Две Екатерины

Сорокина Ирина Сергеевна, ученица 9 класса МБОУ СШ № 1 г. Ворсма

Две Екатерины

I.Введение:

Начиная с пятого класса, я всегда интересовалась историей, особенно теми моментами, на которые школьная программа отводит немного времени. Выбирая тему для своей работы, я перебрала множество вариантов. Но особенно меня заинтересовал вопрос, связанный с карьерой двух женщин — Екатерины Великой и Екатерины Дашковой. Всегда в истории роль женщины была вторична, но на современном этапе женщина играет такие же важные роли, как и мужчина. Узнав об интересных судьбах Екатерины Великой и Екатерины Дашковой, я решила сравнить их, проследить их жизненный путь и сделать выводы.

Цель работы: сравнение жизни и деятельности двух великих женщин XVIII века.

Актуальность выбранной темы:

Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что, изучив историю Российского Государства можно убедиться, что обе женщины, которых я выбрала для написания работы, были целеустремленными, настойчивыми и умели преодолеть все преграды, чтобы добиться своего. Посмотрев на то, каких успехов добились эти женщины, я тоже стараюсь быть настойчивой и целеустремленной, чтобы достигнуть желаемых высот.

Задачи работы:

1.Изучить литературу по периоду правления Екатерины Великой

2.Изучить литературу по периоду нахождения на посту президента академии российской словесности Екатерины Дашковой

3.Выяснить судьбу женщин – политиков , оставивших свой вклад в мировую историю

  1. Сделать выводы

Для написания своей работы я использовала следующие методы: 1.Анкетирование. С помощью этого метода я выяснила, что респонденты не знают о жизни и деятельности Екатерины Дашковой

Респонденты считают, что женщины не играют какой то значимой роли в мировой политике. А так же считают, что дискриминация женщин присутствует.

  1. Анализ информации. С помощью этого метода я проанализировала следующую литературу: Ключевский В.О. Исторические портреты, Шишиков А.В. «Екатерина Великая», Русаков О.Н.«Екатерина Великая», Политическая история. Россия. СССР. Российская Федерация, «Женщины в политике» на сайте http://www.saint-petersburg-соm
  2. Синтез информации. С помощью этого метода я составила обобщенный образ двух великих женщин.
  3. Сравнение информации. С помощью этого метода я составила сравнительную таблицу двух Екатерин.
  4. Обобщение информации — с помощью этого метода я смогла сделать выводы по теме.

II. Основная часть:

Екатерина Великая (1729 — 1796 гг.)

2.1. Происхождение, детство и юность будущей императрицы.

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика   Ангальт-Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах. В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов церкви. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. В 1754 году у Екатерины II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет воспитать его разумно и достойно.

Жизнь в России до вступления на престол.

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России — все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет, как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Вступление на престол.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III. В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем, который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой, продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. В общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант — завоевывать общие симпатии. Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др. и, в итоге, отняла власть у мужа. В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков.28.06.1762 от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали, более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагало создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

Характер и образ правления.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Сложно однозначно оценивать итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый – по пути реформирования ее в либерально – просветительском духе.

Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810 гг.)

Княгиня Екатери́на Рома́новна Да́шкова (17 (28) марта 1743Санкт-Петербург — 4 (16) января 1810Москва), урождённая графиня Воронцова. Подруга и сподвижница будущей императрицы Екатерины II, активнейшая участница государственного переворота 1762 года.

Детство, юность и образование.

Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа и Марфы Ивановны Сурминой. В жизни ее было много неожиданностей, своего рода парадоксов. Уже при крещении новорожденной у купели ее держала сама императрица Елизавета, а крестным отцом был будущий император Петр III ( в свержении которого княгиня принимала активное участие).

Воспитывалась вместе со своей двоюродной сестрой в доме дяди: « Мой дядя не жалел денег на учителей и мы – по своему времени – получили превосходное образование». Она говорила на четырех языках, умела рисовать, хорошо танцевала. « Но что же было сделано для развития ума и сердца» — спрашивала она себя потом и сама отвечала: — «Ровно ничего» Она со всей страстью отдается чтению. С тех пор и на всю жизнь ее лучшие друзья – книги. Её кумирами становятся философы-просветители Бейль, Монтескье, Вольтер, Буало. В это время складывается ее характер — независимый, самолюбивый, но одновременно впечатлительный и доверчивый. Но не только из книг черпает Екатерина Романовна познания, сделавшие ее вскоре образованнейшей женщиной своего времени. Ее «безжалостная наблюдательность» находит в доме дяди, первого сановника государства, где бывает немало заезжих знаменитостей, богатую пищу. Она не упускает случая расспросить обо всем, что касается законов, нравов, образа правления…

Прекрасный и глубокий психологический портрет юной Екатерины Романовны дан писателем-историком Д.Л. Мордовцевым в его очерке «Русские женщины нового времени»:«Рано проявилось в ней неясное сознание своей силы и чувство богатых внутренних задатков, и это обнаружилось в ней, с одной стороны, какою-то гордость, признанием за собой чего — то большего, чем то, что в ней думали видеть, а с другой – страстным желанием чувств, впечатлений, знаний – желанием дружбы и любви. Но отзыва на все это она не могла найти ни в ком: с совоспитанницей своей она не сошлась душой, а других родных никого близко не имела, и только глубокую дружбу воспитывала она в себе к брату Александру, к которому питала это чувство всю жизнь.

Брак.

На 16-м году жизни неожиданно для всех она выходит замуж за гвардейца князя Михаила Дашкова. Этот в некотором роде скоропалительный шаг подтверждает черты ее характера – независимость, смелость, способность до конца отдаваться своему чувству.          После скромной свадьбы супруги Дашковы два года жили в московской патриархальной семье. « Передо мной открылся новый мир, новая жизнь, которая меня пугала тем, что она ничем не походила на все то, к чему я привыкла. Меня смущало и то обстоятельство, что я довольно плохо изъяснялась по-русски, а моя свекровь не знала ни одного иностранного языка. Чтобы угодить свекрови, Екатерина Романовна берется за изучение русского. В 1761 году их пригласили в Петербург, ко двору. Открыто осуждая поведение великого князя, ставшего потом императором Петром III. И его недостойное отношение к своей жене Екатерине Алексеевне, Дашкова пыталась сблизиться с последней – обаяние и образованность великой княгини восхищали ее. Впоследствии личная жизнь Дашковой сложилась неудачно: она рано овдовела, а попытки воспитать из сына и дочери образцовых просвещенных людей привели фактически к отчуждению между матерью и детьми.

Судьба Дашковой.

Дашкова является автором ряда публицистических статей, печатавшихся в академических журналах, а также пьес («Тоисиоков, или Человек бесхарактерный», «Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству наказанная»), стихов, оперных либретто («Земира и Азор») и романа («Новая Евфимия») на русском и французском языках. В 1804-08 сотрудничала в ряде литературных журналов, в том числе в «Друге просвещения», «Вестнике Европы», «Русском вестнике» и др., ее пьесы шли на сцене русских театров. Последние годы ее жизни прошли в работе над мемуарами, которые она диктовала по-французски своей английской приятельнице М. Вильмонт. Со страниц мемуаров Дашковой встает образ женщины необычной судьбы, жившей в один из самых интересных периодов русской истории. Ее «Записки» содержат множество ценных сведений по истории России 18 в., однако описание ею исторических событий и личностей несет на себе отпечаток предвзятости, стремления подчеркнуть собственную роль и выдающиеся качества. По своим взглядам Дашкова была сторонницей теории французских просветителей, однако она с осуждением отнеслась к событиям Великой Французской революции и считала, что в России не созрели условия для отмены крепостного права. Наиболее близкой к ее политическому идеалу была английская конституционная монархия. Так же Дашкова любила писать стихи на русском и французском языках (большей частью в письмах к императрице Екатерине), она перевела «Опыт об эпическом стихотворстве» Вольтера («Невиданное упражнение» 1763) , переводила с английского языка («Опыт трудов вольного российского собрания», 1774).Дашкова часто восхваляла Екатерину Великую, не давая своему восхищению никаких оснований. Нередко сквозит в записках как бы обвинение императрицы в неблагодарности.

В первые годы царствования Екатерины II Дашкова пребывала в немилости. Ей не прощали ни смелости высказываний, ни желания участвовать в делах государства, ни популярности. Появились безответственные слухи, что она готовит заговор против Орловых, что она была вдохновительницей заговора Мировича, пытавшегося возвести на престол узника Шлиссельбургской крепости Ивана Антоновича. В довершение ко всему судьба неожиданно обрушила на нее страшные удары: в Москве умирает ее сын, оставшийся на попечении бабушки, а осенью 1764 года в Польше умирает муж, вице-полковник лейб-кирасировского полка, находившийся там с русскими войсками. 20-летняя вдова Дашкова, оставшаяся с двумя детьми и многочисленными долгами покойного мужа, 15 дней находилась между жизнью и смертью. Поправившись, она решает, прежде всего, расплатиться с кредиторами и поправить благосостояние семьи. С этой целью княгиня уезжает в деревню, где пять лет живет безвыездно и расчетливо занимается хозяйством.

В декабре 1769 года Дашкова отправляется в свое первое двухгодичное путешествие за границу. Официальная цель поездки – «поправление здоровья детей», а в действительности осуществляется ее давнее желание увидеть все, что есть в Европе достопримечательного. Чтобы чувствовать себя более свободно, не посещать иностранные дворы и соблюдать строжайший режим экономии, она едет в Европу под скромным именем госпожи Михалковой.

57-летний философ Дидро и 27-летняя русская княгиня в серьезных и доверительных разговорах обсуждают положение дел во Франции, излагают свои взгляды на преимущества конституционно-монархического правления и на особенно острый и злободневный вопрос – о крепостном состоянии крестьян в России. При этом Дашкова, соглашаясь с необходимостью либерализации жизни общества и ограничения власти самодержавия, оправдывает крепостническую политику Екатерины II и пытается доказать, что русский неграмотный и забитый крестьянин не сможет правильно воспользоваться предоставленной ему свободой.

После Парижа Дашкова едет в Лион, где осматривает знаменитые мануфактуры, а потом отправляется в Швейцарию. В Женеве она встречается с Вольтером. Ему 76 лет, но, беседуя с ним наедине, княгиня находит в нем проницательного мыслителя Европы. Дашкова прощается с Женевой, а Вольтер, «великий льстец и насмешник в переписке с коронованными особами», посылает ей вдогонку изысканное письмо и сообщает Екатерине II о своей встрече с русской гостьей. Для завершения образования сына она просит Екатерину II разрешить ее семье снова выехать за границу. Выдав дочь за бригадира Щербинина, она в 1775 году вместе с сыном, дочерью и зятем на долгие восемь лет покидает Россию.

Сын Павел умер без нее; живя в одном городе, они не встречались. Княгине 42 года. Род Дашковых пресекся. Племянник Екатерины Романовны, граф И. И. Воронцов, по ее просьбе взял фамилию Дашковых вместе с родовыми богатствами. После смерти сына свекровь примирилась с невесткой. Тяжелые отношения с дочерью кончились разрывом. Умер брат Александр.

В ожидании своей кончины княгиня распорядилась подарить свой кабинет Московскому университету, на погребение просила пригласить двух священников с духовником. “Дать им по усмотрению, но не более 200 руб. всем, а тело погрести в Троицком”. Служившим ей девкам дала “волю” с годовым жалованием. “А как по запальчивости нрава дочери моей Настасьи Михайловны Щербининой, изъявлявшей противу меня не только непочтение, но и позволявшей себе наносить мне в течение нескольких месяцев огорчения и досады, – то я от всего движимого и недвижимого имения моего ее отрешаю!”

Во время пяти царствований жила княгиня Е. Р. Дашкова: Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I.

“В заключение я могу сказать со спокойной совестью, что сделала все добро, какое было в моей власти, и никогда никому не сделала зла; я отомстила забвением и презрением за несправедливости, интриги и клеветы, направленные против меня; я исполнила свой долг по мере сил и понимания; со своим чистым сердцем и честными намерениями я вынесла много жгучего горя, которое вследствие моей слишком большой чувствительности свело бы меня в могилу, если бы меня не поддерживала моя совесть, свидетельствовавшая о чистоте моей жизни; я без страха и тревоги, бестрепетно и спокойно смотрю в глаза приближающейся смерти”.

Дружба двух Екатерин.

Личная встреча двух Екатерин состоялась в конце 1758 года, когда Екатерина Алексеевна была еще великой княгиней. Во время продолжительной беседы у них выявилось много общего: обе отличались честолюбием, начитанностью, знанием идей французских просветителей, их беседа оставила у обеих неизгладимое впечатление. «Мы почувствовали, — вспоминала Дашкова, — взаимное влечение друг к другу, а очарование, исходившее от нее, в особенности, когда она хотела привлечь к себе кого-нибудь, было слишком могущественно, чтобы подросток, которому не было и пятнадцати лет, мог ему противиться, и я навсегда отдала ей свое сердце…»

Но у них впоследствии обнаружилось и немало различий: Екатерина Романовна отличалась бескомпромиссными и прямолинейными суждениями, гордым и независимым нравом, эгоизмом, в то время как Екатерина Алексеевна отличалась покладистым характером, умела находить общий язык с собеседником, обтекать острые углы и пленять его своим обаянием.

Екатерина Алексеевна была почти вдвое старше Дашковой, но это не помешало: между ними установились доверительные, почти дружеские отношения. Они обменивались письмами, книгами, мнениями о прочитанном и даже собственными сочинениями. Сохранилось 46 писем Екатерины к Дашковой. Письма от Дашковой Екатерина сжигала: при дворе за ней велась постоянная слежка, а ее смелая и не сдержанная в своих чувствах подруга могла написать что-нибудь недозволенное. Излишне экзальтированная Дашкова была настолько ослеплена Екатериной, что в одну из декабрьских ночей 1761 года, когда Елизавете оставалось жить всего лишь несколько дней. Проникла в апартаменты великой княгини тайно и, поклявшись ей в преданности, горячо уговаривала ее «действовать во что бы то ни стало»

Дашкова не могла со стороны наблюдать за июньскими событиями 1762 года, она готова была действовать самым решительным образом. Однако некоторые историки и сама она в своих «Записках» преувеличивают ее роль в дворцовом перевороте. Так, в Энциклопедическом словаре Брокгаза и Ефрона можно прочитать: « Задумав государственный переворот и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими графа Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая – среди сановников и аристократов. Благодаря Дашковой были привлечены на сторону императрицы Н.И. Панин, К.Г. Разумовский, И.И. Бецкий, А.И. Глебов, Г.Н. Теплов и др.» В действительности же роль Дашковой при вступлении Екатерины II на престол была скорее внешне эффективной, чем существенной по своему значению.

Дашкова не была рядом с Екатериной в гвардейских полках и Казанской церкви, где последняя после благодарственного молебна была провозглашена «самодержавнейшею императрицею всея России». Она узнала о случившемся по небывалому шуму в городе и прибыла в Зимний дворец, когда уже началась церемония приношения присяги новой «матушке-государыне».

Среди награжденных участников заговора Дашкова была не последней – она получила орден Св. Екатерины и 24 тыс. руб. Но это не обрадовало, а напротив, обидело ее: она поняла, что Екатерина во многом не доверяла ей; княгиня наивно думала, что стояла, чуть ли не в центре заговора, а последние события показали, что от нее многое скрывали.

После успеха переворота Екатерина заметно отдалилась от нее, как сказал потом Герцен «с быстротой истинно царской неблагодарности»; награждая свою приятельницу, императрица просто откупалась от нее. Дашкова, как и Панин, полагала, что после отречения Петра III Екатерина уступит русский престол законному наследнику – своему сыну Павлу, а сама удовольствуется титулом регентши; но все поведение императрицы говорило о то, что она намерена царствовать единолично. Для молодой просвещенной княгини рушились возвышенные мечты о благе отечества, их совместные с Екатериной планы «просвещенных преобразований», где самой Дашковой отводилось место рядом с ее державной подругой. Дашкова разочаровалась в Екатерине, и на это у нее были все основания. Теперь императрица думала о своей пылкой приятельнице совсем не то, что писала ей так недавно в письмах. Таким образом, однозначно определились места Екатерины «великой» и Екатерины «малой», как назвали Дашкову, и дистанция между ними была обозначена четко и бесповоротно.

Две Екатерины. Два портрета.

В Екатерине Дашковой “язык и платье всё оригинально; чтоб она ни делала, она решительно ни на кого не похожа. Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актёров, когда они сбиваются с роли; она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник…” — так писала своим родным в Ирландию мисс Катрин Уильмот, приезжавшая погостить в деревню Дашковой.

А вот портрет Екатерины II из воспоминаний современников. Граф Ф.Г.Головкин, правнук известного в своё время канцлера, писал: “Едва она вступила на престол, как в тоне и манерах произошёл полный переворот. Трудно было бы объяснить, каким образом женщина, перенесённая столь юною из прусского гарнизонного городка в среду двора, … приобрела безукоризненные вкусы, которыми, вполне естественно, восторгались в ней и которые обнаруживали скорее личность, воспитанную в лучшем парижском обществе, чем самодержицу Всея России”. Екатерина II прославила своё имя громкими военными завоеваниями, мудрыми государственными распоряжениями, законами, указами. Она писала: “Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшем Существом, перед собой, перед обществом…”. По воспоминаниям очевидцев, она всегда имела при себе табакерку с портретом Петра I для того, мол, чтобы себя спрашивать: что бы он приказал, что бы запретил, что бы сделал, будучи на моём месте.

Роль двух Екатерин в истории государства Российского.

Екатерина II многое сделала для укрепления и расширения его национальных интересов. Русский публицист, литературный критик Николай Александрович Добролюбов называл её время правления, а оно длилось 34 года, “блестящим веком”.

Прославила своё имя и Екатерина Дашкова, смело вставшая рядом с Екатериной II во время государственного переворота и явившаяся чуть ли не главным лицом его. Став президентом двух Академий, Екатерина Дашкова внесла огромный вклад в русское просвещение.

Видя то, как женщины XVIII столетия стремились к своим целям и то, как добиваются поставленных целей современные женщины, я тоже буду стараться оставить след на этой земле

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения Екатерина Великая Екатерина Дашкова
Происхождение Немка, всем сердцем полюбившая Россию Русская
Образование Отличное, домашнее Отличное, полученное в доме дяди
Брак Несчастный Несчастный
Дети Не занималась воспитанием, плохие отношения с сыном Плохие отношения с детьми
Увлечения Чтение просветительской литературы Чтение просветительской литературы и путешествия
Роль в государстве Великая императрица — просветительница Первый президент академии русской словесности

Женщины в политике.

Не всегда женский пол оставался на втором плане в государстве, начиная от княгини Ольги и заканчивая современными женщинами, без которых уже не представляют наше государство. История России знает множество имен великих женщин.

Например, первая великая женщина в истории – княгиня Ольга. Первая из русских правителей приняла христианство. Также она упорядочила сбор податей, установив уроки и погосты.

Елена Глинская. Именно в правление матери Ивана Грозного, появилась единая русская валюта – серебряная деньга. Это стало весомым шагом в стабилизации экономики государства

Еще одна великая женщина России – дочь Великого – Елизавета Петровна. Когда императрица пришла к власти, то сразу вернулась к тому пути преобразований, который начал ее отец. Благодаря этому Елизавете удалось провести в стране экономическую, социальную и политическую реформы.

Маргарет Тэтчер – первая женщина, занявшая пост премьер-министра Великобритании. Провела политические и экономические реформы для отмены того, что она считала упадком страны.

Ангела Меркель – первая и единственная женщина на посту канцлера Германии. Находясь на таком посту, Ангела борется с бюрократизмом, проводит реформы в федеративной системе и множество других для улучшения жизни в стране.

Ольга Васильева – российский политический деятель, историк, религиовед, доктор исторических наук. Первая женщина – министр образования РФ.

Валентина Матвиенко – российский государственный деятель, дипломат. На данный момент является Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Эльвира Набиуллина – заслуженный экономист РФ. Председатель ЦБ РФ

III Заключение:

Исторические темы всегда разнообразны. Мне очень понравилось работать над таким интересным вопросом. Много нового я для себя открыла в жизни и деятельности двух великих женщин XVIII века. Этот бурный век – век «Просвещенного абсолютизма» выдвинул целую плеяду великих личностей во всем мире. Я очень рада, что среди просветителей есть и русские люди. Это и А.Радищев, и И.Новиков, а также среди них есть женщины. Мне всегда импонировало то, что, в политике, в экономике и во всех сферах может добиться успеха и женщина. Поэтому, написав реферат, я пришла к следующим выводам:

Екатерина Великая действительно великая правительница. Хотя она немка, но смогла полюбить Россию. Она затронула все сферы в жизни государства. Ее преобразования сравнимы лишь с Петром Великим. Образование, наука, культура, церковь, сословия, города и губернии – везде приложила руку великая императрица.

Переписка с просветителями, проведение «Просвещенного абсолютизма», сама образованная, а для своих подданных – принятие разумных законов. Так она поняла идеи просвещения для России.

Несчастная в личной жизни – обилие сменяющих друг друга фаворитов, прохладные отношения с сыном Павлом и вот перед нами обычная женщина со своими страстями и любовными интригами.

Екатерина Дашкова – первый Президент Академии наук. Это достойно уважения.

Близкая подруга императрицы, не смотря на разницу в возрасте.

И тоже просто женщина, со своими сложными и запутанными семейными отношениями.

IV Список источников и литературы:

  1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990;стр 18
  2. Шишиков А.В. «Екатерина Великая» М, 1993г.
  3. Русаков О.Н.«Екатерина Великая» М.,2000г
  4. http://www.saint-petersburg-соm
  5. Политическая история. Россия. СССР. Российская Федерация М. «Терра» 1996г
  6. Википедия «Женщины в политике»