Руcь и Крестовые походы

Статья историка С.Э. Цветкова о том, как повлияли Крестовые походы на Русь, о святынях Русской земли, привезенных ‎русскими ‎паломниками‏ ‎из ‎Палестины ‎в ‎XII ‎—‏ ‎первой ‎половине‏ ‎XIII‏ ‎вв.,‏ и какие дорожные впечатления оставили нам «калики перехожие».

Наступление‏ ‎Руси‏ ‎на ‎половецкую степь‏ ‎совпало ‎по ‎времени ‎с ‎началом‏ ‎Крестовых ‎походов‏ ‎в‏ ‎Святую ‎землю. ‎Конечно, ‎при ‎всём ‎внешнем ‎сходстве ‎эти‏ ‎военные ‎предприятия‏ ‎нельзя‏ ‎рассматривать ‎как‏ ‎явления ‎одного ‎порядка ‎— ‎истоки‏ ‎и ‎цели‏ ‎их‏ ‎были‏ ‎принципиально ‎различны.‏ Крестовые ‎походы ‎были‏ ‎первым ‎опытом‏ ‎западноевропейского‏ ‎колониализма, ‎пускай‏ ‎и ‎облечённого ‎в ‎форму ‎вооружённого‏ ‎паломничества. ‎Духовное‏ ‎руководство‏ ‎ими‏ ‎осуществляла ‎католическая ‎Церковь, ‎движимая‏ ‎преимущественно ‎стремлением‏ ‎решить ‎внутренние‏ ‎проблемы‏ ‎христианского‏ ‎Запада, ‎раздираемого ‎скандальными‏ ‎войнами ‎между ‎единоверцами,‏ ‎и ‎одновременно‏ ‎рассчитывавшая‏ ‎заполучить ‎в‏ ‎свои ‎руки‏ ‎средство ‎господства ‎над ‎непокорным ‎классом‏ ‎светских‏ ‎феодалов.‏ ‎Провозглашённая ‎ею‏ ‎мистическая ‎идеология‏ ‎крестоносного ‎воинства‏ ‎—‏ ‎стяжание ‎небесного‏ ‎Иерусалима ‎путём ‎завоевания ‎Иерусалима ‎земного‏ ‎— ‎оказала,‏ ‎по‏ ‎крайней ‎мере, ‎на ‎первых ‎порах, ‎чрезвычайно ‎сильное ‎воздействие‏ ‎на ‎умы‏ ‎людей‏ ‎Запада, ‎рыцарей‏ ‎и ‎крестьян. ‎Но ‎вне ‎зависимости‏ ‎оттого,‏ ‎какие‏ ‎побудительные‏ ‎мотивы ‎определяли‏ ‎сами ‎для ‎себя‏ ‎участники ‎Крестовых‏ ‎походов,‏ ‎жажда ‎заморских‏ ‎земель ‎и ‎богатств, ‎несомненно, ‎увлекала‏ ‎их ‎больше‏ ‎всего.

Между‏ ‎тем‏ ‎Русь ‎вела ‎борьбу ‎с‏ ‎половцами ‎на‏ ‎совершенно ‎иных‏ ‎политических‏ ‎и‏ ‎идейных ‎основаниях. ‎Это‏ ‎была ‎сугубо ‎оборонительная‏ ‎война, ‎организованная‏ ‎и‏ ‎руководимая ‎светской‏ ‎властью, ‎которая‏ ‎действовала, ‎исходя ‎из ‎своей ‎прямой‏ ‎государственной‏ ‎обязанности‏ ‎«постоять ‎за‏ ‎Русскую ‎землю».‏ ‎Русские ‎князья‏ ‎не‏ ‎искали ‎святынь‏ ‎в ‎чужих ‎странах ‎— ‎они‏ ‎защищали ‎церкви,‏ ‎монастыри‏ ‎и ‎реликвии, ‎находившиеся ‎в ‎их ‎собственных ‎владениях. ‎Перспектива‏ ‎захвата ‎военной‏ ‎добычи, ‎наверное, ‎увлекала‏ ‎как ‎князей, ‎так ‎и ‎рядовых‏ ‎ратников, ‎но,‏ ‎безусловно,‏ ‎не‏ ‎являлась ‎для‏ ‎них ‎главным ‎стимулом,‏ ‎а ‎религиозный‏ ‎аспект‏ ‎походов ‎в‏ ‎степь ‎исчерпывался ‎вполне ‎понятным ‎воодушевлением‏ ‎при ‎виде‏ ‎торжества‏ ‎христианского‏ ‎оружия ‎над ‎«погаными».

Таким ‎образом,‏ ‎русско-половецкая ‎граница‏ ‎не ‎была‏ ‎«северным‏ ‎флангом»‏ ‎в ‎той ‎грандиозной‏ ‎битве ‎за ‎Ближний‏ ‎Восток, ‎которую‏ ‎на‏ ‎протяжении ‎всего‏ ‎XII ‎в.‏ ‎вели ‎между ‎собой ‎Европа ‎и‏ ‎Азия.

Если‏ ‎русские‏ ‎люди ‎XII‏ ‎века ‎и‏ ‎устремлялись ‎в‏ ‎Палестину,‏ ‎то ‎отнюдь‏ ‎не ‎из ‎желания ‎встать ‎в‏ ‎ряды ‎освободителей‏ ‎Гроба‏ ‎Господня. ‎Крестовые ‎походы ‎повлияли ‎на ‎Русь ‎лишь ‎в‏ ‎том ‎отношении,‏ ‎что‏ ‎вызвали ‎здесь‏ ‎бурное ‎оживление ‎интереса ‎к ‎паломничеству‏ ‎к ‎святым‏ ‎местам,‏ ‎который‏ ‎привёл ‎даже‏ ‎к ‎появлению ‎новой‏ ‎социальной ‎группы‏ ‎—‏ ‎«калик ‎перехожих»‏ ‎(от ‎греческого ‎названия ‎специальной ‎обуви,‏ ‎которую ‎носили‏ ‎паломники‏ ‎во‏ ‎время ‎своих ‎путешествий ‎—‏ ‎«калиги»), ‎ставших‏ ‎неотъемлемой ‎частью‏ ‎древнерусской‏ ‎жизни‏ ‎и ‎литературы. ‎Кое-кто‏ ‎из ‎этих ‎странников‏ ‎потрудился ‎записать‏ ‎свои‏ ‎дорожные ‎впечатления.

Моление игумена Даниила перед гробом Господним

Наиболее‏ ‎известным ‎памятником ‎такого ‎рода ‎является‏ ‎«Хождение»‏ ‎в‏ ‎Святую ‎землю‏ ‎игумена ‎Даниила.‏ ‎Этот ‎образованный‏ ‎и‏ ‎наблюдательный ‎представитель‏ ‎южнорусского ‎духовенства ‎посетил ‎Палестину ‎между‏ ‎1101 ‎и‏ ‎1113‏ ‎годами, ‎пробыв ‎там, ‎по ‎его ‎собственным ‎словам, ‎16‏ ‎месяцев. ‎Жил‏ ‎он‏ ‎преимущественно ‎в‏ ‎Иерусалиме, ‎на ‎подворье ‎православного ‎монастыря‏ ‎святого ‎Саввы,‏ ‎откуда‏ ‎предпринимал‏ ‎странствия ‎по‏ ‎всей ‎стране, ‎имея‏ ‎в ‎качестве‏ ‎своего‏ ‎руководителя ‎«добраго‏ ‎вожа», ‎одного ‎из ‎сведущих ‎старцев‏ ‎приютившей ‎его‏ ‎обители.‏ ‎Иерусалимский‏ ‎король ‎Балдуин ‎I ‎(1100–1118‏ ‎гг.), ‎ставший‏ ‎во ‎главе‏ ‎крестоносцев‏ ‎после‏ ‎смерти ‎Готфрида ‎Буйонского,‏ ‎оказывал ‎Даниилу ‎всякое‏ ‎содействие ‎в‏ ‎его‏ ‎разъездах ‎по‏ ‎Святой ‎земле‏ ‎и ‎посещении ‎христианских ‎святынь ‎(сам‏ ‎Балдуин‏ ‎был‏ ‎женат ‎на‏ ‎старшей ‎внучке‏ ‎французской ‎королевы‏ ‎Анны‏ ‎Ярославны).

Называя ‎себя‏ ‎«игуменом ‎Русьскыя ‎земли», ‎а ‎не‏ ‎какого-то ‎отдельного‏ ‎княжества,‏ ‎Даниил ‎усматривал ‎одну ‎из ‎главных ‎целей ‎своего ‎паломничества‏ ‎в ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎помолиться ‎«во‏ ‎всех ‎местех ‎святых» ‎за ‎всех‏ ‎«князь ‎русскых,‏ ‎и‏ ‎княгинь,‏ ‎и ‎детей‏ ‎их, ‎епископ, ‎игумен,‏ ‎и ‎боляр…‏ ‎и‏ ‎всех ‎христиан»,‏ ‎и ‎ставил ‎себе ‎в ‎заслугу‏ ‎то, ‎что‏ ‎вписал‏ ‎в‏ ‎синодик ‎монастыря ‎святого ‎Саввы‏ ‎«имена ‎князей‏ ‎рускых»: ‎«толко‏ ‎[сколько]‏ ‎есмь‏ ‎их ‎помнел ‎имен,‏ ‎да ‎тех ‎вписах…‏ ‎И ‎отпехом‏ ‎литургии‏ ‎за ‎князи‏ ‎русскыя ‎и‏ ‎за ‎вся ‎христианы ‎50 ‎литургий,‏ ‎и‏ ‎за‏ ‎усопшаа ‎40‏ ‎литургий ‎отпехом».‏ ‎Другую ‎великую‏ ‎удачу‏ ‎своего ‎«хоженья»‏ ‎в ‎Святую ‎землю ‎Даниил ‎видел‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎ему ‎удалось ‎за ‎некую ‎мзду, ‎данную ‎ключарю ‎гробницы‏ ‎Спасителя, ‎получить‏ ‎доску,‏ ‎«сущую ‎во‏ ‎главах ‎Гроба ‎Господня ‎святаго».

Вот‏ ‎в‏ ‎этой ‎доске‏ ‎и ‎ещё ‎нескольких‏ ‎подобных ‎реликвиях,‏ ‎добытых‏ ‎русскими ‎паломниками‏ ‎в ‎Палестине ‎в ‎XII ‎—‏ ‎первой ‎половине‏ ‎XIII‏ ‎вв.,‏ ‎и ‎состояла ‎вся ‎«добыча»‏ ‎Русской ‎земли‏ ‎с ‎Крестовых‏ ‎походов.

С.Э. Цветков