Херсон – город кораблей и храмов

Предлагаем статью об истории города Херсон. Этот материал был использован при создании видеоролика «Херсон – город кораблей и храмов», который можно посмотреть по ссылке внизу или на стене группы.

Территория современного Херсона была обитаема с древнейших времён. Во времена Древней Руси здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». На Большом Потемкинском острове было поселение древних русичей, там останавливались их ладьи. В XIII-XVII веках русские были отброшены от теплых морей. Но в XVIII веке Российская империя вернулась в Северное Причерноморье. В ходе войн с Османской империей у русской армии возникла необходимость в крепости, расположенной в стратегически важном устье Днепра.

После заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора земли между Днепром и Южным Бугом отошли России. В преддверии неизбежной новой войны с Турцией остро встал вопрос о строительстве современного военного порта и адмиралтейства – основы будущего Черноморского флота. Земли будущего Херсона были на тот момент единственными принадлежавшими России на побережье Черного моря, кроме того, они привлекали простотой доставки кораблестроительных материалов из лесов, расположенных по Днепру и его притокам.

Сам командующий Азовской флотилией, вице-адмирал А. Н. Сенявин осенью 1775 года провел изыскательные работы в Днепрово-Бугском лимане, замерил глубины. Для верфи он предложил место на правом берегу Днепра в 30 км от его впадения в лиман. План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 года. В следующем году из бывших запорожских казаков был сформирован поселенческий Херсонский пикинерный полк.

В 1778 году рескриптом Екатерины II строительство верфи было отдано на попечение новороссийского генерал-губернатора
Г. А. Потёмкина. Императрица определила, что будущий город должен именоваться Херсоном в честь древнего Херсонеса Таврического – в рамках заявляемой преемственности России от древней Византийской империи — «Второго Рима» (Указ от 18 июня 1778 г. «О назначении места для заведения на Лимане гавани и верфи, и о наименовании онаго Херсоном». Потёмкин окончательно определил место городу, и потому считается его основателем. По легенде он обнаружил здесь древние ворота с греческой надписью: «Отсюда надлежит следовать в Византию». Руководство строительством, включая возведение крепости, императрица возложила на крестника Петра I, генерал-поручика флота И. А. Ганнибала. Строили Херсон матросы, солдаты и рабочие, собранные по всей России. Для вооружения крепости были отправлены 200 орудий, и Россия уверенно встала на берегах Черного моря.

На Херсонской верфи в 1783 году был заложен и спущен на воду первый линейный корабль черноморского флота, 66-пушечный «Слава Екатерины». Дело Ивана Ганнибала продолжил адмирал Ф.Ф. Ушаков, прибывший в Херсон, когда в городе свирепствовала чума. Благодаря адмиралу удалось остановить эпидемию и спасти многие тысячи жизней. За свою самоотверженную деятельность он был награждён орденом Святого Владимира IV степени, а благодарные херсонцы назвали в честь знаменитого флотоводца одну из главных улиц города – проспект Ушакова.

К сооружению Херсона были привлечены известные архитекторы и инженеры Старов, Ситников, Боржуа, Корсаков, Герма и другие. Ими был разработан план города. Центром была крепость площадью в
100 га с воротами и подъемными мостами. Восточнее располагался воинский форштадт, на запад – «Купеческий город», или «Греческое предместье», на север – «обывательские здания», а в северо-западной части – район за балкой, так и названный Забалка.

Вообще в Херсоне отметились большинство «екатерининских орлов» – самых известных вельмож и полководцев эпохи Екатерины II. Так в 1787–1791 годах строительством укреплений города руководил А. В. Суворов. Позже прославленный полководец командовал войсками Херсонского корпуса. Его именем названа ныне одна из главных улиц города.

В 1790 году здесь был открыт первый черноморский литейный пушечный завод. В конце XVIII века через Херсонский порт велась торговля с Францией, Италией, Испанией, Грецией, другими странами Европы и Египтом. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II иностранцы были чрезвычайно удивлены херсонской крепостью, возникшей там, где ранее были лишь болота. К концу XVIII века здесь насчитывалось уже около 2 тыс. домов и 10 тыс. жителей.

По мере присоединения к России новых областей Новороссии и сооружения Николаева в 1789 году, куда со временем были переведены адмиралтейство и верфи, значительная часть населения города переехала туда. Смерть князя Потемкина в 1791 году и основание Одессы, быстро ставшей крупнейшим портом юга России, привели к утрате Херсоном статуса главного города российского Причерноморья.

При императоре Александре I в 1803 году Херсон становится столичным городом Херсонской губернии, каковым и оставался до 1922 года. Был утвержден герб города: «В щите, с золотым фоном чёрный, двуглавый, коронованный орёл, держащий в правой лапе лавровую ветвь, а в левой – пламя. На груди орла щиток, имеющий голубое поле, в котором помещён золотой православный крест с четырьмя лучами».

На государственные средства в 1806 году в Херсоне строится верфь торгового судостроения, с которой ежегодно спускалось на воду от 20 до 30 торговых судов. В 1831 году все верфи города были объединены в единую государственную верфь, где с 1833 до 1843 года построили 187 судов.

В 1847 году было установлено частное пароходное сообщение между Херсоном и Одессой.

Город стал культурным центром нижнего Поднепровья. В 1813 году здесь было основано первое уездное училище, через два года – губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а через сорок лет — земское сельскохозяйственное училище. В 1838 году в городе появилась первая газета – «Херсонские губернские ведомости». Во второй половине XIX века были построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи, огромная общественная библиотека.

В 1850-е годы началось развитие промышленности – был построен первый чугунолитейный механический завод. Весь XIX век растут экономические возможности города, идет и прирост населения. Согласно данным переписи 1897 года, в городе на тот момент проживало 59 тысяч человек (русских – 47 %, малороссов – 20 %).

При императоре Николае II было проведено углубление дна в русле Днепра, что восстановило роль Херсона как важного морского порта. В начале XX века десятки миллионов пудов хлеба вывозились отсюда в Европу. Было открыто движение по железной дороге, связавшей Николаев и Херсон. В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с центром страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.

К началу Первой мировой войны в городе действовали свыше 100 предприятий (в том числе 2 судостроительные верфи, 3 чугунолитейных завода, 4 крупных лесопильных завода, 5 кожевенных заводов, табачная фабрика, 9 типографий, 2 пивоваренных завода), на которых работали 8,5 тысяч рабочих.

После революции 1917 года, в ходе Гражданской войны, вплоть до 1920 года власть в городе постоянно менялась – город побывал под контролем австро-германских войск, гетмана Скоропадского, Директории УНР, войск Антанты, армии А. И. Деникина. Херсон, как и другие города России, затронула разруха 1920-х годов. Однако, как крупный порт и судостроительный центр он был оценен большевиками. На базе сохранившихся мощностей, в годы первых пятилеток в городе развертывались предприятия традиционных для города направлений: судостроительной, пищевой, легкой промышленности. В 1939 году здесь впервые в мировой практике были спущены на воду два железобетонных дока большой грузоподъёмности. Вступил в строй новый для региона нефтеперерабатывающий завод. Город остался промышленно развитым, хотя и был лишен своего статуса столицы губернии.

Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 года германские нацисты оккупировали Херсон. 13 марта 1944 года город был освобождён войсками Красной армии. Согласно легенде, в тот же день диктор Всесоюзного радио Гостелерадио СССР Юрий Левитан зачитал в эфире сводку «Советского информбюро», в которой сообщил об освобождении Херсона, назвав город областным центром, что не соответствовало действительности. Иосиф Сталин, узнав об этом, сказал приблизительно следующее: «Нет Херсонской области? Значит будет».

И действительно, с 1944 года Херсон снова стал центром региона, постепенно восстановив свой статус крупного промышленного и сельскохозяйственного центра, хотя движение по еще имперской железной дороге Херсон – Николаев было восстановлено только в 1957 году. В 1985 году был построен Антоновский мост через Днепр, что стало большим событием для горожан.

В период независимости Украины численность населения города на протяжении 30 лет снижалась, сократившись на четверть.

В наши дни город славен не столько своей изрядно оскудевшей промышленностью, сколько достопримечательностями, связанными с его богатой историей. Прежде всего, это многочисленные храмы. Самый древний из них это Греко-Софиевская церковь, основанная в 1780 году греческими переселенцами с острова Хиос. Церковь сохранила свой первоначальный облик и внутреннее убранство до современного периода. В храме молились Григорий Потемкин, Иван Ганнибал, Александр Суворов, Фёдор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Осип Дерибас, Франц-Павел де Воллан.

Екатерининский собор — возводился с 1781 года по 1786 год под наблюдением Григория Потёмкина и был освящён в честь Екатерины Александрийской – небесной покровительницы Екатерины II. Символическое значение имеют две статуи, находящиеся возле центрального входа: Апостол Петр с ключами от рая и Апостол Павел с мечом. Херсон, по замыслу, должен быть южным Петербургом. Князь Потёмкин распорядился поставить эти фигуры возле входа, чтобы напомнить, что ключи от Юга (то есть земного рая) достались после тяжелых боев, добытые мечом. Здесь находится и захоронение самого князя Г. Потемкина. В советское время храм и могила были разграблены, иконостас уничтожен. В здании был то антирелигиозный музей, где череп Г. Потемкина выставлялся в качестве экспоната, то склад. Только после 1991 года храм вернули верующим.

Свято-Успенский собор – главный православный храм города. Сооружённый в 1798 году, он играл центральную роль в православной жизни Херсона в XIX – начале XX вв. Собор посещали российские императоры Александр II и Николай II. В 1930 году советская власть закрыла храм, и он вернулся верующим только в 1993 году.

Свято-Духов кафедральный собор – главный православный храм Херсонской области в настоящее время. Он строился с 1804 по 1835 год. Главную поддержку при строительстве храма оказали местные купцы, в честь которых херсонцы назвали церковь «купеческой». При советской власти в 1937 году храм был закрыт и использовался под склад – его убранство было уничтожено. Общине верующих его вернули только в 1944 году.

Помимо храмов город богат другими достопримечательностями. До наших дней сохранились Московские и Очаковские ворота 1783 года и арсенал 1784 года постройки из ансамбля Херсонской крепости.

В городе есть множество памятников людям, которым город обязан своим существованием. Это прежде всего памятник князю Потёмкину. И хотя оригинал 1836 года, скульптора И. П. Мартоса не уцелел, так как был похищен нацистами в ходе Великой Отечественной войны, но в 2003 году, к празднованию 225-летия города, памятник был восстановлен.

Интересен и памятник А.В. Суворову. Это работа русского скульптора Николая Рукавишникова была выполнена еще в 1904 году. Суворов изображен в мундире с погонами и лентой через плечо. Бюст выполнен по посмертной маске и является одним из лучших и точных портретов полководца.

Возле корпуса Херсонской государственной морской академии был установлен в 1957 году памятник адмиралу Ф. Ушакову скульптора
Чубина. Изначальный его вариант был из оргстекла – лишь позднее его заменили на более классическую бронзу.

Сохранился и исторический центр города с многочисленными зданиями XIX века. Из более поздней эпохи символом города является Аджигольский сетчатый стальной маяк, построенный В. Г. Шуховым в 1910 году — уникальная гиперболоидная конструкция высотой 76 метров. Это самый высокий маяк Черного моря и 18-й по высоте в мире.

В настоящее время на Херсон – этот древний и славный русский город претендуют и Россия, и Украина. Древний Херсон ждет решения своей судьбы.

 

Д.А. Мальцев