Миф о запорожском казачестве

В своей статье кандидат исторических наук М.Б. Смолин рассказывает о мифологизации запорожского казачества, которое представляли и «средневековыми рыцарями», и «носителями идеи народовластия». Что пишут о запорожском казачестве современные украинские учебники?

Немаловажную роль в формировании украинства сыграл миф о запорожском казачестве, которое одни украинские историки сравнивают со «средневековыми рыцарскими орденами», а другие полагают «носителями идеи народовластия с его началами всеобщего равенства, выборности должностей и абсолютной свободы». Оба положения ни на чем не основаны, кроме как на недостоверных источниках типа «Истории Русов» («История Русов или Малой России» — политический памфлет, написанный либо в конце XVIII, либо в начале XIX столетия. Автор доподлинно не известен).

Жизнь запорожского казачества никак не была похожа ни на рыцарскую, ни на крестьянскую. Казачество было порождено степью – разбойной вольницей. Важным этапом стал «реестр казаков», введенный Речью Посполитой, т.е. взятие на польскую службу ограниченного числа казаков. Введение реестра сыграло большую роль в формировании казацкого «протоукраинского» самосознания.

Реестровое казачество, его старшины, в XVII столетии стремились ополячиться; но при всем своем желании они не могли стать равноправными «шляхтичами», что порождало в казачестве желание вооруженным путем добиться равноправия с польским дворянством. Участие казачьей старшины в движении Богдана Хмельницкого было направлено именно на достижение этой цели. Национально-освободительным оно было для малорусского православного мужика, который желал покончить с польским католическим гнетом. Верхушка же казачества имела другие планы. Она хотела жить в Речи Посполитой и иметь права польского дворянства, – отсюда непоследовательность и даже предательство казачьих старшин во время освободительной войны середины XVII в.

Казачество было явлением, сторонним для Малороссии, до войны 1648–1654 гг. казаки жили вне ее – в «диком поле». Гетманский режим в Малороссии установился вследствие войны и перехода под московскую руку, когда московская власть укрепила своим авторитетом положение Богдана Хмельницкого. Из предводителя войска, – как писал один историк, – он стал правителем края. Так Малороссия была «захвачена» запорожскими казаками, и целое столетие (до разделов Польши) казачество было полновластно в этих обширных землях.

Столетие гетманского режима в Малороссии не прошло бесследно. Написанные в этот период хвалебные и столь же легендарные казацкие летописи легли затем во все последующие «Истории Украины», вышедшие из-под пера украинских историков. Особенно выделялась среди этих «шедевров украинской историографии» упомянутая «История Русов». Она стала историко-идеологическим катехизисом сепаратистов. Автор этой «Истории» (доподлинно неизвестный) приписывает казачеству и гетманству рыцарское и княжеское происхождение, делая их главными действующими лицами малороссийской истории, хотя доподлинно известно, и это признает даже М. Грушевский, что впервые гетманский титул от польского правительства получил Богдан Хмельницкий после первого перемирия, в 1648 г. Так, вслед за вооруженным завоеванием Малороссии казаки и идеологически утверждались солью земли малороссийской.

В современных исторических сочинениях казаки предстают как украинские герои, боровшиеся за свободу Украины с коварными соседями. Так, в одном учебнике в форме беседы М. Грушевского со своей дочерью история XVII столетия передается в таких красках: «Когда во второй половине XVI в. Украинские земли оказались под властью польского короля, казаки не покорились его воле и вскоре возглавили Национально-освободительную войну украинского народа, руководил которой гетман Богдан Хмельницкий. Но не суждено было Украине надолго стать свободной. Коварные соседи неустанно посягали на плодородные украинские земли. Долго боролись казаки, отбиваясь от Московского царства, Польши и Турции, но с каждым годом теряли свои права. В конце концов, российский царь уничтожил казацкий строй. Украинские земли — в который раз! — оказались под властью нескольких чужих государств» (Власов В. С., Данилевьска О. М. Вступ до iсторii Украiни. К., 2002. С. 15. Учебник стал победителем конкурса Министерства образования и науки Украины).

Образ России как врага Украины имеет широкое распространение в различной украинской националистической литературе.

Особо отличается этим украинский историк В. С. Власов, автор многих учебных пособий, а также  главный редактор научно-методического журнала «Історія в школах України» и научный сотрудник лаборатории исторического образования Института педагогики АПН Украины.

«Конотопская битва, — пишет В. Власов, — является ярким примером справедливых войн — войн, направленных на освобождение своего народа от чужеземного господства» (эта битва — одно из сражений Русско-польской войны 1654–1667 г. 11 марта 2008 г. президентом Украины В. Ющенко был подписан указ о праздновании 350-летия Конотопской битвы, как одной «из самых больших и самых славных побед украинского оружия»). Интересно, что это братоубийственное сражение между казаками и татарами гетмана Выговского, с одной стороны, и московскими воеводами – с другой, с точки зрения этого историка, – образец справедливой войны, а Великую Отечественную войну он считает напротив: «наинесправедливейшей из всех войн» (Власов В. С., Данилевьска О. М. Вступ до iсторii Украiни. К., 2002. С. 224).

В другом месте этого же пособия Россия видится в столь же негативном виде.

«Судьбу Левобережной Гетманщины второй половины XVII – начала XVIII в., — пишет украинский историк, — определяло непрерывное наступление московского царизма на независимость Украины. С 1659 г. между каждым новоизбранным гетманом и царем заключались статьи-соглашения… шаг за шагом Левобережная Гетманщина из свободного государства превращалась в зависимую область державы «его царского величества». Новую попытку добыть волю и восстановить государственную самостоятельность Украина осуществила во время гетманства Ивана Мазепы (1687–1709). Чтобы освободить Украину, гетман Мазепа решил воспользоваться войной между Московией и Швецией и выступить на стороне шведского короля Карла XII. Тот обещал полную свободу Украине» (Власов В. С., Данилевьска О. М. Вступ до iсторii Украiни. К., 2002. С. 161–162).