Как не погибла красота наша

Предлагаем статью историка и писателя А.А. Музафарова о том, что же стало первым шагом к преодолению монголо-татарского ига.

Если подойти к зданию старинной церкви, то помимо гармоничных форм можно ощутить чувство несокрушимой крепости. Все кажется таким прочным, надежным, вечным…Каменная кладка цоколя, добротный кирпич стен. Гармоничные формы окон и сводов и венчающий здание купол.

Но эта несокрушимость только кажущаяся. Если оставить здание без присмотра, то ветер, дождь и снег быстро сделают свое дело. Дождь и ветер выкрошат раствор и создадут мелкие, почти незаметные глазу трещины. Осенью в них попадет вода, которую зимние морозы превратят в лед. Трещины вырастут, так как согласно законам физики, вода в твердом виде занимает больший объем, чем в жидком. В выросшие трещины попадет еще больше воды, и процесс пойдет дальше… Лет через десять трещины будут заметны невооруженному глазу, а лет через тридцать начнут вываливаться отдельные кирпичи, камни, лет через сорок – пятьдесят начнут обрушаться стены и останется от храма только каркас из опорных столбов и подпружных арок, а придет время – рухнет и он…Если же двери и окна оставить открытыми, а здание еще поджечь, то разрушение пойдет еще быстрее.

Увы, за примерами далеко ходить не надо. По всей России разрушаются сотни заброшенных и оскверненных после большевистского переворота храмов. Если приехать на то место, где до 1237 года находилась гордая столица Рязанского княжества, то можно увидеть такой вот скелет храма. Это не остатки одного из трех каменных соборов Рязани, это остатки церкви, построенной в конце XIX века в память о погибшем городе.

Руины Церкви XIX века в Старой Рязани

А от тех, домонгольских величественных соборов, и следа не осталось.

Но как же уцелели тогда величественные белокаменные соборы Владимира, Переславля-Залесского, Кидекши? Как сохранился непревзойденный образец красоты – храм Покрова на Нерли? Кажущиеся и сейчас огромными Золотые ворота Владимира?

Ведь когда армия злонеистового Батыя взяла Владимир, то пощады не было ни людям, ни храмам.

Успенский собор стал последним прибежищем осажденных. Здесь была семья великого князя Юрия Всеволодовича, владимирские женщины и дети. Вражеские войны не сумели ворваться в узкие двери собора, и тогда монголы сложили вокруг его стен гигантский костер из разрушенных деревянных строений. Огромные языки пламени лизали белый камень стен. Лопнули стекла узких окон. Все, кто был в храме, задохнулись от дыма и жара.

После ухода завоевателей уцелевшие владимирцы вернулись на руины своего города. Разбирали завалы, хоронили погибших. Как быстро это произошло? Ответ на этот вопрос дали археологи – землю для братских могил отогревали кострами, значит это было еще зимой, через считанные недели после рокового 4 февраля.

К весне в город приехал князь Ярослав Всеволодович, который занял престол своего погибшего брата. И забот у него было множество – восстановить город, помочь чудом уцелевшим людям, как-то наладить отношения с Батыем, отбить литовские набеги и нельзя было забывать о Новгороде, на границы которого покушались соседи.

Дел много, средств – крайне мало. И все же…. Все же летопись отмечает в числе заслуг князя Ярослава Всеволодовича – он восстановил порушенные храмы. А ведь это было не просто дорого – белокаменный собор тогда стоил как сейчас космический корабль, — это еще и сложно. Князь каким-то чудом нашел людей, которые помнили, как работать с белым камнем, как заменять сгоревшие дубовые связи стен, чем покрыть крышу.

Может это и было первым шагом к преодолению ига – восстановление поруганных святынь. Смыть копоть с белых камней, очистить иконы, сохранить то достояние, что оставили предки.

Пройдет сорок лет и на амвон Успенского собора ступит епископ Серапион Владимирский и в своих проповедях укажет русскому народу путь к исходу из, казалось бы, безвыходной ситуации.  Эту проповедь услышат не сразу, но она дойдет до людей и станет руководством к действию.

А еще через два века, когда в Москву приедет премудрый и искусный итальянский мастер Аристотель Фиораванти, то государь Всея Руси Иван Васильевич пошлет его во Владимир и прикажет взять Успенский собор за образец для строительства нового храма уже в Московском Кремле. Этот храм и поныне является главным храмом нашей Церкви, в сотнях отражений он возник в русских городах и селах.

К древним храмам Владимирской земли каждый год приходят сотни тысяч человек. Кто — поклониться святыням, кто – восхититься красотой белокаменных великанов, кто – прикоснуться к истории….

Вспоминают великих князей Юрия Владимировича, Андрея и Всеволода Юрьевичей, Юрия и Святослава Всеволодовичей, что приказывали те храмы строить, вспоминают и безвестных мастеров из разных земель, что претворили княжеские замыслы в жизнь, но надо вспомнить и тех, кто восстановил белокаменных гигантов после смертоносной бури, тех, кто поддерживал и поддерживает в них жизнь сейчас, известных и безвестных мастеров, реставраторов, неравнодушных людей. Белый камень только тогда крепок, когда его поддерживает хрупкие на первый взгляд люди.

Ибо именно вера и воля людей дает такую силу Церкви, что и врата ада не одолеют ее.

Александр Музафаров