Сухопутный шляхетский кадетский корпус

Статья рассказывает об истории первого русского кадетского корпуса, основанного в 1731 году в Санкт-Петербурге, об устройстве жизни в корпусе и его внутренних порядках, о выдающихся организаторских способностях начальников корпуса И.И. Бецкого, Ф.Е. Ангальта, М.И. Кутузова. Принципы, заложенные в основу организации учебно-воспитательного процесса в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, звучат современно даже в XXI веке. Они во многом опередили свое время.

С начала XVIII века в России осознавали важность создания учебного заведения, которое было бы общеобразовательным и воспитательным для дворян, готовило бы их к службе государству. Проекты такого учреждения появлялись еще со времен Петра I и Екатерины I, однако сама идея была реализована только в начале царствования императрицы Анны Иоанновны. Инициатива создания в России кадетских корпусов для дворян принадлежала генерал-прокурору Сената графу П. И. Ягужинскому. По личному указу императрицы Анны Иоанновны 29 июня 1731 года был основан Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Проект создания аналога европейских Рыцарских Академий — военного учебного заведения для молодых дворян — был подготовлен графом П. И. Ягужинским и президентом Военной коллегии графом Б.-К. Минихом.

Корпус решили открыть в Санкт-Петербурге, под его нужды отвели дворец, располагавшийся на набережной Васильевского острова и принадлежавший ранее фавориту Петра I князю Александру Даниловичу Меншикову. На обучение принимались исключительно дети дворянского происхождения. Сам термин «шляхетство» в начале XVIII века обозначал «множество служилых чинов». При поступлении в корпус преимущество отдавалось детям, родители которых погибли или были ранены на войне, либо обедневшим дворянам. Обязательным условием было умение читать и писать. Кадеты размещались в комнатах по 6-7 человек, из которых один назначался старшим. В том же здании проживали учителя, часть офицеров, надзиратели, воспитательницы и священник. Также во дворце, который впоследствии назвали кадетским домом, помимо жилых помещений располагались физические и химические кабинеты, церкви (православная, лютеранская и католическая), «оптическая камора» с телескопом и компасами, музей с коллекцией сибирских минералов, богатая библиотека отечественной и зарубежной литературы, во дворе был разбит ботанический сад, представлявший флору не только России, но и некоторых других стран, был учебный арсенал, механическая и архитектурная «каморы»» и даже небольшая картинная галерея.

Каждый монарх стремился внести свой вклад в образование будущих военных России. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили подарки, проявляли заботу. Программы обучения постоянно совершенствовались, лучшие образовательные практики находили здесь свое применение. С 1766 по 1800 год корпус именовался Императорским.

Основное отличие российского кадетского корпуса от его европейских аналогов заключалось в его многопрофильности. Помимо военных дисциплин (верховой езды, артиллерии, фортификации, «солдатской экзерциции») здесь преподавали чистописание, архитектуру, рисование, геральдику, музыку и танцы и ряд других дисциплин. Будущие выпускники по завершении обучения могли поступить как на армейскую, так и на гражданскую службу, исходя из собственных талантов и предпочтений.

Устройство жизни в корпусе и его внутренние распорядки могли значительно различаться в разное время в зависимости от методов и взглядов, которых придерживался директор. Изначально кадеты делились по военному типу на 2 роты, по 100 человек в каждой. Помимо этого, все воспитанники были разделены на 4 возрастных класса, самым младшим из которых был четвертый, а старшим — первый. Прохождение каждого класса занимало 5-6 лет.

Существенная реорганизация учебного процесса была проведена, когда шефом корпуса в марте 1765 года стал Иван Иванович Бецкой. Первым делом он составил устав корпуса, с помощью которого ликвидировали деление воспитанников на роты, а взамен их ввел пять возрастов, каждый из которых также состоял из пяти отделений. При этом количество обучающихся возросло почти до 600. Продолжительность перехода из одного возраста в другой составляла 3 года. Таким образом все обучение занимало 15 лет, на протяжении которых воспитанники не имели права покидать территорию корпуса. Побег считался очень серьезным проступком. В первое время за него подвергали телесным наказаниям, а в Морской академии это даже грозило смертной казнью. Однако при Бецком наказание стало более мягким: за первый побег провинившегося отсылали на учебу в гарнизонную школу для солдатских детей сроком на полгода, за повторный — на три года. Все проступки кадет, включая побег, заносились в штрафной журнал. Рядом с описанием проступка делались записи о мерах, применяемых для их исправления, и об эффективности этих мер.

Огромное значение в воспитании юношей, по мнению Бецкого, имело личное общение с ними директора корпуса. Как поощрение, он практиковал приглашения хорошо успевающих кадет к себе домой на чай. Особо послушных малолетних кадет даже приглашала к себе сама императрица Екатерина II, чтобы те играли с ее внуками. Бецкой также считал, что нравственному воспитанию во многом способствуют музыкальные занятия и танцы, без которых не мыслили образование светского человека того времени. К выпуску из корпуса каждый кадет должен был научиться сносно играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Помимо музыки, большое внимание уделялось и театральному искусству. Кадеты в обязательном порядке изучали декламацию, в чем им помогали известные русские или иностранные артисты.

Несмотря на все достижения и заслуги Бецкого, по-настоящему золотым веком кадетского корпуса стало начальство над ним Федора Евстафьевича Ангальта. Так же, как и его предшественник, Ангальт был офицером и талантливым педагогом, он пользовался расположением императрицы. Он продолжил политику Бецкого, ориентируясь прежде всего на нравственное воспитание кадетов. При нем в корпусе появилось интересное новшество — «говорящая стена», на которой писали различные афоризмы и изречения мыслителей древности. После занятий граф Ангальт, по воспоминаниям современников, любил прогуливался по парку с кадетами вдоль этой стены, объяснять им значение написанного и дискутировать, желая, чтобы кадеты не просто заучили эти высказывания на память, но и понимали всю глубину их смысла. Кадеты сдавали экзамены каждые четыре месяца, а в конце года — публично, в присутствии самой императрицы или при министрах, генералитете и духовных и гражданских знатных особах. Впоследствии этот порядок был изменен — оставили только два публичных экзамена в году — 15 марта и 15 сентября в присутствии одного из сенаторов, некоторых профессоров и учителей Академии наук и Инженерного корпуса. При Ангальте изменилась система поощрения. Каждый экзамен теперь оценивали в баллах, их суммировали, и кадета, набравшего наибольшее количество, директор лично награждал медалями, различными чертежными инструментами или книгами (например, полным собранием биографий Плутарха).

В 1794 году корпус принял под свое командование Михаил Илларионович Кутузов. За его плечами к тому времени уже была преподавательская работа в Артиллерийской и инженерной школе, строевая служба и самое главное — участие в боевых действиях против Османской Империи. Он хорошо знал потребность армии в подготовленных офицерах. Он произвел в корпусе значительные изменения: ввел классно-урочную систему обучения, по которой в классе стали объединять воспитанников одного возраста и приблизительно одного уровня знаний, учредил зимние и летние каникулы. Вместо пяти возрастов были организованы четыре мушкетерские роты и одна гренадерская по 96 кадетов в каждой. Причем в гренадерскую роту отбирались кадеты, наиболее подготовленные в строевом отношении, — служить в гренадерской роте считалось более почетно, чем в мушкетерских. Из лучших кадет гренадерской и мушкетерских рот назначались унтер-офицеры, имевшие определенные знаки различия, преимущества по службе и повышенное денежное содержание. Все это, по мнению Кутузова, должно было влиять на повышение дисциплины и приближать кадет к армейской действительности. Изменилось и отношение к самим кадетам, теперь они были не детьми и воспитанниками, но солдатами и будущими офицерами. Стремясь улучшить военное образование, Кутузов также ввел в корпусе дополнительные занятия по тактике и военной истории. Эти занятия проходили не только с кадетами, но и с офицерами корпуса т.е. преподавателями, для повышения их компетентности. Раз в год занятия для старших воспитанников переносились на два месяца из здания корпуса в летние лагеря, ставшие затем традиционными во всех военно-учебных заведениях страны. В лагере кадеты отрабатывали различные тактические приемы, стреляли из ружей и артиллерийских орудий, получали определенные командирские навыки, учились работать с картой, делать топографическую съемку местности, распознавать сигналы и перестраиваться по команде.

Все эти преобразования Михаила Илларионовича впоследствии дали результат. Его воспитанники отлично зарекомендовали себя на полях сражений Отечественной войны 1812 года. Многие другие выпускники кадетского корпуса стали достойными и известными людьми, внесли большой вклад в развитие русской культуры и государства.

Надо отметить, что в 1800 году учреждение было переименовано в Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус, а с 1864 года стало носить название Первой Санкт-Петербургской военной гимназии. С установлением советской власти первый русский кадетский корпус в 1918 году был упразднён.

Принципы, заложенные в основу организации учебно-воспитательного процесса в Сухопутном корпусе, звучат современно даже в XXI веке. Они во многом опередили свое время.

По материалам https://dzen.ru/a/YqOAXsv7YydDxNEm