Как рождалось украинство. Кирилло-мефодиевское общество и его конец

Сложность отношений современной Российской Федерации и украинской республики заставляет нас обратиться к истории, чтобы рассмотреть корни такого явления, как «украинство».

Одной из первых организаций, в рамках которой появился украинский дискурс, было созданное в январе 1846 года в Киеве Кирилло-мефодиевское общество.

Организация начала формироваться вокруг группы молодых людей, которые вместе со студентами-товарищами посещали лекции профессора Н.И.  Костомарова по славянской мифологии. Кроме Костомарова организаторами Кирилло-Мефодиевского общества (братства) стали Н. И. Гулак, В. М. Белозерский. Впоследствии в него вошли писатель П. Кулиш, студенты Киевского университета А. В. Маркевич, А. А. Навроцкий, Г. В. Андрузский, А. Д. Тулуб и другие. В апреле 1846 года в общество вступил художник и литератор Т. Г. Шевченко.

Целью организации было объединение всех славян вокруг идеалов свободы, равенства и братства, создание федерации славянских народов на основании широкой политической автономии народностей, центром которой должен был стать Киев. Такой союз члены общества рассматривали как средство сохранения самобытности славянских народов и пробуждения их самосознания. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. В этом идеале можно увидеть, как наследие идей польской государственности, так и ранние панслависткие идеи. Организационные и программные положения общества изложены в документах: «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» (автор Костомаров), и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» (автор Белозерский), а также в пояснении к Уставу. В этих документах развивается идея о том, что украинский народ, благодаря своему свободолюбию и демократичности, освободит русских от их деспотизма, а поляков — от аристократизма. Т.е. изначально украинство рассматривалось как средство достижения некоего панславянского идеала. Беда, с точки зрения создателей общества, была в том, что средство это отсутствовало в наличии.

Участники общества видели два пути достижения своих целей: группа во главе с Н. И. Костомаровым и П. А. Кулишем предполагала разрешить все политические и социальные вопросы путём мирной пропаганды, постепенного проведения реформ, работы с молодежью. Другая группа, имевшая основное значение, (во главе с Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулаком и Н. И. Савичем), стояла за путь революционной борьбы и своей главной задачей считала уничтожение самодержавия, ликвидацию крепостного права, отмену сословий. Предполагалось, что достичь поставленных целей можно только посредством революционного переворота, для чего необходимо вести широкую агитацию среди народа, чтобы подготовить его к революционному выступлению. Украинскому народу отводилась ведущая роль в организации всех славян на освободительную борьбу.

В 1847 году один из студентов, случайно попавший на заседание Кирилло-Мефодиевского общества, донёс о деятельности организации властям. В марте — мае 1847 года члены общества были арестованы, им предъявили обвинения в намерении восстановить гетманство, изложении ряда идей в революционном духе. По утверждённому Императором Николаем I докладу шефа жандармов, графа А. Ф. Орлова, члены общества были приговорены к различным мерам наказания (при этом всем запрещался въезд в украинские губернии): Н. И. Гулак — к заключению в Шлиссельбургской крепости на 3 года с последующей ссылкой в Пермь до 1859 года, Н. И. Костомаров — к заключению в Петропавловской крепости на 1 год и ссылке в Саратов на 8 лет, П. А. Кулиш — к заключению в той же крепости на 4 месяца и ссылке в Тулу на 3 года, А. А. Навроцкий — к 6 месяцам гауптвахты с последующей службой в Вятской губернии, В. М. Белозерский — к ссылке в Петрозаводск с последующей службой в великорусском губернском городе, Н. И. Савич — к полугодовому аресту и ссылке в своё имение на 2 года. Т. Г. Шевченко был определен на 10 лет рядовым в Отдельный Оренбургский корпус. Но справедливость закона была соблюдена: ему предоставили право выслуги в унтер-офицеры.

В целом наказание было достаточно мягким, не выходящим за рамки административного. Общество было сочтено малоопасным, потому и дали его членам шанс на исправление. Многие этим шансом воспользовались – профессор Николай Иванович Костомаров сосредоточил свои усилия в профессиональной области и стал одним из виднейших русских историков XIX столетия, книги которого по сию пору пользуются немалой популярностью в России.

Строже всех был наказан Тарас Шевченко, и не столько за свое участие в обществе, сколько за обман доверия Государя, принявшего большое участие в судьбе этого безусловно талантливого человека. Напомним, что именно милостью государя Шевченко был избавлен от крепостного состояния и получил образование.

Теперь же этот «борец с царизмом» дюжинами писал слезные прошения о помиловании. Император Николай I был непреклонен – он не любил людей, обманывающих его доверие. Помилован Шевченко был лишь в 1857 году, новым Императором Александром II.

Что интересно – в середине XIX века не существовало никакого украинства как явления. Оно родилось как некий идеал в головах панславистских интеллектуалов, искавших среднее арифметическое между русской и польской идентичностью. Этому фантому еще предстояло обрести плоть и кровь, но для этого потребовалось крушение русской государственности и создание на ее месте интернациональной химеры СССР.

 

Использован фрагмент рисунка «Арест» Бориса Вакса