Осип Михайлович Дерибас

Название одесской улицы Дерибасовская известно в нашей стране почти всем, однако не каждый задумывался о происхождении этого названия. Между тем, оно связано с именем знаменитой исторической личности.

Дон Хосе де Рибас, –– испанский дворянин, русский адмирал и государственный деятель, основатель города-порта Одессы, известен в России как Иосиф (Осип) Михайлович Дерибас. Начав карьеру в качестве волонтера русского флота, он дослужился до звания адмирала. «Из содеянного мною в этой жизни иных деяний почитаю важным основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя — Одесса — торговый путь, соединяющий народы обменом произведений рук их и разума…», — писал Дон Хосе де Рибас, подводя итоги своей жизни.

Хосе де Рибас родился предположительно в 1749 году и происходил из знатного каталонского рода. Его мать Маргарет Планкетт была ирландкой, а отец, испанец Мигель де Рибас, был консулом Испании в Неаполитанском королевстве.

В 16 лет Хосе де Рибас стал подпоручиком неаполитанской гвардии. В этом чине он познакомился с графом Алексеем Орловым, который тогда командовал экспедицией Балтийского флота в Средиземном море и остановился в портовом городе Тоскане, чтобы укомплектовать русские корабли всем необходимым для дальнейшего плавания. Орлову понравился хорошо образованный юноша, и он пригласил его перейти на русскую службу. Хосе не упустил удачу и согласился стать волонтером флота. Работая с графом, де Рибас заслужил его доверие, выполняя просьбы дипломатического и курьерского характера. В 1772 году де Рибас прибыл в Россию и поступил на службу цензором Шляхетского кадетского корпуса, а через два года получил звание штабс-капитана. Вторым человеком, покровительствовавшим офицеру при дворе, стал Иван Бецкой — президент Императорской Академии художеств.

В 1783 году де Рибас по собственной инициативе отправился на юг к Григорию Потемкину, занимавшемуся освоением только что присоединенных причерноморских земель и строительством флота. О своих амбициях офицер писал так: «Я гибну от желания что-либо совершить». Он отправляется в действующую армию и участвует во всех главных сражениях русско-турецкой войны 1787-1792 гг. Таким образом, де Рибас принимал участие в строительстве Черноморского флота и окончательном присоединении Крыма к России. Он написал Суворову, что «жаждет поступить под начальство героя». Будучи командующим Черноморской гребной флотилией, он принимал участие в штурме крепостей Тульча и Исакча и операции по взятию крепости Измаил (во время штурма он лично составил план действий). За успешные действия при штурме Измаила и взятие Гаджибея де Рибас был награжден орденом Святого Георгия третьей и второй степеней, кроме того, императрица наградила его имением с 800 крестьянами и шпагой с бриллиантами. Интересно, что имя де Рибаса увековечил Байрон в поэме «Дон-Жуан»:

 

…де Рибас, морской герой,

Настаивал на штурме, но ему-то

Все возражали; спор кипел большой.

Тем временем секретного курьера

Светлейшему отправил де Рибас;

Тот рассмотрел предложенные меры

И подписал желаемый приказ.

Ему повиновались офицеры,

И в предусмотренный приказом час

На берегах Дуная, свирепея,

Сурово загремели батареи.

 

В 1792 году была создана Экспедиция строения южных крепостей. Екатерина II не жалела средств на строительство новых городов, чтобы закрепиться в новом регионе. Был принят проект Днестровской оборонительной линии. Ее частью стал взятый штурмом Хаджибей (Гаджибей), на месте которого собирались построить новую крепость. Весной 1794 года, когда стала очевидной потребность в порте для стоянки Черноморского гребного флота, Екатерина II поручает де Рибасу создать комиссию по определению места его строительства. 27 мая 1794 года она издает рескрипт, предоставляющий де Рибасу исключительные полномочия по освоению местности. Надо отметить, что поселение Хаджибей занимало стратегическое положение между устьями Дуная, Днестра и Днепра, что позволяло контролировать речные пути Восточной Европы. Помимо центра торговли, будущий город мог стать центром сельского хозяйства, которое постепенно развивалось.

Исходя из этого, рядом с фортификационными сооружениями по предложению вице-адмирала де Рибаса и подполковника де Волана было решено основать торговый порт. У этого проекта нашлись противники, например, председатель Черноморского адмиралтейского правления Николай Мордвинов, который считал, что порт лучше всего построить у Очакова. Однако Екатерина предпочла вариант де Рибаса. В 1794 году были выделены средства на строительство. О строительстве нового порта императрица писала следующее: «Желая распространения торговли России на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряжённые с оным многие пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань, кучно с пристанью для купеческих судов».

Де Рибас занялся проектировкой города. Он многое перенял у итальянских гаваней Ливорно, Неаполя и Генуи, которые знал с детства. Также он основал за днепровскими порогами верфь, на которой строили суда для Одесского порта и транспортировки соли. Под руководством де Рибаса было построено около сотни домов. Постепенно поселение, которое переименовали на греческий манер в Одессу, превращалось в экономический и культурный центр. Уже при жизни де Рибаса в Одессу везли товары из Италии, Константинополя, Анатолии, Греции. Была открыта таможня, которая ежегодно приносила казне сотни тысяч рублей. В городе появились торговые дома, купеческая биржа. Переселенцев на 10 лет освободили от податей, им выделили ссуды. Именно де Рибасом было получено разрешение заселить город греками. И это было только начало. Уже после смерти основателя города Одесса стала морскими воротами Российской империи.

После смерти Екатерины II, с приходом к власти нового императора Павла I, де Рибасу была пожалована должность генерал-кригс-комиссара, директора лесного департамента, а также вице-президента Адмиралтейств-коллегии. Через год, однако, Павел I отстранил его от службы из-за подозрений в финансовых махинациях. Но вместо судебных разбирательств через полгода Иосифа Михайловича вновь ждал сюрприз — император вернул ему должность. Кроме того, на время болезни морского министра Григория Кушелёва, он назначил его фактическим исполняющим обязанности министра. В 1799 году Хосе де Рибас стал адмиралом. По одной из версий историков, такое шаткое положение на службе не устраивало де Рибаса, и он стал одним из сторонников заговора против Павла, предлагая даже решить вопрос «традиционным итальянским средством — при помощи яда и кинжала». Однако после того, как Павел сделал его фактически президентом адмиралтейств-коллегии, заговорщики усомнились в преданности испанца. Принять участие непосредственно в готовящемся злодеянии он не успел. Он скоропостижно скончался 2 декабря 1800 года и был упокоен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. Существует версия, что он был отравлен одним из организаторов заговора, а именно — графом Паленом, опасавшимся, что де Рибас выдаст имена участников заговора.

Памятник де Рибасу в Одессе был установлен в честь 200-летия Одессы в 1994 году в самом начале Дерибасовской улицы.