Дмитрий Андреевич Толстой: классицизм против нигилизма

В своей статье доктор исторических наук А.Ю. Минаков рассказывает о графе Д.А. Толстом, выдающемся государственном деятеле времен императоров Александра II и Александра III, обер-прокуроре Святейшего правительствующего Синода (23 июня 1865 — 23 апреля 1880), министре народного просвещения (1866—1880), министре внутренних дел и шефе жандармов (1882—1889).

Граф Дмитрий Андреевич Толстой был ненавидим либералами и революционерами, как мало кто из высших чиновников Российской империи. Разве что М.Н. Муравьев и К.П. Победоносцев могли сравняться с ним в этом отношении. О нравственной, интеллектуальной и политической дискредитации его личности и деятельности представители «освободительного» движения позаботились заинтересованно и творчески, достаточно отметить, что Толстой был выведен известным радикальным фельетонистом М.Е. Салтыковым-Щедриным в образе литературных персонажей, прославившихся «блестящими злодеяниями». Причина глубинной ненависти к Толстому очевидна: занимая важнейшие посты обер-прокурора Святейшего Синода (1865-1880), министра народного просвещения (1866-1880) и министра внутренних дел (1882-1889) он неизменно проводил последовательную и принципиальную консервативно-охранительную политику, ставящую своей целью противодействовать революционному нигилизму и либеральным идеям в сфере образования, науки и культуры.

Толстой родился в 1823 году в дворянской семье, рано потерял отца, застреленного из ревности соседом-помещиком, и воспитывался своим дядей Д.Н. Толстым, привившим ему любовь к знаниям, научным занятиям, в особенности в области истории. Юный Толстой отличался незаурядными дарованиями, памятью и эрудицией. Первоначальное образование Толстой получил в пансионе при Московском университете, а затем поступил в 1837 году Царскосельский лицей, где готовили прежде всего профессиональных чиновников.  В 1842 году, в девятнадцать лет, будучи лучшим лицеистом выпуска, Толстой окончил Лицей с золотой медалью. С 1843 года он делает первые шаги на чиновничьей стезе: служит в канцелярии императрицы Александры Федоровны по управлению учебными и благотворительными заведениями, в 1847 году был определен чиновником особых поручений в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД, где наряду с прочим занимался составлением истории иностранных исповеданий.

Уже в те годы Толстой проявил себя как человек консервативных воззрений.  Ему удалось произвести благоприятное впечатление на министра народного просвещения С.С. Уварова, ревностным последователем которого он стал. Он неоднократно бывал в подмосковном имении Уварова Поречье и некоторое время жил в его петербургском доме. По словам Толстого, Уваров видел в нём своего преемника. Толстой преклонялся перед Уваровым, а созданную им систему классического образования старался развивать и совершенствовать всю свою дальнейшую жизнь.

В 1853 году Толстой перешел в Морское министерство, где, получив должность директора канцелярии, принимал участие в составлении хозяйственного устава Морского министерства и нового положения об управлении Морским ведомством.  С началом Великих реформ Толстой выступил против либерального большинства Редакционных комиссий, готовящего крестьянскую реформу, поскольку считал, что готовящийся проект приведет к «разорению многочисленного и относительно образованнейшего сословия землевладельцев-дворян». Сам Толстой предлагал отдать крестьянам в дар усадьбы и треть находящихся в их распоряжении наделов, а остальную землю оставить за помещиками.  За такую позицию, расходящуюся с мнением либерально-бюрократического большинства, Толстой даже получил высочайший выговор.

Впрочем, это были, что называется приуготовительные шаги на административном поприще, по-настоящему он стал известен в качестве  обер-прокурора Святейшего Синода (назначен в 1865 г.) и министра народного просвещения (с 1866 г., назначение произошло сразу же после известного покушения террориста Д. Каракозова на Императора Александра II), он совмещал обе эти должности до отставки, последовавшей 24 апреля 1880 г. Толстой был, что называется, «профессиональным бюрократом», имевшим ясные представления о структуре государственного аппарата, назначении и взаимосвязи его частей. После покушения Каракозова Толстой с энтузиазмом решает задачу, чтобы в «учебных заведениях всех ведомств не было допускаемо ни явное, ни тайное проповедание тех разрушительных понятий (т.е. социалистических идей — А.М.), которые одинаково враждебны всем условиям нравственного и материального благосостояния народа». Одним из союзников министра стал М.Н. Катков, главный редактор газеты «Московские ведомости», один из столпов консервативной мысли и политики того времени. Толстой писал Каткову: «Вы знаете мое глубокое убеждение, что классическое образование должно лежать в основе всего. Требуется, чтобы слово обратилось в дело, помогите мне в этом».  Катков также считал классическую систему обучения с ее установкой на изучение древних языков при ограниченном преподавании естественных наук главным средством против материализма и социалистических идей. Ряд ключевых сотрудников Толстого стали негласными авторами «Московских ведомостей» — товарищ министра И.Д. Делянов, редактор «Журнала Министерства народного просвещения» Е.М. Феоктистов и некоторые другие.

Толстым и Катковым был разработан проект гимназического устава, предусматривающего сохранение только классических гимназий, упразднение реальных гимназий и замену их реальными училищами, в которых преподавание ограничивалось техническими предметами при уменьшении количества учебных часов по истории, географии, естествознанию и новым языкам. Объем преподавания древних языков увеличивался в полтора раза за счёт других предметов, прежде всего естествознания, которое с точки зрения разработчиков реформы в тех условиях являлось питательной почвой для нигилизма. Толстой декларировал, что научное образование «имеет целью развитие всего человека, и ничто этому не способствует столько, как изучение древнего мира и его великих образцов: они действуют и на ум, и на сердце, и на волю, словом, на всего человека, чего не может достигнуть никакой другой предмет образования». В 1871 году устав был утверждён Императором Александром II.

Серия реформ в образовании ставила своей целью проведение в жизнь сословного принцип: церковноприходская школа для крестьян, реальное училище для купцов и промышленников, классическая гимназия и университет для дворян. В итоге, число средних и высших учебных заведений увеличилось почти втрое, а низших – более чем в 20 раз, открыто 60 мужских учительских семинарий для подготовки педагогов народной школы, Русская философская семинария в Лейпциге для подготовки учителей древних языков. По разрешению Д.А. Толстого были учреждены Высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. За время министерства Толстого был открыт ряд институтов и университетов.

Гимназическая реформа предполагала большую требовательность при изучении учебной программы. Отсев гимназистов на ежегодных переходных экзаменах из одного класса в другой был весьма высок. Подавляющее большинство революционеров того времени отмечало в своих мемуарах, что они не смогли выдержать «душную, казённую атмосферу» гимназий. На самом деле, эта публика в интеллектуальном и волевом отношениях не соответствовала тем высоким требованиям, которые предъявляла система классического образования. Впрочем, несомненно также, что исключенные гимназисты представляли собой своего рода питательную среду для восприятия радикальных идей.

После создания Верховной распорядительной комиссии в 1880 г. под руководством графа М.Т. Лорис-Меликова, в которую граф старался собрать деятелей с либеральной репутацией, Толстой, как консервативный деятель, последовательно игнорировавший так называемое «общественное мнение» и вызывавший ненависть у либералом и радикалов, был отправлен в отставку. 4 апреля 1880 г. его уволили с должностей министра народного просвещения и обер-прокурора. Св. Синода, с оставлением должностей члена Государственного совета, сенатора и гофмейстера.

Однако при Александре III Толстой по рекомендации К.П. Победоносцева занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и возглавлял его вплоть до своей смерти 25 апреля 1889 г. В момент своего назначения министром внутренних дел Толстой писал Александру III: «Угодно ли будет государю иметь министром человека, который убежден, что реформы прошлого царствования были ошибкой, что у нас было население спокойное, зажиточное, жившее под руководством более образованных людей, что разные отрасли правительственной деятельности друг другу не вредили, правили местными делами агенты правительства под контролем других высших агентов той же власти, а теперь явилось разоренное, нищенское, пьяное, недовольное население крестьян, разоренное, недовольное дворянство, суды, которые постоянно вредят полиции, 600 говорилен земских, оппозиционных правительству. Поэтому задача министра внутренних дел должна состоять в том, чтобы не развивать, а парализовать все оппозиционное правительству».

Задача «парализации» оппозиции Толстым была выполнена вполне успешно.  Положение 14 августа 1881 г. «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» значительно раздвинуло пределы власти административно-полицейских органов. Во главе Департамента полиции назначаются В.К Плеве и П.Н. Дурново, успешно решавшие задачи по борьбе с революционным движением, с 1883 г. в крупных городах Империи создаются первые охранные отделения, занятые профессиональной секретной агентурной работой. За 1882—1889 гг. была раскрыта 251 нелегальная организация, осуждено по политическим мотивам 2851 человек. К концу 1880-х годов организованное революционное движение, в частности террористическая организация «Народная воля», прекратили свое существование. В 1883-1889 гг. было проведено 52 политических процесса. Была ужесточена цензура, закрыто 15 периодических изданий, преимущественно либерального направления.

В университетах была введена форма для студентов, с 1887 года при поступлении в университет требовалось предоставлять характеристики, кандидатуры деканов и профессоров подлежали замещению по назначению министра народного просвещения. Были изданы циркуляры, регулирующие социальный состав гимназий: так, наряду с циркуляром о «кухаркиных детях», запрещался прием детей проституток, содержателей публичных домов и кабаков. В 1887 году был издан циркуляр, устанавливающий процентную норму для евреев при приеме в средние и высшие учебные заведения.

В социальной политике Толстой проводил меры, преимущественно направленные на усиление роли дворянского сословия и недопущение распада крестьянской общины. В 1885 году был создан сословный Дворянский банк для льготного кредитования дворянства под залог имений. В 1889 году был принят закон о земских начальниках, назначаемых министром внутренних дел из потомственных дворян и обладавших широкими административно-полицейскими функциями. От их деятельности зависели решения местных крестьянских сходов, крестьянский волостной суд упразднялся.  В земских и городских учреждениях усиливалась роль дворянства. Для предотвращения распада крестьянской общины, которая рассматривалась как единственно возможная форма землепользования и эффективное средство для предотвращения революции, был принят закон об ограничении семейных разделов 1886 году. В рабочем вопросе Толстой проводил принцип «попечательства» с одной стороны, запрещались забастовки, с другой — на хозяев предприятий возлагались обязанности по улучшению жизни рабочих.

Спокойствие и стабилизация в царствование Александра III – во многом заслуга и Д.А. Толстого. Однако с 1885 года Толстой испытывал сильные проблемы со здоровьем и не раз обращался к Александру III с просьбой об отставке. Однако, Император отставку не принимал, требуя от Толстого общего руководства вверенным ему ведомством. В 1889 году Толстой скончался от воспаления легких.

А.Ю. Минаков