Административно-территориальная реформа Екатерины II

18 ноября 1775 года императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым была проведена реформа административно-территориального деления Российской империи.

Первым, кто провел административно-территориальное деление в России, был Пётр I. По его указу в рамках «Областной реформы» от 29 декабря 1708 года было создано 8 губерний. Изначально губернии включали в себя города и прилегающие территории, а губернаторы выполняли различные административные, правоохранительные, финансовые и судебные функции.

К 1775 году Российская империя насчитывала 23 губернии, которые были подразделены на 62 провинции и на 300 уездов. Однако губернии были слишком обширными, недостаточно было государственных учреждений, что приводило к неэффективному разделению функций управления. Одно учреждение могло заниматься одновременно финансами, правосудием, социальным призрением и благоустройством.

Необходимость изменения административно-территориального деления возникла после крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва. Целью губернской реформы 1775 года было укрепление местной власти.

В документе «Учреждение для управления губерний Российской империи» основным критерием для разделения стало количество налогооблагаемого населения – «податных душ». Разделение проводилось исключительно на основе численности населения, не учитывая географические, национальные или экономические особенности. В результате разделения 23 губерний было создано 53 наместничества (губернии). Например, вместо Архангелогородской губернии было учреждено Вологодское наместничество в составе трех областей (губерний): Архангельской, Великоустюжской, Вологодской. Была укреплена местная власть и контрольные органы через организацию иерархичной системы административных институтов для дворян, горожан и крестьян. Полномочия были четко разделены между различными органами власти, каждая местная структура была наделена определенными функциями. Размеры регионов были уменьшены, провинции ликвидированы, нарезка уездов изменена. В губернии проживало от 300 до 400 тысяч человек, а в уезде примерно 30 тысяч человек.

Гербы губерний европейской России

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Губернская реформа привела к упразднению коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской, с переносом их функций на местные губернские органы. В ходе реформы 1775 года впервые в российском законодательстве появился документ, определяющий деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система органов управления продержалась до 1864 года, а административно-территориальное деление действовало до 1917 года.

Говоря о недостатках реформы, некоторые исследователи отмечают рост бюрократического аппарата, который привел к существенному увеличению расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз. Необходимо отметить, что, по мнению ряда специалистов, губернское (областное) деление России по территориальному и демографическому принципам имеет больше преимуществ, чем деление СССР и Российской Федерации на автономные республики, края и области.

Источник фото документа:

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности. Российский государственный архив древних актов. Ф. 10. Оп. 1. Д. 32. Л. 32-33