Оценка внутренней политики Александра I

Морозова Валерия Владимировна,

ученица 10 А класса МБОУ «СОШ № 1 (с углубленным изучением отдельных предметов)» г. Моршанска

Оценка внутренней политики Александра I

«Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра…» (В.О. Ключевский).

Часто в истории можно встречать напрасно почитаемых личностей и талантливых управителей государства, украшаемых масками либо равнодушия, либо излишней жесткости. Исключением не является и Александр I. Его называют «робким реформатором», обвиняют в излишней нерешительности, промедлении с важными государственными делами, в склонности откладывать важные дела «в дальний ящик стола». А ведь вполне возможно, что в образе «робкого реформатора» скрывается просвещенный и талантливый правитель. Поэтому необходимо разобраться с личностью императора и изучить его деятельность и роль в истории. Тогда, возможно, принятое всеми мнение о нем подтвердится или опровергнется, что может изменить представление о нем. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Большинство известных ученых-историков называют царствование Александра I периодом робких и нерешительных, поверхностных «косметических» реформ. Действительно, Россия в начале XIX века остро нуждалась в серьезных преобразованиях, действенных мероприятиях. После недолгого мелькнувшего просвещенностью правления Павла I в России все же оставался ряд нерешенных вопросов, которые требовали активных действий: упорядочение системы управления государством, ликвидация самодержавного правления, улучшение состояния экономики, отмена крепостного права.

Первыми из преобразований императора рассмотрим реформы в области управления государством. Одним из самых многозначительных можно считать манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» – первый этап так называемой министерской реформы. На втором этапе реформы 12 июля 1810 г. был утвержден подготовленный М.М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 г. – «Общее учреждение министерств». По результатам данных реформ все государственные дела были разделены «в порядке исполнительном» на 5 главных частей: устройство внешней безопасности, государственная экономия, устройство суда гражданского и уголовного, устройство внутренней безопасности, — которыми ведали соответствующие им министерства. Также провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления – министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий. Таким образом, число министерств и Главных управлений достигло двенадцати. Не малозначительным можно считать и преобразование Непременного совета в Государственный совет (1810 г.), который служил совещательным органом при разработке законов. Организацию Сената и его отношение к другим высшим учреждениям определял указ от 8 сентября 1802 г. «О правах и обязанностях Сената». (Сенат объявлялся верховным органом в Империи, сосредотачивал в себе высшую административную, контролирующую и судебную власти, также Сенату было предоставлено право делать представление об издаваемых указах, если те противоречили действующим законам; но все эти мероприятия фактически теряли свою значимость, потому что существовал ряд условий, которые значительно ограничивали деятельность Сената, а значит не могли поднять его значение). По итогам данных реформ были приведены в порядок центральные правительственные учреждения, создан более упорядоченный бюрократический аппарат, наблюдалась более совершенная вертикаль исполнительной власти.

Однако все эти изменения должны были быть подвергнуты влиянию новых государственных преобразований – разделению ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Разработка плана данных преобразований была поручена М.М. Сперанскому. В рамках проекта М.М. Сперанский предлагал наделить избирательными правами всех граждан России, владеющих землей или капиталами, в т.ч. и государственных крестьян. Крепостные крестьяне, прислуга не могли участвовать в выборах, но обладали важнейшими гражданскими правами. Главное из них М.М. Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Т.е., по существу, данная реформа должна была не только изменить порядок управления государственными делами, но и сильно ограничивать власть помещиков над крепостными. Однако данный проект, столь необходимый в области государственного управления, не был реализован. Во-первых, данные преобразования не вызывали положительных откликов у консервативно настроенных влиятельных государственных деятелей, начиная с Н.М. Карамзина и заканчивая А.А. Аракчеевым. Во-вторых, известие о наделении гражданскими правами крестьян вызывало недовольства со стороны помещиков, привыкших пользоваться неограниченной властью над крепостными. Собственно, из-за этого столь необходимая государству реформа проведена не была, сам М.М. Сперанский в марте 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, а проект его реформы был отправлен в «долгий ящик». В итоге, всех предполагаемых преобразований проведено не было. Поэтому, несмотря на значительность реформирования государственного устройства России, система высшего и центрального управления все же имели недостатки. В результате реформ не было достигнуто разделение сфер влияния Государственного совета, Комитета министров, Сената, а также министерств. Это повлекло своеобразную путаницу, способствовало конкуренции верховной власти, которая была подконтрольна только императору, а также росту коррупции среди чиновников. Поэтому, несмотря на относительную систематизацию управления государством, в полной мере вопрос об упорядочении системы управления государством решен не был.

Решение следующего – но далеко не последнего – вопроса о конституции Александр I начал с введения в 1815 г. конституции в Царстве Польском. Это событие было значимым не только для Царства Польского, но и для России в целом. Царство Польское было своего рода испытательным полигоном, на котором Александр I опробовал действие будущей всероссийской конституции. Император понимал необходимость столь значимого преобразования, поэтому в 1818 г. поручил Н.Н. Новосильцеву разработку проекта российской конституции. Группа чиновников, которая занималась работой над этим проектом, взяла за образец польскую конституцию. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской Империи» была закончена. По проекту, Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Общероссийское представительное собрание состояло из 2 палат. Верхней палатой становился Сенат. Сенаторы, как и прежде, назначались царем. Члены нижней палаты избирались местными собраниями и утверждались царем. Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения; никто не мог быть наказан иначе, как по суду и на основании закона. Если провести параллель между проектом М.М. Сперанского, то по проекту «Уставной грамоты» самодержавие ограничивалось намного меньше. Таким образом, если бы «Уставная грамота» была принята, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам. Однако в 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Возможно, именно эти события повлияли на решение Александра I об отложении проекта конституции на неопределенное время. Таким образом, вопрос о введении конституции в России решен не был.

Следующий важный вопрос, который предстояло решить Александру I – улучшение состояния экономики. Для решения этого вопроса император предпринял целый ряд значительных мер. В 1801 г. была возобновлена торговля с Англией, прекращенная еще Павлом I. В 1804-1806 гг. был проведен ряд мероприятий, по итогам которых крестьяне получили право вести крупную торговлю, в т.ч. на зарубежном рынке, что не только увеличивало потенциальное число предприятий, но и уверенно продвигало Россию на международный рынок. В 1810 г. был сокращен выпуск ассигнаций, осуществлена привязка их к серебряным деньгам. Это мероприятие было проведено с целью обеспечения ассигнации серебром, подавлению роста инфляции. В 1811 г. был повышен основной налог российского государства – подушная подать. Такая мера была осуществлена для покрытия дефицита бюджета, ослабленного многочисленными внешними войнами. Следующей мерой, которая «развязывала руки» крестьянам был указ 1818 г., разрешавший всем крестьянам, в т.ч. и помещичьим, основывать фабрики и заводы. Это действие позволило получить широкое развитие российскому мануфактурному производству, а также увеличить конкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке. Одной из завершающих мер было повышение таможенных пошлин на импортные товары. Это преобразование помогло развить в большей степени отечественное производство, наполнить внутренний рынок своей же продукцией, уменьшить количество ввозимой импортной продукции, что было абсолютно нормально и логично для большого государства. Примечательно также и то, что при Александре I состоялось открытие Мариинской и Тихвинской систем каналов, по которым осуществлялись грузовые и пассажирские перевозки. Стоит отметить, что системы каналов были эксплуатируемы в течение почти 150 лет, а затем заброшены только из-за невыгодности перевозок такого типа, которые были заменены другими способами транспортировки. Таким образом, Александр I провел комплекс действенных мероприятий по улучшению экономического положения России. По итогам данных преобразований расширилась свобода и объемы внутренней и внешней торговли, выросло количество промышленных предприятий, сохранялся положительный торговый баланс. Но Российская Империя в период правления Александра I, а особенно в первой его половине, неоднократно принимала участие в войнах с ведущими мировыми державами, что однозначно требовало значительных расходов. В значительной мере именно поэтому так и не удалось ликвидировать дефицит государственного бюджета.

Но, пожалуй, самым насущным и злободневным для Александра I вопросом стал вопрос об отмене крепостного права. В XIX в. в большинстве развитых стран Европы крепостничества не существовало, а Россия была под огромным клеймом этого самого крепостного права. Первым действием Александра I по решению крестьянского вопроса стал указ 1803 г. «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещик наделялся правом отпускать крестьян с землей, получив с них выкуп. Но помещики не спешили отпускать крестьян на волю, потому что условия были крайне невыгодными для них самих. Поэтому за все время царствования Александра I было освобождено всего 47 тыс. крестьян – число ничтожно малое для величины государства и количества крепостных. Однако идеи, заложенные в этом указе, впоследствии были внимательно изучены и легли в основу реформы 1861 г.

Далее Александра I провел целый комплекс мероприятий, которые были направлены если не на полное освобождение крестьянского народа, то на ограничение прав помещиков по отношению к крепостным крестьянам. Так, с 1808 г. было запрещено продавать крестьян на ярмарках, как неживой товар. А в 1809 г. помещиков лишили права ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки. Крестьянский вопрос был сам по себе задачей затруднительной, потому что здесь сталкивались интересы подавляющего числа населения страны – крестьянства – и его влиятельнейшего слоя – дворянства. Поэтому в этом вопросе были важны незамедлительность и осторожность, постепенные шаги. Одними из таких значимых шагов стало освобождение крепостных без земли в прибалтийских районах (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) в 1816-1819 гг. Крестьяне, проживавшие в этих районах, по факту становились свободными и независимыми, но, по сути, оставались без главного источника пропитания – без земли. Эти нюансы не были учтены императором, поэтому возник ряд проблем, решить которые было поручено А.А. Аракчееву, Д.А. Гурьеву и Н.С. Мордвинову, которые должны были подготовить проекты об освобождении крепостных крестьян. Но разработанные проекты не только не смогли помочь в решении крестьянского вопроса, но еще больше запутали и без того смущенную власть. По всем трем проектам предлагалось выкупить либо самих крестьян, либо безвозмездно освободить их, предоставив им купленную государством же землю. Н.С. Мордвинов предлагал дать крестьянам личную свободу, а землю оставить за помещиками. А.А. Аракчеев выдвинул предложение выкупать крестьян с участком земли в 2 десятины на душу согласно ценам в данной местности. Д.А. Гурьев считал правильным постепенно выкупать крестьянскую землю у помещиков в приемлемых размерах, что заняло бы около 60 лет. Все эти проекты, какой бы ни выбрал Александр I, принесли бы значительные убытки казне и столкнулись бы с интересами помещиков, не всегда готовых уступать, а постепенный рациональный выкуп крестьян мог продлиться около 200 лет. Очевидно, что ни одна из предложенных разработчикам реформ не могла принести желаемого результата при минимальных потерях, к тому же такие действия правительства могли бы вызвать разногласия среди дворянства и недовольство среди крестьян, что могло бы, в свою очередь, способствовать народным восстаниям. Таким образом, крепостное право отменено при Александре I не было, но крестьяне по результатам проведенных реформ получили значительную свободу, как экономическую, так и личную, а права помещиков были значительно ограничены.

Изучая историю правления Александра I, я заметила одну любопытную закономерность. Наиболее плодотворной и активной деятельность императора была в периоды затиший во внешней политике Российской империи. Например, наиболее решительными мерами во внутренней политике был ознаменован период с 1801-го по 1812 годы, с заметным ослаблением в период 1805-1807 гг. и период с 1815 г. до конца правления Александра. Эта особенность объясняется довольно просто. На период правления императора пришлось значительное количество войн, ведение которых было необходимо русскому государству. Так, 1805-1807 гг. – период активного участия России в войнах с Наполеоном, а 1812-1815 гг. – Отечественная война, Заграничный поход русской армии, участие в работе Венского конгресса. Глупо было бы утверждать, что войны нисколько не могли мешать деятельности императора по примеру таких правителей, как Петр I или Екатерина II. Не стоит забывать, что обозначенные периоды были принципиально значимыми для нашего государства, т.к. они есть ни что иное, как время активной борьбы против мощного и агрессивного государственного образования – империи Наполеона. И, несомненно, еще более весомым аргументом является тот факт, что Отечественная война 1812 г. прошла на территории России, долгое время не видавшей врага на своих землях. Поэтому важно сделать такой вывод, что активность внутренней политики Александра I напрямую зависела от активности политики внешней. Проще говоря, пока велись войны, император был принужден приостанавливать внутреннюю политику – деятельность по решению значимых политических и социально-экономических вопросов. Конечно, трудно представить мощную державу, совсем не ведущую войн, но если предположить, что бы было, если бы период правления Александра I был именно таким, то не остается сомнений, что все существовавшие в то время вопросы внутренней политики были бы решены.

Подводя итоги внутренней политики Александра I, можно уверенно заявить, что он «выжал максимум» из своего правления при минимальных потерях. Некоторые его реформы были взяты за основу в будущем, например, при отмене крепостного права в 1861 г. Поэтому, на мой взгляд, внутреннюю политику императора Александра I вполне можно назвать успешной, а его личность весьма недооцененной.