерами как совершенно невероятное событие, оно казалось столь же неправдоподобным, как если бы состоялся переход Александра III в ряды революционеров. Резонанс был велик, и не только в российской среде, но и в международных революционных кругах.

С июля 1890 года Л. А. Тихомиров жил в Москве. Он — штатный сотрудник ведущих консервативных изданий России — «Московских ведомостей», недавно лишившихся своего великого основателя Михаила Каткова, и «Русского обозрения». Публицистические выступления Л. А. Тихомирова этого времени носят характер критический: он критикует революцию и демократический принцип власти. В эпоху, когда один за другим сошли в могилу столпы русского консерватизма — Николай Данилевский, Михаил Катков, Иван Аксаков, Константин Леонтьев (успевший «благословить» Тихомирова перед смертью), — недавний революционер оказывается настоящей находкой для консервативной печати.

Тихомиров последовательно полемизировал как против анархизма и социализма, при которых общество становится заложником игры стихийных сил, прежде всего экономики, так и против либерализма, который через систему парламентского представительства превращался в олигархию, бесконечно далёкую от подлинных чувств и нужд народа.

Государство для Тихомирова — это тот способ, при помощи которого человек и общество могут сами управлять своей жизнью. А в этом и состоит подлинный идеал свободы — не быть заложником стихий и внешних сил, быть способным к совместному с другими людьми осуществлению положительной деятельности. Тихомиров — один из крупнейших в мировой мысли философов позитивной свободы, то есть не «свободы от», а «свободы для». Государство в его представлении именно такой орган истинной свободы человека.

Чтобы государство могло сохранять верность этому своему призванию, верховная власть в нём должна быть представлена самодержавным монархом, то есть нравственной личностью, обладающей свободой воли, нравственным чувством, совестью. В противоположность демократии, где источником власти является чисто количественное поголовье населения, и аристократии, где господствует культ качественного превосходства человека над человеком, в истинной монархии присутствует, прежде всего, нравственная ответственность живой мыслящей и молящейся личности. Именно монархия является для Тихомирова высшим принципом верховной власти.

При этом Тихомиров отличает монархию от диктатуры. Для обычного авторитарного правления характерно сосредоточение власти в руках одного человека, но правящего от имени народа или аристократии. В монархии царь правит от имени Бога. В основе монархии лежит религиозный идеал и откровение. Царь — это тот, кто постоянно помнит о своей ответственности перед Богом. В монархии такая истинная верховная власть должна держать в суровой узде власть управительную, бюрократию, которая иначе будет стремиться перетянуть одеяло на себя.

При этом существует реальность, которая в известном смысле больше и жизнеспособней государства, — это нация. «Государство помогает национальному сплочению и в этом смысле способствует созданию нации, но должно заметить, что государство отнюдь не заменяет и не упраздняет собою нации. Вся история полна примерами того, что нация переживает полное крушение государства и через столетия снова способна создать его; точно так же нации сплошь и рядом меняют и преобразуют государственные строи свои. Вообще, нация есть основа, при слабости которой слабо и государство; государство, ослабляющее нацию, тем самым доказывает свою несостоятельность», — подчёркивал Тихомиров.

Под нацией, на которую философ считал необходимым опирать русское государство, он подразумевал русскую нацию. «Империя создана русскими и без них непременно должна распасться. Единящий центр Империи может быть русским, или его совсем не может существовать… Никакой другой объединяющей силы, кроме национально русской, у нас не может быть. Для России поэтому нужна гегемония русского народа», — подчёркивал мыслитель.

Тихомиров был одним из первых в России вдумчивых теоретиков социального государства. Он всегда подчёркивал, что общество должно быть развито и сильно, а не задавлено бюрократией, и только тогда подлинно сильным будет и государство.

В 1895 году Л. А. Тихомирова избирают в члены Общества любителей духовного просвещения, а в следующем — действительным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III.

С книги «Единоличная власть как принцип государственного строения», написанной в 1897 году, начинается другой период творчества Л. А. Тихомирова — период построения положительного государственно-правового учения о монархическом принципе власти, получившем наиболее полное завершение в его же книге «Монархическая государственность» (1905).

Л. А. Тихомиров стал первым русским мыслителем, разработавшим учение о русской государственности, о ее сущности и условиях ее действия. Он первым серьезно занялся изучением такого государственного феномена, каким было русское самодержавие.

В 1907 году П. А. Столыпин приглашает Л. А. Тихомирова в советники (он входит в Совет Главного управления по делам печати как специалист в рабочем вопросе). По поручению Столыпина им были написаны несколько записок по истории рабочего движения и отношений государства с рабочими. Л. А. Тихомиров писал также и записки по вероисповедной политике государства, по созыву Церковного Собора. Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова была, в частности, одной из побуждающих причин подготовки церковной реформы Императором Николаем II. Государь, прочитав его работу «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903), повелел Священному Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. В 1906 году заседало Предсоборное Присутствие, в котором по Высочайшему повелению участвовал и Л. А. Тихомиров.

В 1913 году Л.А. Тихомиров начинает свой капитальный труд – «Религиозно-философские основы истории», состоящий из десяти разделов. Книга была завершена в 1918-м.

После окончания редакторства «Московских ведомостей» Л. А. Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (там он и умер 10 октября 1923 года). Близость к Московской Духовной академии привела его к знакомству с ее преподавателями — А. И. Введенским, М. Д. Муретовым, на работы которых он ссылается в своей новой книге.

Основой книги Тихомирова явилась мысль о борьбе в человеческом мире двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия – Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает в противоположность, единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой непримиримую духовную борьбу, сами никогда не умирая, никогда не смешиваясь между собой, несмотря на многочисленные попытки их синкретизировать.

Анализу истории этой духовной борьбы и посвящена книга Тихомирова. Она тем более современна, что говорит не только о прошлом и настоящем периоде этой борьбы, но и дает анализ человеческой истории в ее последние эсхатологические времена. Уникальна книга Тихомирова еще и тем, что в ней впервые па русском языке человеческая история в полном объеме проанализирована с религиозной точки зрения. В философской работе Тихомирова показано логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. «Царство мира соделывается Царством Господа, — пишет Л. А. Тихомиров. — Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано».

М.Б. Смолин

Использованы материалы с сайта

https://history-forum.ru/viewtopic.php?t=20131

Подробнее о Л.А. Тихомирове можно узнать из лекции к.и.н. М.Б. Смолина

https://nbfnasledie.ru/antismuta/rossiya-i-revolyuciya-lev-tixomirov-v-borbe-za-imperiyu/